Классификация целей и функций инновационного менеджмента и их назначение
Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации. Как правило, фирма имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями фирмы.
Система стратегических целей фирмы, вызываемая воздействием внешней среды, представлена на рис. 2.
ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: рост производства, налоговые, пенсионные и др. платежи в бюджет |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: максимизация прибыли и объема продаж |
ПРАВОВЫЕ ЦЕЛИ: Законопослушание и исполнительская дисциплина |
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: удовлетворение потреб-ностей общества |
Организация |
НАУЧНЫЕ И ТЕХ-НОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: Поиск новых подходов и методов создания новшеств |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: минимизация отходов и выбросов в окружающую среду |
РЫНОЧНЫЕ ЦЕЛИ: активная стратегия поведения, освоение новых сегментов и рынков |
Рис. 2 Внешние цели фирмы в инновационном менеджменте
Государственно-политические, экономические и правовые цели очевидны.
Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.
Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.
Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение активных мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.
Целями инновационной деятельности предприятия с позиции его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.
Стратегическими целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.
Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления
Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.
Система целей, вытекающая, например, из решения задач оперативного управления производством представлена на рис. 3.
Главная цель
Обеспечение своевременной и комплектной поставки продукции в соответствии с хозяйственными договорами |
Цели второго уровня
Минимизация затрат на производство. ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ||
Непрерывности загрузки рабочих и рабочих мест | непрерывности движения предметов труда в производстве |
Цели третьего уровня
Повышение организованности (эффективности) процессов производства – реали-зация основных принципов организации производства (базовых и противополож- ных базовым): Специализация Диверсификация Стандартизация Универсализация Прямоточность Неопределенность Непрерывность Прерывность Параллельность Последовательность Пропорциональность Резервирование Надежность Гибкость Ритмичность Аритмичность Автоматичность Самоорганизация |
Рис. 3. Иерархия целей в структуре задач системы оперативного управления производством.
Общая классификация целей инновационного менеджмента приводится к следующим главным критериям:
1) уровню (стратегические и тактические);
2) видам среды (внешние и внутренние);
3) содержанию (экономические, социальные, политические, научные, технические, организационные и т.д.);
4) приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);
5) периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
6) функциональным структурам (производство, НИОКР, персонал, финансы, маркетинг, менеджмент);
7) стадиям жизненного цикла организации (возникновение, рост, зрелость, спад и завершение жизненного цикла).
В больших организациях, как правило, можно проследить наличие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего.