Тема 2.1.1. Туризм и гостиничное хозяйство как объект управления

Тема 2.1.1. Туризм и гостиничное хозяйство как объект управления

Содержание лекции

1. Сущность туризма, факторы его развития[1].

Основные понятия и управленческие категории туризма.

Определение туризма. Индустрия туризма. Виды и формы туризма. Типы туристов. Основные факторы развития туризма.

Туристский продукт. Тур как первичная продажная единица туристического продукта Продвижение турпродукта. Туристское предложение.

2. Особенности туризма как объекта управления. Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.

Экономическое содержание туризма. Эффект мультипликации туризма в экономике[2].

3. Гостиничное хозяйство – основное звено материально-технической базы туристической индустрии[3].

Функциональное назначение гостиничного предприятия.

Классификация современных гостиниц. Уровень комфорта. Классификация гостиниц в РФ. Требования к гостиницам различных категорий. Классификация гостиничных номеров. Вместимость номерного фонда. Гостиничные цепи и их эффективность в развитии туризма. Тенденции развития гостиничного хозяйства в России. Экономика гостиничного хозяйства в туризме.

Вопросы лекции

1. Сущность туризма, факторы его развития.

2. Особенности туризма как объекта управления.

3. Гостиничное хозяйство – основное звено материально-технической базы туристической индустрии.

Введение

В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Туризм как межотраслевой комплекс соци­ально-бытовой инфраструктуры играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валово­го национального продукта, и в ближайшие годы станет наиболее важным ее фактором.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на за­нятость населения. В настоящее время каждый 15-й работник в мире занят в сфере гостиничного и туристского бизнеса. На долю туризма приходится около 7% мирового капитала, 5% всех миро­вых налоговых преступлений, 11 % мировых потребительских рас­ходов. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн. и, по прогнозам Всемирной туристской организации, их число к 2010 г. достигнет миллиарда. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии ту­ризма.

Туристский рынок не существует независимо от государства и общества. Главная задача государства в нынешних условиях – выра­ботка стратегии туристской деятельности, ее правовое регулирова­ние, оказание содействия предприятиям гостиничного и туристского комплекса в развитии производства, заключение соглашений с иностранными государствами в целях создания лучших условий для развития международного туризма, создание благоприятного для туризма имиджа страны.

Туризм становится индустрией досуга, и крупнейшие предпри­ниматели делают ставку на получение доходов от развития массо­вых форм туризма, основанного на внедрении достижений техни­ческого прогресса на транспорте, в средствах размещения, связи, организации питания, сфере рекреации и других видах обслужи­вания.

Туристский бизнес привлекателен для предпринимателей с небольшим стартовым капиталом, быстрым сроком его окупаемо­сти, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат. Но для эффективного ве­дения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо раз­бираться в вопросах экономики туризма, а также гостинич­ного хозяйства как основы материально-технической базы туристской индустрии.

Учебные задачи лекции.

1. Раскрыть содержание туризма и его основных понятий.

Показать особенности туризма как объекта управления.

3. Выяснить содержание индустрии гостеприимства и место в ней гостиничного хозяйства.

4. Рассмотреть функциональное назначение гостиничного предприятия и его структуру.

Сущность туризма, факторы его развития

Содержание и основные категории индустрии туризма.

Индустрия туризма включает в себя:

1) Совокупность отраслей индустрии туризма

- индустрию гостеприимства,

- индустрию досуга и развлечений

- транспортное обслуживание,

- государственные и общественные орга­низации,обеспечивающие регулирова­ние туристской деятельности и управ­ление ею, принятие соответствующих законов и нормативных актов, а также рекламу туристского продукта.

2) Материальная база индустрии туризма

- рекреаци­онные ресурсы,

- материально-техни­ческая база туризма,

- производимые товары и услуги,

- различные виды производств,связанные с обеспечением путешествий и полно­ценного отдыха (карты, сувениры, товары пляжного отдыха др.),

- инфраструктуры.

3) Субъекты индустрии туризма

- туроперато­ры и турагенты какнепос­редственные разработчики туристско­го продукта в функции которых входит продвижение турпродукта на рынке,

- кадры, производящие товары и услуги,

- кадры, обслуживаю­щие туристов,

- учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров для туризма.

4) Объект туризма – сами туристы,

Интенсивное раз­витие индустрия туризма было отмечено в мире в 50-х годах XX в., когда на смену туризму избранных приходит массовый туризм. В индустрия туризма широко внедряются достижения технического прогресса, новые формы социальной организации и управления; в анализ индустрии туризма включа­ются научные коллективы, которые помогают организовывать и прогнози­ровать развитие туризма.

