Тема 9. Ситуационный менеджмент
Ситуационный менеджмент основывается на ситуационном подходе к управлению. Смысл этого методологического направления сводится к тому, что выбор форм и методов управления предопределяется неопределенностью условий, в которых оно осуществляется, а также необходимостью соотнесения переменных обстоятельств (конкурентная среда, глобализация, политические амбиции и т. д.) с основными внутренними характеристиками самой организационной структуры (стиль руководства, миссия, уровни управления, микроклимат и т. д.).
Ситуационный менеджмент стремится к созданию среды, в которой сотрудники смогут достичь поставленные перед ними целей. Для этого осуществляются постоянный контроль, сбор информации, анализ, идентификация, оценка
и реагирование на любое изменение в ведущих секторах внешней среды: экономическом, технологическом, социальном, политическом и проч. Особого внимания требуют виды среды, ее особенности и структурные элементы.
Субъект управления ориентируется на поиск движущей пружины ситуации, прослеживание связи данной ситуации с предшествующими обстоятельствами, прогнозирование развития ситуации, соотнесение управленческой ситуационной задачи с задачами общеорганизационного уровня, обоснование и использование оптимальных методов, форм, технологий решения управленческих проблем
данной ситуации, формирование нового стиля управления в новых обстоятельствах.
В ситуационном менеджменте не существует универсальных алгоритмов по отношению к различным обстоятельствам, выработка технологий возможна лишь по отношению к идентичным ситуациям.
Модель руководства предусматривает три фактора, которые влияют на выбор поведения руководителя:
1) отношения между руководителем и подчиненными (лояльность, доверие друг к другу, привлекательность личности руководителя);
2) структура задачи (привычность задачи, ее четкость и ясность);
3) должностные полномочия (пропорциональное соотношение прав и ответственности, уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация).
Таким образом, каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, хотя стиль конкретного руководителя остается в целом постоянным.
Тема 10. Финансовый менеджмент
Финансовый аспект современного менеджмента
Финансовый менеджмент — это вид профессиональной деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами.
Перечень вопросов, решаемых финансовым менеджментом, можно представить в виде следующих групп проблем:
>> источники финансирования;
>> капитальные вложения и оценка их эффективности
>> управление оборотным капиталом
>> финансовое планирование;
>> анализ финансовой деятельности и финансовый контроль.
Целями финансового менеджмента могут быть:
1) максимизация прибыли;
2) достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде; 3) увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков;
4) повышение курсовой стоимости акций;
5) выполнение социальных функций.
Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального сочетания его целей. Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами пред-
Основные функции финансового менеджера заключаются в следующем:
> финансовый анализ и планирование на основе показателей финансовой отчетности, сбор и обработка данных бухучета для внутреннего управления финансами и внешней отчетности;
> принятие долгосрочных инвестиционных решений; определение оптимальной структуры активов, управление портфелем ценных бумаг;
> принятие долгосрочных решений по выбору источников финансирования и формирование структуры капитала компании, разработка политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях, дивидендная политика;
> управление оборотными активами фирмы;
>функции, связанные со страхованием активов, налогообложением, консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией компании.