Тема 2. Возникновение и развитие науки управления. (3 ч.)

МЕНЕДЖМЕНТ

ПРОГРАММА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

080100.62 – ЭКОНОМИКА

Одинцово 2012

Составитель:

Джамалова Т.Ю.

Управление изменениями: Учебная программа дисциплины по направлению 080200 Менеджмент / Составитель: Джамалова Т.Ю. - Одинцово: АНОО ВПО ОГИ, 2012 - 13 с.

Учебная программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана ОГИ по направлению 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») и Методических указаний, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и приложения к письму Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2009 г. № 03-2672: «Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования».

© АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012

Заведующий кафедрой к.э.н., доц. Т.Н. Василюк

Заведующая библиотекой И.А. Байбикова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины
2. Место дисциплины
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины
6. Самостоятельная работа студентов
7. Формы промежуточного и итогового контроля
8. Вопросы для подготовки к зачету
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины «Менеджмент» - сформировать комплекс знанийв области организационно-управленческой деятельности, направленной на совершенствование функционирования предприятий различных форм собственности, а также

умений и навыков использования положений науки менеджмент для конкретных объектов и ситуаций управления.

Цель определяет задачи освоения дисциплины:

- изучить теоретические основы менеджмента;

- освоить понятийный аппарат, использующийся для описания управленческих процессов;

- ознакомится с примерами управления в современных организациях;

- выполнить ряд заданий, способствующих формированию управленческих умений и навыков.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Менеджмент» входит в базовую часть профессионального, цикла подготовки бакалавра по направлению 080100 «Экономика».

Изучение дисциплины происходит во втором семестре второго курса. «Менеджмент» дополняет содержание ряда дисциплин профессионального цикла и позволяет формировать умения и навыки управленческой деятельности.

В ходе освоения дисциплины «Менеджмент» происходит обращение к имеющимся у студентов знаниям по психологии и правовым дисциплинам, истории экономических учений, микро- и макроэкономике.

Изучаемые в курсе «Менеджмент» аспекты помогут освоению содержания таких дисциплин как «Экономика труда», «Государственное регулирование экономики», «Финансовый менеджмент», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Финансовое планирование и бюджетирование», «Бизнес-планирование», «Маркетинг» и др.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины специалист должен

знать:

· понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента, его принципы и методы;

· научные школы и подходы современного менеджмента как науки;

· виды организаций и организационных структур управления организацией;

· составляющие внешней и внутренней среды организации;

· методологию подготовки и принятия управленческих решений по различным аспектам деятельности организации;

· теории мотивации и стимулирования труда;

· стадии реализации управленческого контроля, его типы;

· виды и способы проведения организационных изменений, методы преодоления сопротивления организационным изменениям;

· типы и роли менеджеров, их компетенции, требования к современному менеджеру;

· формы власти и влияния, основы теории лидерства и проявления определенного стиля руководства.

уметь:

· определять факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность организации;

· оценивать социально-экономический потенциал коллектива организации и свои возможности эффективного решения поставленных целей и задач;

· формировать цели и задачи управления предприятием;

· проектировать организационные структуры управления;

· создавать системы мотивации труда;

· осуществлять контроль деятельности подчиненных;

· принимать управленческие решения;

· осуществлять организационные изменения;

· применять различные формы власти и влияния в процессе управленческой деятельности.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
очная
4 семестр
аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
самостоятельная работа
всего часов на дисциплину
контрольная работа +
виды итогового контроля экзамен

Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

(очная форма обучения)

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия Самост. работа
Лек-ции Семи-нары
Раздел 1. Методологические основы менеджмента
1. Введение в менеджмент: сущность понятия «менеджмент», необходимость и значение менеджмента, цели и задачи менеджмента, эффективность менеджмента. -
2. Возникновение и развитие науки управления.
Раздел 2. Основы управления организацией
3. Сущность управленческого труда. Менеджеры в организации: их компетенции, уровни управления, типы.
4. Организация как объект управления.
5. Организационные структуры управления. Коммуникационный процесс.
6. Управление изменениями в организации
Раздел 3. Основные функции методы менеджмента
7. Планирование в системе менеджмента
8. Организационные отношения в менеджменте
9. Мотивация деятельности
10. Контроль в системе менеджмента
11. Принятие управленческих решений
12. Методы менеджмента
  Итого

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в менеджмент. (1 ч.) Сущность понятия «менеджмент». Техническое и социальное управление. Виды управления по уровню (государства, регионы, отрасли), по сфере деятельности (гос., полит., хоз.), по содержанию (общее, тех.процессами, закупками, информацией, кадрами), по способу воздействия (личное или доверительное/через посредников), по источнику решений (внешнее/навязанное, инициативное/внутреннее, самоуправление), по методу выработки управленческих решений (научное, эмпирическое), по обусловленности принимаемых решений (ситуационное, эмпирическое).