Таким образом, туристическую индустрию можно рассматривать как совокуп­ность гостиниц или иных средств размещения, средств транспор­та, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих ту­ристическую деятельность, организаций, предоставляющих услу­ги гидов-переводчиков и самих туристов как потребителей туруслуг.

Основное содержание индустрии туризма составляютиндустрия гостеприимства, индустрия досуга и развлечений, индустрия развлечений, индустрия питания.

Индустрия гостеприимст­ва – система современных произ­водств, предприятий, сервисных уч­реждений и организаций, специали­зирующихся на обслуживании приез­жающих в данную местность на сравнительно короткий период време­ни людей с целью отдыха, деловых встреч или с личными целями.

Индустрия гостеприимства включает в себя такие услуги и звенья сервисной деятельности, как:

- размеще­ниегостей,

- общественное питание,

- перевозка,

- отдых (рекреация),

- раз­влечения.

Индустрия гостеприимства, будучи по своему це­левому назначению особым сегментом сферы обслуживания приезжих, час­тично пересекается по характеру и объему своих составных частей (оте­лями, инфраструктурой, центрами питания и др.) с учреждениями инду­стрии досуга и индустрии туризма.

Индустрия досуга –совокуп­ность современных отраслей, производ­ственных подразделений, учреждений и фирм, назначение которых сводится к созданию товаров, предоставлению продукции и услуг для использования их человеком в свободное время. Индустрия досуга развивается на стыке хозяйственной, социальной, культурно-художествен­ной сферы, а также сферы рекреации и услуг, вводя в свой оборот также удобные территории и часть ландшафтно-природной среды. В разных стра­нах индустрия досугасостоит из неодинакового на­бора направлений и видов услуг.

Со­гласно международной стандартной классификации, к индустрии досуга относят:

- спе­циализированные предприятия отды­ха и развлечений, включающие в свой состав учреждения культуры, спортив­но-оздоровительные, зрелищные и развлекательные предприятия,

- зоны отдыха и рекреации,

- произ­водства, создающие товары и продук­ты для использования их на отдыхе и в свободное время.

Развитию индустрии досуга спо­собствует возросшая в последнее вре­мя мобильность людей.

Индустрия развлечений –часть индустрии досуга,состоящая из совокупности современных произ­водств, крупных организаций и не­больших фирм, производящих товары для реализации эмоционально насы­щенного отдыха, создающих условия для увлекательного проведения свободного времени.

Важнейшими видами индустрии развлечений, позволяющими потребителям в большей степени испытать приятные или острые ощущения, выступают

1) товары индустрии развлечений

путешествия,

массовые зрелища,

ат­тракционы,

спортивные состязания,

ка­зино,

эстрадные концерты,

конные забеги и т.д.

2) Важное звено индустрии развлечений состав­ляют те структуры менеджмента, ко­торые создают условия для отдыха, организуют и непосредственно прово­дят мероприятия развлекательного ха­рактера – производители товара индустрии развлечений:

- стационар­ные организации и учреждения (пер­сонал кинотеатров, парков культуры и отдыха и др.),

- временные кол­лективы, зависящие от конъюнктуры и спроса (работники центров игровых автоматов) или создаваемые на оп­ределенный сезон (цирковые, эстрад­ные коллективы) или для проведения какого-либо праздника.

- производства, создающие товары для отдыха (настольные игры, книги, компакт-диски, спортивный инвен­тарь), а также сложную технику, по­зволяющую организовывать индивиду­альный отдых в домашних условиях или коллективный отдых в общественных местах.

Индустрия питания –система современных производств, торговых фирм, крупных центров и небольших пунктов обслуживания, связанных с

- созданием и переработкой продоволь­ственной продукции,

- ее расфасовкой и продажей через торговую сеть,

- с при­готовлением пищевых полуфабрикатов, требующих дальнейшей обработки,

- с приготовлением пищи и ее употреблением.

Индустрия питания позволяет облег­чить приготовление пищи, сделать приятным процесс ее приема не толь­ко в рамках семейных домохозяйств, но и в центрах общественного пита­ния – в ресторанах, столовых, кафе, закусочных, в домах отдыха и кемпин­гах, в специально отведенном для это­го месте на авто- и железнодорожных вокзалах, в аэропортах, а также в са­мих средствах передвижения (в поез­дах дальнего следования, на воздуш­ном и водном транспорте).

