Тема 2. Туризм как объект управления.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ДИСЦИПЛИНЫ
Цельюдисциплины «Менеджмент» является создание системы знаний
о менеджменте как науке управления, принципах, моделях и социальной
значимости управления, а также профессиональных умениях и навыках
менеджера.
Задачамидисциплины «Менеджмент» является
изучение системы и структуры управления, его основных функций,
анализ методов менеджмента,
изучение особенностей менеджмента в сфере сервиса.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Менеджмент» является дисциплиной базовой
(общепрофессиональной) части профессионального цикла по направлению
подготовки 100100 Сервис.
В результате изучения учебной дисциплины «Менеджмент» студент
должен:
знать:
содержание ключевых понятий менеджмента, основные подходы
понимания менеджмента как науки и практики управления;
принципы управления и основные системные модели управления (ОК-
2),
методы планирования, принятия управленческих решений,
организации делового общения, управления конфликтами;
уметь:
понимать социальное культурное значение управления, его роль в жизнедеятельности человека и организации;
понимать взаимосвязь структурных компонентов организации и
механизмы их взаимодействия;
применять соответствующие методы для выработки и принятия
оптимального управленческого решения;
формулировать цели и задачи бизнеса;
осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями
отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным;
выделять и учитывать основные психологические особенности
потребителя в процессе сервисной деятельности;
готовностью к разработке и реализации технологии процесса сервиса,
формированию клиентурных отношений;
понимать сущность и значение информации в развитии современного
информационного общества, соблюдать основные требования
информационной безопасности;
участвовать в работе над инновационными проектами, используя
базовые методы исследовательской деятельности;
владеть:
навыками анализа проблем в управлении и прогнозирования развития
организации;
навыками работы в коллективе для обсуждения проблем управления,
выработки и принятия решений;
готовностью к планированию производственно-хозяйственной
деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры
рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной
политики государства
готовностью к компромиссу с потребителем по возможному варианту и
требуемому качеству обслуживания;
письменной и устной речью на русском языке, способен использовать
профессионально ориентированную риторику, методами создания текстов;
готовностью к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Основы управления.
Рыночная экономика и менеджмент: понятия, сущность менеджмента. Менеджмент как наука управления: субъект, объект, предмет, цели и задачи, сопряженные области знания. Универсальные системные модели управления. Профессиональные компетенции и навыки менеджера. Опыт менеджмента за рубежом. Возможность его использования в России.
Тема 2. Туризм как объект управления.
Основные понятия и управленческие категории туризма: определение
туризма, типы туристов, виды и формы туризма, туристское предложение.
Основные этапы развития менеджмента в туризме. Развитие менеджмента
туризма в России. Особенности туризма как объекта управления.
Тема 3. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма.
Система управления туризмом. Экономика; экология и туризм; социальная
сфера как внешняя среда туризма; влияние политики на развитие туризма;
технологии, обеспечивающие развитие туризма. Туристские регионы,
организации и предприятия. Внутренняя и внешняя среда бизнеса в сфере сервиса и туризма. Структура управления туризмом: горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации.
Цели и задачи управления предприятием. Организация работы по управлению предприятием. Проектирование организационных структур. Система коммуникаций.
Тема 8. Искусство общения. Организация и проведение деловых
Совещаний и переговоров.
Значение и формы общения. Задачи деловых совещаний. Классификация
деловых совещаний. Организация деловых совещаний. Подготовка,
проведение переговоров. Решение проблемы и завершение переговоров.