Общий (постановка целей, выработка стратегии, определение путей развития, решение организационных вопросов, контроль), линейный (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений) и функциональный (управление решением общефирменных задач, планирование, научные исследования) менеджмент.

Текущий (поддержание параметров объекта), опережающий (прогнозирование, планирование и реализация нововведений с учетом риска), контролирующий менеджмент (корректировка и преодоление негативных последствий).

Цели (сх. Куда? Как?) и задачи (тактическая – поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов; стратегическая – развитие и перевод ее в качественно новое состояние;)менеджмента.

Эффективность менеджмента (внешняя (выгода), внутренняя (экономичность), стратегическая – противоречие – тактическая, потенциальная, реальная)

Тема 7. Планирование в системе менеджмента (2 ч.)

Понятие планирования, необходимость планирования в организации, типы планирования и их особенности, система планов в организации, пределы планирования, принципы планирования в организации.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Учебным планом предусмотрена самостоятельная работа по данной дисциплине в объеме 36 часов для студентов заочной формы обучения. Целью самостоятельной работы является глубокое освоение изучаемой дисциплины, формирование навыков исследовательской работы и ориентация на умение применять теоретические знания на практике.

Содержание самостоятельной работы Час. Вид самостоятельной работы Форма контроля
Введение в менеджмент: сущность понятия «менеджмент», необходимость и значение менеджмента, цели и задачи менеджмента, эффективность менеджмента. Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы, выполнение заданий для самопроверки Опрос
Возникновение и развитие науки управления. Проработка источников, основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы, выполнение заданий для самопроверки Опрос в форме викторины
Сущность управленческого труда. Менеджеры в организации: их компетенции, уровни управления, типы. Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы, выполнение заданий для самопроверки Опрос
Организация как объект управления. Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки Опрос
Организационные структуры управления. Коммуникационный процесс. Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки, разбор кейсов. Опрос
Управление изменениями в организации Проработка основной и дополнительной литературы, подготовка докладов и презентаций Доклад с презентацией
Планирование в системе менеджмента Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы, выполнение заданий для самопроверки Опрос
Организационные отношения в менеджменте Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы, выполнение заданий для самопроверки Опрос
Мотивация деятельности Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы, выполнение заданий для самопроверки Опрос
Контроль в системе менеджмента Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы, выполнение заданий для самопроверки Опрос
Принятие управленческих решений Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы для самопроверки Деловая игра
Методы менеджмента Проработка основной и дополнительной литературы, ответы на вопросы, выполнение заданий для самопроверки Уст. опрос в ходе ролевых игр

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ИХ ПРОВЕДЕНИИ

Промежуточный контроль осуществляется в виде выполнения контрольной работы (тестирования) в системе дистанционного обучения ОГИ. У каждого студента будет три попытки ответить на вопросы теста. Перед началом тестирования необходимо прочитать теоретические материалы к курсу, ответить на вопросы для самопроверки.

К экзамену допускаются студенты, набравшие не менее 50 процентов от максимально возможной суммы баллов за тест.

Итоговый контроль проводится в форме устного зачета по вопросам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Сущность понятия «менеджмент». Техническое и социальное управление. Виды управления по уровню, по сфере деятельности, по содержанию, по способу воздействия, по источнику решений, по методу выработки управленческих решений, по обусловленности принимаемых решений.

2. Общий, линейный и функциональный менеджмент. Текущий, опережающий, контролирующий менеджмент. Цели, задачи и эффективность менеджмента. Основные функции и принципы менеджмента.

3. Управленческие революции, зарождение науки «менеджмент», школа научного менеджмента.

4. Административная школа А. Файоля, школа человеческих отношений.

5. Процессный, системный, количественный, ситуационный подходы, современные тенденции менеджмента.

6. Сущность управленческого труда: цель, объект, предмет, средства, результат управленческой деятельности.