Туристические услуги составляют значительную часть потреб­ляемых населением услуг и имеют специфический социально-оз­доровительный характер, т.е. отдых, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др., сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, политический, вос­питательный и эстетический факторы.

Во многих странах туризм играет значительную роль в форми­ровании внутреннего валового продукта, создании дополнитель­ных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активиза­ции внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, стро­ительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

По прогнозам экспертов Всемирной туристической организа­ции, мировая индустрия туризма входит в период постоянно уве­личивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающей­ся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потре­бителей туристических услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Дальнейшее развитие ми­рового туристического рынка все больше определяется новейши­ми информационными технологиями.

Применительно к индустрии туризма существуют такие поня­тия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт».

Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом мате­риальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торго­вым балансом страны называется разница между стоимостью ви­димого экспорта и стоимостью видимого импорта.

Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг.

Большая часть дохода от невидимого экспорта турис­тических услуг поступает от прибывших иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и дру­гие услуги в стране пребывания.

Невидимый импорт сферы турис­тических услуг со­ставляют деньги, потраченные иностранными гражданами в стране пребывания во время их зарубеж­ных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в этой стране, а также оплата дивидендов иностранным ин­весторам индустрии туризма.

Потребление в туризме определяется как стоимость туристи­ческих продуктов (товаров и услуг), используемых для непосред­ственного удовлетворения потребностей туриста или экскурсанта. Сюда относятся:

- расходы потребителя на пакет услуг (турпродукт),

- отдельные расходы на размещение, питание и напитки, транс­порт, досуг, отдых, культурные, спортивные, экскурсионные и дру­гие мероприятия,

- расходы на покупки в месте пребывания,

- про­чие расходы.

Туристский продукт – это комплекс туристических услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его путешествия, т.е. совокупность вещественных (товара) и неве­щественных (услуги) потребительных стоимостей. Следовательно, туристский продукт – это комплекс­ное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных составляющих, сово­купности вещественных (товары) и невещественных (услуги) потребитель­ских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием. Основу туристскогопродукта образуют культурные, исторические ценности, природные, климатические факторы, которые и определяют его товарную ценность. В стоимость туристскогопродукта включаются и стоимости материальных услуг, образующих сервисное обслужи­вание и влияющих на покупательский спрос.

Под туристическим товаром понимается продукт труда, создан­ный для продажи и предназначенный для использования преиму­щественно туристами или экскурсантами.

Туристические услуги – это услуги субъекта в туристической деятельности по размещению, питанию, транспортному, инфор­мационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта и развлечений, направленные на удовлет­ворение потребностей туриста.

Это специфический товар, кото­рый не имеет вещевого выражения, т.е. его невозможно увидеть и невозможно накапливать. Они могут реализоваться только в том случае, когда есть спрос со стороны туриста. Проявляются во время путешествия в виде улучшения здоровья, удовлетворения туристи­ческих потребностей, отдыха, хорошего настроения, ознакомления с природными и культурно-архитектурными достопримечательно­стями.

На основании этого можно сказать, что единицей туристи­ческой услуги является комплекс услуг, которые оказываются од­ному потребителю на протяжении определенного промежутка времени.

Первичной продажной единицей туристического продукта на туристическом рынке, как правило, является тур.

Тур– это 1) «комплекс услуг по разме­щению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от це­лей путешествия» (закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 г., Приложение № I);

2) комплексная туристская услуга, пу­тешествие, поездка, организуемая на индивидуальной или коллективной основе по определенному маршруту и программе с предварительным брони­рованием и приобретением проездных билетов, гостиничных, транспортных, экскурсионных услуг и услуг питания, оформлением виз, страховки и т.д.

В зависимости от целей различаются познавательные, фольклорные, охотничьи, лечебные туры; по способам передвижения – автотуры, круизы и пр.

На практике под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.

Первый вид – тур, комплексная туристическая услуга, пред­лагаемая фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продана потребителю для личного пользования (в розницу), а так­же оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды.

Второй вид – отдельные туристические услуги, к которым можно отнести транспортные услуги, услуги размещения, услуги по оформлению загранпаспортов, страховку, экскурсионную про­грамму, прокат автомобиля и много другое.

Третий вид – товары туристического назначения, включая раз­личного рода информационные материалы (каталоги, справочни­ки, карты, словари, путеводители и т.д.), которые необходимы ту­ристу и путешественнику в стране пребывания.