Анализ деловых переговоров. Этика делового общения. Внешние связи и возможности менеджмента. Налаживание взаимовыгодного сотрудничества.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||||||
Аудиторные занятия | ||||||||
Лекции | ||||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||||
Семинары (С) | ||||||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||||||
И (или) другие виды аудиторных занятий | ||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Курсовой проект (работа) | ||||||||
Расчетно-графические работы | ||||||||
Реферат | ||||||||
И (или) другие виды самостоятельной работы | ||||||||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен | ||||||
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
для студентов дневного отделения
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | Практические занятия или семинары |
Основы управления. | |||
Туризм как объект управления | |||
Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма | |||
Функции и принципы менеджмента туризма | |||
Методы менеджмента и стили руководства туристской фирмой | |||
Управленческие решения | |||
Управление персоналом туристской фирмы | |||
Искусство общения. Организация и проведение деловых совещаний и переговоров. | |||
Управление конфликтами и стрессами | |||
Эффективность менеджмента туризма | |||
Всего |
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
для студентов заочного отделения
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции |
Основы управления. | ||
Туризм как объект управления | ||
Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма | ||
Функции и принципы менеджмента туризма | ||
Методы менеджмента и стили руководства туристской фирмой | ||
Управленческие решения | ||
Управление персоналом туристской фирмы | ||
Искусство общения. Организация и проведение деловых совещаний и переговоров. | ||
Управление конфликтами и стрессами | - | |
Эффективность менеджмента туризма | - | |
Всего |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации самостоятельной работы
1) по использованию материалов УМК:
Учебная программа используется студентами для ознакомления с основным
содержанием курса «Менеджмент в СКСиТ». В рабочей учебной программе
содержится название изучаемых разделов и количество отводимых на них
часов. УМК содержит темы семинарских занятий, список литературы,
методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов, вопросы к зачету. Вопросы к контрольным работам, списки
обязательной и дополнительной литературы и источников используются в
самостоятельной работе и для подготовки к к рубежному контролю и зачету.
В УМК входят примерные вопросы к контрольным работам и задания к
семинарским занятиям.
Время, отведённое студентам на самостоятельную работу, должно
расходоваться для подготовки к семинарским занятиям и рубежному
контролю. Результаты работы проверяются преподавателем в ходе
семинарских занятий, в ходе рубежного контроля, а также на экзамене.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение ими основной
литературы по темам, которые не освещаются на лекциях и семинарских
занятиях.
2) по подготовке к семинарским занятиям:
Основным видом работы в ходе подготовки к семинарскому занятию
является самостоятельное изучение студентом научной и учебной
литературы, материалов лекций . Работа на семинаре предполагает
изучение предложенных в УМК вопросов в форме обсуждения. Студент
также может подготовить доклад по конкретной теме, оформленный в
печатном виде и представленный устно в рамках семинарского занятия.
3) по подготовке к рубежному контролю:
Основным видом работы в ходе подготовки к рубежному контролю является
самостоятельное изучение студентом научной и учебной литературы,
материалов лекций и УМК. Рубежный контроль проводится в форме тестов,
предлагаемых студенту в печатном виде.
Темы семинарских занятий (для студентов дневного
отделения)
Фирмой.
Вопросы к семинару:
1. Понятие и характеристика стилей руководства.
2. Управленческая решетка.
3. Поведенческие факторы управления.
4. Личность и авторитет менеджера.
Фирмы.
Вопросы к семинару:
1. Основные направления рациональной организации труда.
2. Управление трудовыми процессами посредством состязательности
3. Система вознаграждения. Ее экономические, психологические,
социальные особенности.
4. Культура управленческого труда.
Совещаний и переговоров.
Вопросы к семинару:
1. Разработка технологии проведения делового совещания.
2. Разработка технологии проведения деловых переговоров.
ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПРЕДМЕТУ
«МЕНЕДЖМЕНТ В СКСТ»
1. История развития менеджмента в СКСТ.
1.1. Предпосылки развития менеджмента в туризме.
1.2. Основные этапы развития менеджмента.
1.3. Развитие менеджмента в России.
2. Менеджмент персонала.
2.1. Человеческие ресурсы в менеджменте.
2.2. Структура и функции службы управления персоналом. Роль руководства в обеспечении эффективности управления туристской фирмой.
2.3. Профессиональное развитие персонала. Мотивация рабочей силы.
2.4. Квалификационные требования к основным должностям работников туристской индустрии.
3. Менеджмент туристских фирм
3.1. Организационная структура туристских фирм.
1.2. Управление операциями в туристской фирме.
1.3. Социально-психологические основы руководства туристской фирмой.
2. Менеджмент регионального туризма.
2.2. Особенности регионального туризма как объекта управления.