7. Менеджеры в организации: их компетенции, уровни управления, типы. Содержание труда менеджеров. Требования к современным менеджерам. Менеджер и лидер, стили руководства.

8. Понятие организации как системы, открытые и закрытые системы, модель организации как открытой системы, жизненный цикл организации, виды (типы) организаций.

9. Анализ внешней среды организации.

10. Анализ внутренней среды организации.

11. Организационные структуры управления: содержание понятия «организационные структуры управления» и их типы. Организационное проектирование, принципы проектирования и построения организационных структур.

12. Коммуникационный процесс: составляющие коммуникационного процесса, виды коммуникаций.

13. Управление изменениями в организации: сущность понятий «изменение организации» и «организационное развитие», изменения на уровне личности, организации, внешней среды, типы организационных изменений: адаптация, эволюция, реконструкция, революция, классификации изменений, модели управления изменениями.

14. Планирование в системе менеджмента: понятие планирования, необходимость планирования в организации, типы планирования и их особенности, система планов в организации, пределы планирования, принципы планирования в организации.

15. Организационные отношения в менеджменте: понятие и особенности организации как функции менеджмента, делегирование полномочий, координация в менеджменте, нормы управляемости, централизация и децентрализация.

16. Мотивация деятельности: содержательные и процессуальные теории мотивации, современные теории мотивации.

17. Контроль в системе менеджмента: сущность, задачи и функции контроля, структура контроля, виды контроля, сущность стратегического и оперативного контроля. Контроль качества (TQM).

18. Принятие управленческих решений: принятие решений как основной элемент управленческих функций, понятие и общие принципы разработки и принятия решений, свойства управленческого решения, требования к управленческим решениям,

19. Принятие управленческих решений: этапы процесса принятия и реализации управленческих решений, модели принятия решений, методы принятия управленческих решений, стратегические и оперативные решения, эффективность управленческих решений.

20. Методы менеджмента: сущность и виды методов менеджмента, организационно-административные, экономические, социально-психологические методы.

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная:

1. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям. – М.: ИНФРА-М, 2011 – 214с.

2. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» и специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - Москва: Магистр : Инфра-М, 2010 – 573с.

3. Менеджмент: учебник для бакалавров/Е.В. Песоцкая,О.В.Русецкая, Л.А. Трофимова;под ред. А.Н. Петрова.-М.:Юрайт,2011.

4. Основы менеджмента. Учеб.пос. / под ред.д-ра эк.наук, проф. В.И. Королева. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011.- 620с. С.444.

Дополнительная:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник.- 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Дафт, Р.Л. Менеджмент: учебник для слушателей, обучающихся по программе «Мастер делового администрирования». - Москва [и др.] : Питер, 2009 - 799 с.

3. Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менеджмента. - Москва [и др.] : Вильямс , 2007 - 665 с.

4. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом» под ред. А. Я. Кибанов. – М.: Инфра-М , 2012 - 522с.

5. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: история, теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент» и специальности 080507 «Менеджмент организации». - Москва: ИНФРА-М, 2012 - 255с.

МЕНЕДЖМЕНТ

ПРОГРАММА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

080100.62 – ЭКОНОМИКА

Одинцово 2012

Составитель:

Джамалова Т.Ю.

Управление изменениями: Учебная программа дисциплины по направлению 080200 Менеджмент / Составитель: Джамалова Т.Ю. - Одинцово: АНОО ВПО ОГИ, 2012 - 13 с.

Учебная программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана ОГИ по направлению 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») и Методических указаний, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и приложения к письму Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2009 г. № 03-2672: «Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования».

© АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012

Заведующий кафедрой к.э.н., доц. Т.Н. Василюк

Заведующая библиотекой И.А. Байбикова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины
2. Место дисциплины
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины
6. Самостоятельная работа студентов
7. Формы промежуточного и итогового контроля
8. Вопросы для подготовки к зачету
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины «Менеджмент» - сформировать комплекс знанийв области организационно-управленческой деятельности, направленной на совершенствование функционирования предприятий различных форм собственности, а также

умений и навыков использования положений науки менеджмент для конкретных объектов и ситуаций управления.

Цель определяет задачи освоения дисциплины:

- изучить теоретические основы менеджмента;

- освоить понятийный аппарат, использующийся для описания управленческих процессов;

- ознакомится с примерами управления в современных организациях;

- выполнить ряд заданий, способствующих формированию управленческих умений и навыков.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Менеджмент» входит в базовую часть профессионального, цикла подготовки бакалавра по направлению 080100 «Экономика».