Разработка туристического продукта – сложный и многосту­пенчатый процесс, который включает:

- маркетинговые исследова­ния и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем,

- предполага­емый потребительский спрос,

- направление выезда,

- конъюнктуру туристического рынка,

- оценку реальных затрат на разработку, рек­ламу и продвижение турпродукта.

Продвижение туристского продукта –

1) «комплекс мер, направленных на реализацию турист­ского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, яр­марках, организация туристских ин­формационных центров по продаже туристского продукта, издание катало­гов, буклетов и другое» (закон «Об ос­новах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 г., Приложение № 7);

2) стимулирование сбыта туристского продукта, комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта, предназначенный для получения под­держки торгового посредника и повы­шения эффективности его усилий, включающий скидки, компенсации, совместное рекламирование, торговые выставки и т.д. Продвижение туристского продуктасостоит в комп­лектации туристских услуг в туристс­кий продукт (через туроператора) и доведении через систему дистрибьюции (через турагентства) конечному потребителю, т.е. это процесс доста­точно сложный, не прямой, часто не предусматривающий непосредствен­ной связи изготовителя и конечного потребителя турпродукта.

Анализируя имеющиеся данные о возможных предпочтениях и доходах покупателя, предлагаемых затратах турорганизатора на разработку турпродукта, можно оце­нить целесообразность и экономическую эффективность его раз­работки и определить туристское предложение.

Туристское предложение – это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы.

К туристскому предложению относится все, что может быть исполь­зовано для удовлетворения туристского спроса и охватывает очень разнообразные элементы. Оно состоит из первичного и производного предложений (рис. 1.1).

Первичное предложение Производное предложение
Природные ресурсы Туристская инфраструктура Туристская супраструктура
Социально-культурные факторы Обусловленная развитием туризма Собственно туристская Гостиницы, предприятия питания
Общая инфраструктура   Транспортные средства  
  Сооружения для размещения туристов
Сооружения для оказания посреднических услуг

Рис. 1.1. Составляющие туристского предложения

Основой туристского предложения является туристский регион. Туристский регион – это географическая территория (место, регион), которую турист выбирает с целью путешествия.

По цели поездки.

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и орга­низацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист мо­жет ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие виды туризма.

1.1. Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природны­ми, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха;

1.2. Деловой.

В основе этого вида туризма лежит необходимость выполне­ния служебных или профессиональных задач. Поездки с деловы­ми целями рассматриваются как одна из важнейших составных ча­стей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся по­ездки делегаций или отдельных лиц

- для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств.

- для уча­стия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профес­сиям.

- для уча­стия или посещения конференций, семинаров, обучающих курсов и т.п.

1.3. Этнический

Цель этого туризма – посещение родственников, места рож­дения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей – Польша, Венгрия, Югославия и др.

1.4. Религиозный

Религиозный туризм (паломничество) является одним из са­мых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Меди­на, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стан и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стра­не пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жи­телей.

1.5. Спортивный

Спортивный туризм – это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный – поездка и пребывание в посещае­мом месте для непосредственного участия в спортивных соревно­ваниях и пассивный – когда поездка и пребывание осуществля­ются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя;

1.6. Рекреационный

Рекреационный туризм, или отпускной, – это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для вос­становления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым;

1.7. Учебный

Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные – изу­чение иностранного языка, так называемое «погружение» и непос­редственное общение с носителями языка;

1.8.Экзотический

Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жиз­ни. Это климатические условия, необычные флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.;

1.9. Экологический

Экологический туризм получил наиболее широкое распрост­ранение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нано­ся ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых рай­онах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т.к. ничто не угрожает их здоровью.

Российс­кая система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. В наших заповедниках охраняются прекрасные остро­вки девственной природы: вулканы и гейзеры Камчатки и берега Байкала, степи Хакасии, пустыни Тувы, горы Алтая, Саян и Кавка­за. Здесь нашли себе пристанище многие редкие и исчезающие виды животных, среди которых амурский тигр и снежный барс, морж и белый медведь, редчайшие виды журавлей и хищных птиц.

Кроме заповедников в России – 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Наша система особо охраняемых природ­ных территорий (ООПТ) признана во всем мире:

– 22 российских заповедника имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО;

– 25 заповедников, национальных парков и других ООПТ на­ходятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохра­нении культурного и природного наследия;

– 30 заповедников, национальных парков и заказников – под юрисдикцией Международной конвенции о водно-болот­ных угодьях;

– 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы;

– 3 заповедника входят в состав международных трансгранич­ных особо охраняемых природных территорий.

Можно выделить виды туризма выде­ляет и по другим признакам:

по виду используемых природных ресурсов (купально-пляжный, лечебный, экологи­ческий, горный, водный),

по источ­никам финансирования (коммерческий, социальный,интенсив-туризм),

по возрастному составу участников путешествия (туризм пожи­лых людей, лиц среднего возраста, мо­лодежный),

по числу участников путе­шествия (индивидуальный, групповой),

по способу организации путешествия (организованный, неорганизованный),

по способу размещения (гостиничного типа, негостиничного типа),

по видам используемых транспортных средств (ав­томобильный, автобусный, авиацион­ный, водный, железнодорожный),

по дальности поездки (ближний, дальний),

по продолжительности путешествия (краткосрочный, среднесрочный, дол­госрочный),

по ритмичности туристс­ких потоков (сезонный, круглогодич­ный).

Всемирная туристская организация выделяет три типа туризма:

внутренний,

въездной,

выездной.

Классификация в туризме имеет важное значение для его прак­тики. Она позволяет решать проблемы его территориальной орга­низации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать турис­тический продукт.

Заканчивая классификацмю туризма, необходимо выделить и понятие и типы туриста – характеристику его со­циально-экономического и психологи­ческого состояния.

ООН так определила это понятие: «Турист означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кро­ме того государства, в котором это лицо проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кро­ме цели эмигрировать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».

Понятие «турист» следует различать с понятием «мигрант» – гражданин, работающий или планирующий найти работу на лю­бой период времени, которая будет оплачиваться в стране пребы­вания, или лицо, планирующее сопровождать такого гражданина либо присоединиться к нему в качестве домашнего работника или иждивенца.

Туристами не считаются:

- граждане, приезжающие в страну по договору или без него в поисках работы;

- граждане, оставшиеся в стране на постоянное место жительства;

- жители пограничных рай­онов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую ее сторону.

При мар­кетинговых исследованиях выделяют четыре типа туриста:

а) «оседлый тип» –ту­рист, имеющий небольшой или сред­ний семейный доход. Выбирает самые дешевые туры с минимальным коли­чеством экскурсий. Молодежь и пожи­лые люди предпочитают отдых на море с минимальным количеством переез­дов. К этой группе относятся и шоп­пинг-туристы;

б) «оседло-мобильный тип» –туристы, предпочитающие со­четать отдых с открытием или позна­нием чего-либо нового. Обычно это средняя возрастная группа с высшим образованием. Активно занимаются спортом, любят посещать экскурсии, могут в пользу разнообразия тура сми­риться с меньшим комфортом;

в) к «мобильному типу» относятся туристы, предпочитающие туры с насыщенной программой с большим количеством объектов посещения, городов, наци­ональных парков, не боятся значитель­ного количества переездов. Это, скорее всего, клиенты для приключенческих туров, туров через всю страну, для экотуризма;

г) «кочевой тип» –индиви­дуальные или самодеятельные туристы, охотники, любителя сафари, готовые и способные самостоятельно совер­шить путешествие.

С экономической точки зрения туристов можно разделить на следующие группы:

а) туристы с туристскими потребностями и желанием путе­шествовать;

б) люди с высокой покупательской способностью, спрос ко­торых направлен на элитные и самые престижные туры, высокий уровень туристского обслуживания;

в) люди с покупательским поведением, касающимся всех при­родных, психологических, социальных и других причин, за­ставляющих его определенным образом реагировать на рек­ламу.

При подготовке туриста к путешествию или во время его со­вершения, включая транзит, турист имеет право на:

■ необходимую и достоверную информацию о правилах въез­да в страну и пребывания там; об обычаях местного населе­ния, религиозных обрядах, святынях, памятниках приро­ды, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящегося под особой охраной; состоянии ок­ружающей природной среды;

■ свободу передвижения, свободный доступ к туристским ре­сурсам с учетом принятых в стране временного пребыва­ния ограничительных мер;

■ обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное по­лучение неотложной медицинской помощи;

■ возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи турпродукта туроператором или турагентом в по­рядке, установленном законодательством;

■ содействие органов власти страны временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;

■ беспрепятственный доступ к средствам связи.

