Управление формированием и движением финансовых ресурсов фирмы
Одна из задач финансового менеджера - финансовый анализ и планирование — включает в себя общую оценку:
Целями финансового менеджмента могут быть:
-активов предприятия и источников их финансирования;
-величины и состава финансовых ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
- источников дополнительного финансирования;
- системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами предполагает детальную оценку:
- объема требуемых средств;
- формы их предоставления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
- степени доступности и времени представления;
- стоимости обладания данным видом ресурсов;
- риска, ассоциируемого с данным источником средств (капитал собственников гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).
Распределение финансовых ресурсов предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений:
- оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые);
- целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;
- оптимальность оборотных средств;
- эффективность финансовых вложений.
Управление потоками финансовых ресурсов фирмы
Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:
- полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
- полученные на финансовых рынках посредством продажи ценных бумаг, получения кредитов;
- возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;;
- инвестированные и реинвестированные в развитие производственно хозяйственной деятельности фирмы;
- направленные на уплату налоговых платежей.
В блок по управлению внешними финансами входит;
1) управление оборотными активами фирмы (движением оборотных средств, расчетами с клиентами, управлением материально-денежными запасами);
2) привлечение краткосрочных и долгосрочных источников финансирования.
Управление внутрифирменными финансами входит в блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю, который включает:
> контроль за ведением производственного учета;
> составление сметы затрат, контроль за выплатой
заработной платы и уплатой налогов;
> сбор и обработку данных бухучета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
> составление и контроль финансовой отчетности (баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств);
> анализ финансовой отчетности и использование результатов для внутреннего и внешнего аудита;
> оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений, а также в целях планирования.
Тема 11. Менеджмент персонала: основные качества менеджера, особенности его работы
Основные качества менеджера
По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:
> он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
> участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
> предметом труда является информация;
> средством труда — организационная и вычислительная техника;
> результатом труда — управленческое решение.
Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. |
Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:
• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
• информированность по вопросам развития отрасли в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;
• знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
• способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
• умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой.
В данную группу входят:
• высокое чувство долга и преданность делу;
• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
• умение четко выражать свои мысли и убеждать;
• уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
• способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
Работа менеджера
Менеджер, выполняя организационно-управленческую и планово-экономическую деятельность:
> участвует в разработке стратегии развития производства на основе проводимых им маркетинговых исследований;
> разрабатывает перспективные планы выпуска новых изделий;
> осуществляет технико-экономическое обоснование нововведений в производство;
> участвует в разработке производственных программ, проводит анализ хозяйственной деятельности организации и цехов;
> осуществляет координацию работы подразделений по выпуску продукции;
> разрабатывает планы совершенствования управления производством на основе использования новых информационных технологий;
> обосновывает и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности системы функционального управления;
> разрабатывает новые формы и методы управления, компьютерные информационные системы управления
> формирует информационные потоки в организации
На уровне производственного подразделения, цеха менеджер: > руководит всей плановой и диспетчерской работой обеспечивающей выполнение производственной программы;
> обеспечивает своевременное доведение до производственных участков программных заданий по выпуск деталей;
> контролирует обеспечение цеха материалами, комплектующими изделиями.
Тема 12. Система мотиваций