Изучение дисциплины происходит во втором семестре второго курса. «Менеджмент» дополняет содержание ряда дисциплин профессионального цикла и позволяет формировать умения и навыки управленческой деятельности.

В ходе освоения дисциплины «Менеджмент» происходит обращение к имеющимся у студентов знаниям по психологии и правовым дисциплинам, истории экономических учений, микро- и макроэкономике.

Изучаемые в курсе «Менеджмент» аспекты помогут освоению содержания таких дисциплин как «Экономика труда», «Государственное регулирование экономики», «Финансовый менеджмент», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Финансовое планирование и бюджетирование», «Бизнес-планирование», «Маркетинг» и др.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины специалист должен

знать:

· понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента, его принципы и методы;

· научные школы и подходы современного менеджмента как науки;

· виды организаций и организационных структур управления организацией;

· составляющие внешней и внутренней среды организации;

· методологию подготовки и принятия управленческих решений по различным аспектам деятельности организации;

· теории мотивации и стимулирования труда;

· стадии реализации управленческого контроля, его типы;

· виды и способы проведения организационных изменений, методы преодоления сопротивления организационным изменениям;

· типы и роли менеджеров, их компетенции, требования к современному менеджеру;

· формы власти и влияния, основы теории лидерства и проявления определенного стиля руководства.

уметь:

· определять факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность организации;

· оценивать социально-экономический потенциал коллектива организации и свои возможности эффективного решения поставленных целей и задач;

· формировать цели и задачи управления предприятием;

· проектировать организационные структуры управления;

· создавать системы мотивации труда;

· осуществлять контроль деятельности подчиненных;

· принимать управленческие решения;

· осуществлять организационные изменения;

· применять различные формы власти и влияния в процессе управленческой деятельности.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
очная
4 семестр
аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
самостоятельная работа
всего часов на дисциплину
контрольная работа +
виды итогового контроля экзамен

Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

(очная форма обучения)

Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия Самост. работа
Лек-ции Семи-нары
Раздел 1. Методологические основы менеджмента
1. Введение в менеджмент: сущность понятия «менеджмент», необходимость и значение менеджмента, цели и задачи менеджмента, эффективность менеджмента. -
2. Возникновение и развитие науки управления.
Раздел 2. Основы управления организацией
3. Сущность управленческого труда. Менеджеры в организации: их компетенции, уровни управления, типы.
4. Организация как объект управления.
5. Организационные структуры управления. Коммуникационный процесс.
6. Управление изменениями в организации
Раздел 3. Основные функции методы менеджмента
7. Планирование в системе менеджмента
8. Организационные отношения в менеджменте
9. Мотивация деятельности
10. Контроль в системе менеджмента
11. Принятие управленческих решений
12. Методы менеджмента
  Итого

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в менеджмент. (1 ч.) Сущность понятия «менеджмент». Техническое и социальное управление. Виды управления по уровню (государства, регионы, отрасли), по сфере деятельности (гос., полит., хоз.), по содержанию (общее, тех.процессами, закупками, информацией, кадрами), по способу воздействия (личное или доверительное/через посредников), по источнику решений (внешнее/навязанное, инициативное/внутреннее, самоуправление), по методу выработки управленческих решений (научное, эмпирическое), по обусловленности принимаемых решений (ситуационное, эмпирическое).

Общий (постановка целей, выработка стратегии, определение путей развития, решение организационных вопросов, контроль), линейный (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений) и функциональный (управление решением общефирменных задач, планирование, научные исследования) менеджмент.

Текущий (поддержание параметров объекта), опережающий (прогнозирование, планирование и реализация нововведений с учетом риска), контролирующий менеджмент (корректировка и преодоление негативных последствий).

Цели (сх. Куда? Как?) и задачи (тактическая – поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов; стратегическая – развитие и перевод ее в качественно новое состояние;)менеджмента.

Эффективность менеджмента (внешняя (выгода), внутренняя (экономичность), стратегическая – противоречие – тактическая, потенциальная, реальная)

Тема 2. Возникновение и развитие науки управления. (3 ч.)

Управленческие революции, зарождение науки «менеджмент», школа научного менеджмента, административная школа А. Файоля, школа человеческих отношений, процессный, системный, количественный, ситуационный подходы, современные тенденции менеджмента.

Наши рекомендации