2.3. Организационные структуры регионального туризма, их функции.
2.4. Этапы решения организационных задач регионального менеджмента.
3. Технология принятия решений в менеджменте.
3.2. Содержание и виды управленческих решений.
3.3. Процесс и методы принятия управленческих решений.
3.4. Информационное обеспечение управленческих решений.
3.5. Условия эффективности управленческих решений.
4. Инновационный менеджмент в туризме.
4.2. Инновации как объект инновационного менеджмента.
4.3. Инновационные процессы: понятие, сущность.
4.4. управление инновационными проектами.
5. Стиль управления туристской фирмой.
5.2. Понятие и характеристика стилей управления.
5.3. Управленческая решетка Р.Блейка.
5.4. Менеджер в системе ГРИД.
6. Эффективность менеджмента в туризме.
6.2. Понятие эффективности менеджмента в туризме.
6.3. Экономическая эффективность менеджмента в туризме.
6.4. Социальная эффективность менеджмента туризма.
7. Функциональный менеджмент.
7.2. Элементы стратегического менеджмента.
7.3. Управление рисками.
7.4. Работа менеджера в кризисной ситуации.
7.5. Элементы этики делового общения. Проведение деловых переговоров.
8. Управление процессами труда в туризме.
8.2. Особенности управленческого труда в туризме.
8.3. Направления рациональной организации труда.
8.4. Мотивации в управлении трудовыми процессами.
8.5. Культура управленческого труда.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ДИСЦИПЛИНЫ
Цельюдисциплины «Менеджмент» является создание системы знаний
о менеджменте как науке управления, принципах, моделях и социальной
значимости управления, а также профессиональных умениях и навыках
менеджера.
Задачамидисциплины «Менеджмент» является
изучение системы и структуры управления, его основных функций,
анализ методов менеджмента,
изучение особенностей менеджмента в сфере сервиса.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Менеджмент» является дисциплиной базовой
(общепрофессиональной) части профессионального цикла по направлению
подготовки 100100 Сервис.
В результате изучения учебной дисциплины «Менеджмент» студент
должен:
знать:
содержание ключевых понятий менеджмента, основные подходы
понимания менеджмента как науки и практики управления;
принципы управления и основные системные модели управления (ОК-
2),
методы планирования, принятия управленческих решений,
организации делового общения, управления конфликтами;
уметь:
понимать социальное культурное значение управления, его роль в жизнедеятельности человека и организации;
понимать взаимосвязь структурных компонентов организации и
механизмы их взаимодействия;
применять соответствующие методы для выработки и принятия
оптимального управленческого решения;
формулировать цели и задачи бизнеса;
осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями
отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным;
выделять и учитывать основные психологические особенности
потребителя в процессе сервисной деятельности;
готовностью к разработке и реализации технологии процесса сервиса,
формированию клиентурных отношений;
понимать сущность и значение информации в развитии современного
информационного общества, соблюдать основные требования
информационной безопасности;
участвовать в работе над инновационными проектами, используя
базовые методы исследовательской деятельности;
владеть:
навыками анализа проблем в управлении и прогнозирования развития
организации;
навыками работы в коллективе для обсуждения проблем управления,
выработки и принятия решений;
готовностью к планированию производственно-хозяйственной
деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры
рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной
политики государства
готовностью к компромиссу с потребителем по возможному варианту и
требуемому качеству обслуживания;
письменной и устной речью на русском языке, способен использовать
профессионально ориентированную риторику, методами создания текстов;
готовностью к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Основы управления.
Рыночная экономика и менеджмент: понятия, сущность менеджмента. Менеджмент как наука управления: субъект, объект, предмет, цели и задачи, сопряженные области знания. Универсальные системные модели управления. Профессиональные компетенции и навыки менеджера. Опыт менеджмента за рубежом. Возможность его использования в России.
Тема 2. Туризм как объект управления.
Основные понятия и управленческие категории туризма: определение
туризма, типы туристов, виды и формы туризма, туристское предложение.
Основные этапы развития менеджмента в туризме. Развитие менеджмента
туризма в России. Особенности туризма как объекта управления.