Во время путешествия, включая транзит, турист обязан:

; соблюдать законодательство страны временного пребыва­ния, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

; сохранять окружающую природную среду, бережно отно­ситься к памятникам природы, истории и культуры в стра­не временного пребывания;

; соблюдать правила въезда в страну временного пребывания, выезда из страны и пребывания там;

; соблюдать во время путешествия правила личной безопас­ности.

.

Классификация гостиниц.

Классификация гостиниц –система определения соответствия кон­кретной гостиницы, а также номеров критериям или стандартам обслужива­ния. Классификация гостиниц в РФ согласно ГОСТу Р-50645-94 «Туристско-экскурсионное обслужива­ние. Классификация гостиниц» по ка­тегориям основана на комплексе тре­бований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслу­живания. Согласно этому стандарту, принята «звездная» классификация гостиниц и мотелей.

Оценка гостиничных пред­приятий осуществляется по вместимо­сти, целевой направленности и по ка­честву предоставляемых ими услуг.

По размерам (вместимости) гостиницы делятся на:

h малые (до 100– 150 номе­ров),

h средние (от 100 до 300-400 номе­ров),

h большие (от 300 до 600-1000 но­меров),

h гигантские, в которых более 1000 номеров.

В соответствии с классификацией Всемирной турист­ской организации[7] гостиницы могут классифи­цироваться:

a по месту расположения (го­родские, пригородные, сельские, при­дорожные, в аэропортах, плавучие отели и т.д.);

a в зависимости от назна­чения (гостиницы постоянного проживания, транзитные гостиницы, гостиницы делового назначе­ния);

a по времени функционирования (се­зонные, круглогодичные);

a по уровню, ассортименту и стоимости услуг (де­шевые отели или отели с ограничен­ным сервисом, отели «люкс», отели высокого класса, отели среднего уров­ня, апарт-отели, отели экономическо­го класса, мотели, курортные гости­ницы, таймшер).

Класс отеля, гости­ницы или пансионата определяется обычно по стандартной, принятой в данной стране (или в регионе, эконо­мической зоне) системе классифика­ции и подтверждается сертификатом, выдаваемым специальным органом, сертификационной или иной палатой. Учитывает все факторы, влияющие на качество услуг, удобства номерного фонда, гостиницы различаются по:

- ка­честву строительства, отделки здания, архитектуре,

- наличию мест об­щего пользования, ресторанов, баров, кафе, бытовых служб,

- квалифика­ции персонала,

- уровню сервиса.

Гостиницы высшего класса имеют роскошные мно­гокомнатные номера, множество услуг (рестораны, библиотеки, спортзалы, лифты, бары, сауны и множество ино­го сервиса) и соответственно устанав­ливают цену за свои услуги.

В настоя­щее время существует около 30 различ­ных систем классификации гостиниц: система звезд, система баллов, система букв (A,B,D,C), сис­тема «корон» или «ключей» и т.д.

Наи­более распространенной среди них яв­ляется пятизвездочная система классификация гостиниц, основанная на французской нацио­нальной классификации. Требования к «звездной» градации вместе с тем нео­динаковы в различных странах. Серти­фицирование на классность произво­дит либо гостиничная ассоциация, либо гостиничная цепочка по принад­лежности.

Балльная, или индийская, система классификации гостиниц предусматривает деление гостиниц на 5 категорий: 1 звезда – 100 баллов, 2 звезды – 150 баллов и т.д.

В Великобритании в системе использует­ся классификация гостиниц на «короны», «ключи», «луны», «солнца», «алмазы» и др.

Типология зарубежных гостиниц определяется следующими показателями:

- отель-люкс на 100-400 номеров (от небольшого до сред­него) располагается обычно в центре крупных городов с раз­витой экономикой. Высокое качество обслуживания и хо­рошо обученный персонал предполагают очень высокую цену номеров со всеми возможными видами обслуживания. Как правило, гостиницей управляет профессиональная уп­равляющая компания, а элитарная дорогая отделка поме­щений привлекает в качестве потребителей руководителей корпорации, участников небольших совещаний, профес­сионалов;

- гостиница среднего класса от 400-2000 номеров распола­гается, как правило, в центре крупнейших городов страны, имеет широкий спектр услуг, дорогую мебель и оборудова­ние, большое фойе с рестораном. Цена размещения выше среднего, поэтому в качестве потребителей выступают предприниматели-индивидуалы, а также участники конфе­ренций. Управление осуществляет профессиональ

Наши рекомендации