Туризм как объект правового регулирования.

Основные категории учебной дисциплины

Туризм представляет собой не только сферу деятельности специальных субъектов, но и отдельную систему социально-экономических отношений.

Туризм является многогранным явлением современного общества и достаточно новым объектом научного исследования.

Туризм по определению Международной академии туризма (г. Монте–Карло, Монако), представляет собой общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

В настоящее время наиболее распространенным определением понятия международного туризма, получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформированное в 1993 году Статистической комиссией ООН для целей статистики туризма, а также определение, содержащееся в Рекомендациях по статистике туризма Всемирной туристической организации. Согласно этим документам туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О туризме» туризм – это туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей по его организации.

Как видно из определения, принятого законодателем, туризм неразрывно связан с путешествием туриста, определяемого законом как тур.

Тур – сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие;

То есть тур включает в себя не менее двух услуг. В тур в обязательном порядке должны быть включены услуги по перевозке или размещению. То есть тур – это комплекс, состоящий из таких услуг, как:

– услуга по перевозке + услуга по размещению;

– услуга по перевозке + иная туристическая услуга, не являющаяся сопутствующей услугам по перевозке или размещению;

– услуга по перевозке + иные туристические услуги, не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению;

– услуга по размещению + иная туристическая услуга, не являющаяся сопутствующей услугам по перевозке или размещению;

– услуга по размещению + иные туристические услуги, не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению;

– услуга по перевозке + услуга по размещению + иная туристическая услуга, не являющаяся сопутствующей услугам по перевозке или размещению;

– услуга по перевозке + услуга по размещению + иные туристические услуги, не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению.

В Законе «О туризме» закреплено и понятие экскурсии. Экскурсия – туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида–переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.

При этом в соответствии с Законом «О туризме» туристические услуги – услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта.

Из определения туристических услуг следует, что в процессе своей деятельности субъекты туристической деятельности вправе оказывать отдельные услуги, связанные с организацией туристического путешествия (услуги по бронированию мест в отелях и гостиницах, услуги визовой поддержки, услуги по доставке билетов и иные услуги, связанные с организацией туристического путешествия).

Туристическая деятельность – туроператорская и турагентская деятельность. Деятельность туроператоров и турагентов шире, чем только деятельность по формированию и реализации туров. В этой связи Закон «О туризме» также дополнил определения таких терминов, как «туроператорская деятельность» и «турагентская деятельность», правом на продвижение туров и на оказание отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия. Таким образом, Закон «О туризме» закрепил следующие понятия:

Туроператорская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению и реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Продвижение тура представляет собой комплекс мер, направленных на формирование спроса на туристические услуги, в том числе посредством рекламы, участия в специализированных выставках, ярмарках, создания интернет-порталов, издания каталогов, буклетов (ч. 4 ст. 15 Закона N 326–З).

Турагентская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (турагентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами - резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.

Физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственные организации вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Деятельность названных физических лиц и сельскохозяйственных организаций по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (далее – субъекты агроэкотуризма) не является предпринимательской.

Пристальное внимание государство уделяет и развитию в стране агроэкотуризма.

Агроэкотуризм – временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – агроэкотуристы) в сельской местности, малых городских поселениях для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания.

Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственными организациями – при условии ведения раздельного учета доходов, получаемых от данного вида деятельности, и доходов, получаемых от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством.

Субъекты агроэкотуризма могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при наличии в совокупности следующих условий:

· жилого дома (квартиры в жилом доме) или нескольких жилых домов (квартир в жилых домах), расположенных в сельской местности, малых городских поселениях, принадлежащих на праве собственности физическому лицу – субъекту агроэкотуризма и (или) члену его семьи либо сельскохозяйственной организации, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и благоустроенных применительно к условиям данного населенного пункта;

· свободных жилых комнат в жилом доме (части жилого дома) для размещения агроэкотуристов;

· осуществлении субъектами агроэкотуризма деятельности по производству и (или) переработке сельскохозяйственной продукции;

· возможностей для ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О туризме» организационными формами туризма являются международный и внутренний туризм.

Широкое распространение в мире получил также социальный туризм. Республика Беларусь участвовала в разработке модельного закона СНГ «О социальном туризме».

Социальный туризм – путешествия с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно–историческому наследию, реализуемые гражданам по цене социального тура и субсидируемые из источников внебюджетного финансирования и из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Социальный туристический продукт – потребительский комплекс, включающий тур, туристско-экскурсионные услуги и товары, предназначенные для социального туриста.

Социальный тур – минимально необходимый набор туристских услуг в зависимости от целей путешествия, не превышающий базовый стандарт и доступный для всех граждан.

Базовый стандарт социального тура – минимально необходимый набор туристических услуг.

Однако туризм не может определяться только как специфическая деятельность туриста, связанная с путешествием, или как предпринимательская деятельность турагентов и туроператоров. В широком смысле туризм представляет собой отрасль экономики, систему социально–экономических взаимосвязей не только туристов с юридическими и физическими лицами, оказывающими туристические услуги, но и взаимодействие данных субъектов с организациями транспорта, размещения, питания, страхования и другими организациями.

Таким образом, туризм как социальный институт включает также и туристическую индустрию, определяемую в соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме», как совокупность объектов для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием.

Кроме того, в широком понимании туризм в свою систему общественных отношений включает и деятельность государства по обеспечению необходимых условий по развитию туризма в Республике Беларусь, созданию туристической инфраструктуры, совершенствование законодательства, системы налогообложения, лицензирования туристической деятельности, сертификации туристических услуг, подготовку кадров и другие меры государственного регулирования.

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О туризме» в Республике Беларусь ведется Государственный кадастр туристических ресурсов Республики Беларусь, в котором содержатся сведения о статусе этих ресурсов, их географическом положении и границах, природопользователях, научной, экономической, экологической и культурной ценности, а также режиме их охраны.

Туристические ресурсы – природные, социально-культурные объекты, в том числе недвижимые материальные историко-культурные ценности, удовлетворяющие духовные потребности туристов, экскурсантов и (или) содействующие укреплению и восстановлению их здоровья.

Согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь «О туризме» в Республике Беларусь по предложениям государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей создаются туристические зоны.

Туристическая зона – часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами, на которой расположены один или несколько туристических ресурсов, включенных в Государственный кадастр туристических ресурсов Республики Беларусь, и которая создана в целях развития въездного и внутреннего туризма, туристической индустрии, охраны и рационального использования туристических ресурсов.

Решение о создании туристической зоны принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании заключений Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов о целесообразности и эффективности ее создания.

Значение государственного регулирования в туризме и гостеприимстве состоит в обеспечении прав граждан Республики Беларусь на отдых, свободу их передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма, а также в обеспечении доступности туризма и рационального использования туристических ресурсов.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под туризмом?

2. Каковы принципы государственного регулирования туристической деятельности?

3. Каковы цели государственного регулирования туристической деятельности?

4. Каковы приоритетные направления государственного регулирования туристической деятельности?

5. Назовите формы государственного регулирования туристической деятельности.

6. Назовите субъекты туристической деятельности.

Темы для рефератов:

1. Генезис гражданско-правового регулирования туристической деятельности в Республике Беларусь.

2. Государственное регулирование туристической индустрии в Российской Федерации.

3. Опыт государственного регулирования туристической деятельности в СНГ.

4. Способы регулирования туристической индустрии в развитых странах Европы и в США.

Наши рекомендации