Тема 10. Управление конфликтами
Природа и функции конфликта
Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности, связанное с непониманием или противоположностью интересов, отсутствием согласия между двумя или более сторонами.
Конфликты выполняют следующие основные полезные для предприятия функции:
− позволяют менеджменту выявлять слабые стороны своей работы, ранее незаметные на фоне всеобщего благополучия и процветания фирмы;
− дают некий прогноз того, как нельзя вести бизнес в будущем во избежание повторения конфликтной ситуации;
− разрешение конфликтных ситуаций явно демонстрирует, на что способны его бывшие партнеры;
− заставляют компанию пересматривать собственное отношение к бизнесу, повышать качество работы и оказания услуг, приводят к совершенствованию и повышению профессионализма их работы;
− конфликтная ситуация может оказаться весьма выгодным и действенным средством повышения интереса населения к компании.
Раньше конфликты рассматривались исключительно негативно и все действия администрации сводились к их немедленному силовому подавлению, только загонявшему проблемы внутрь и ничуть не улучшаюшему ситуацию. Современная точка зрения состоит в том, что многие конфликты не только допустимы, но и желательны, ибо позволяют получить дополнительную информацию про скрытые процессы, разнообразие точек зрения на те или иные события, что в целом облегчает управление и способствует повышению его эффективности.
В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию. Считается, что если в компании, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. Задача менеджера состоит в том, чтобы спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт.
Однако отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный (деструктивный) характер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера и темпераменту и т. п. Эти различия порой порождают противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят так далеко, что интересы дела отступают на задний план, что отрицательно складывается на развитии организации.
Избежать конфликтов невозможно, но и оставлять конфликты без внимания нельзя, так как, разрастаясь, переходя из межличностного в межгрупповой, а затем и общеколлективный, конфликт может привести к непредсказуемым разрушительным результатам. Поэтому нужно управлять конфликтами, а для этого — изучать их, исследовать источники их возникновения, типичные модели и этапы развития.
Типология конфликтов
1. Внутриличностный конфликт возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе фирмы и работал с клиентами на месте. В другое время уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.
Внутриличностный конфликт может возникнуть также в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями и ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу — в свой выходной — какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью нужно в субботу работать.
Другой пример. Человек может рассматривать взятку как неэтичный способ взаимодействия, но в жизни часто без этого не обойтись, поэтому возникает внутриличностный конфликт.
Общепризнано, что внутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личность окружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только по причине внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет.
2. Межличностный конфликт — противоборство двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов. Считается, что на 75-80% межличностные конфликты порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал, кадры. Два дизайнера, работающие над рекламой. Каждый из них будет стараться убедить директора принять его точку зрения. Конфликт может возникнуть между двумя кандидатами на одну должность.
3. Конфликт между личностью и группой – когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Производственные группы нормы поведения и выработки, которые каждый должен соблюдать. Но если кто-то хочет заработать больше делая работу сверхурочно или перевыполняя нормы, то группа рассматривает его усердие как негативное.
4. Групповой конфликт. Это конфликты между профсоюзами и администрацией. Между формальными и не формальными группами. Из-за различия целей начинают конфликтовать функциональные отделения.
Групповые конфликты менее распространены, чем межличностные, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас на работе может быть втянут в групповой конфликт. Опасность заключается в том, что они часто возникают из-за амбций лидеров, руководителей. Можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность - группа» и конфликт «группа - группа».
Таким образом, конфликт может быть полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, то есть функциональным, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива. Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер.
Последствия конфликтов
Функциональные последствия конфликта. Имеется семь функциональных последствий конфликта.
1. Проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы.
2. Это сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений — враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
3. Стороны будут расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
4. Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей.
5. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и "диагноз" ситуации ведут к лучшему ее пониманию;
6. Симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки.
7. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Дисфункциональные последствия конфликта. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей:
1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение
производительности.
2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.
3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.
4. Представление о другой стороне как о "враге"; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами
6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
7. Смещение акцента: придание большего значения "победе" в конфликте, чем решению реальной проблемы.