Типы менеджмента и особенности принятия упр-го решения.
Между целями управления, типом менеджмента и особенностями принятия решений существует логическая связь. Для ее установления типы менеджмента классифицируют по различным признакам.
1. По способу взаимодействия с объектом управления выделяют:
1. морально-этический менеджмент (японский) - м-т, ориентированный на особое отношение к персоналу (пожизненный найм, использование моральных стимулов, обучение на практике, ротация кадров);
2. социально-этический - ориентирован на снижение вероятности принятия решений, которые способны привести к нанесению необратимого ущерба объекту управления;
3. стабилизационный - ориентирован на поддержание параметров объекта в определенных пределах или недопущение вхождения объекта в область неуправляемых состояний;
4. традиционный - разрабатывает правила и принципы управления, пригодные для любых объектов, т.к. объекты управления считаются всегда одинаковыми и одинаково реагирующими на воздействия;
5. системный - ориентирован на взаимодействие частей организации и изучение каждой отдельной части в рамках целого;
6. ситуационный - основан на том, что в управлении организацией не существует одинаковых правил, используемых во всех ситуациях.
2. По времени наступления последствий для объекта управления и внешней среды:
1. стратегический менеджмент: обеспечивает распределение и управление ресурсами для обеспечения адаптации организации к изменениям внешней среды и рациональное использование этих ресурсов;
2. перспективный менеджмент: обеспечивает управление деятельностью организации на основе бизнес-плана и перспективного плана развития;
3. текущий менеджмент: управление отдельными частями предприятия;
4. оперативный менеджмент: обеспечивает управление отдельными операциями в деятельности предприятия.
3. По частоте принятия решений:
1. менеджмент одноразовых решений: применяется при решении крупных проблем, когда установить дату следующего решения по этой проблеме невозможно (решение о создании или ликвидации фирмы);
2. менеджмент циклических решений - при решении проблем, имеющих определенный цикл;
3. процессный менеджмент (м-т непрерывной цепи частых решений): применяется, когда необходимость в принятии решений возникает в случайные моменты времени настолько часто, что этот процесс принятия решений можно считать непрерывным
Управленческое решение – основной инструмент воздействия работников гос. и муниципальной службы на управляемый объект.
Первая особенность принимаемых решений – это преобладание стратегических решений социальной направленности как актов, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.
Вторая особенность связана с наличием у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречийгорода, региона. Здесь важно уметь разглядеть в гуще будничных дел ростки нового и поддержать их, взять на себя ответственность и риск, когда еще нет полной определенности и уверенности в успешном исходе.
Третья особенность заключается в том, что надо уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за показателями контрольных индикаторов, сигнализирующих об экстремальных ситуациях: замечена опасная тенденция – начинается подготовка стратегического решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.
Четвертая особенность – низкая мотивация исполнителей управленческого решения.
Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется следующее:
· повышение мотивации через расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке концепций;
· формирование общественного мнения по проблемам через средства массовой информации, проведение конференций, семинаров, симпозиумов;
· создание системы кадрового обеспечения реализации решений;
· организация контроля за траекторией движения решения, что позволит руководству города, района вносить своевременно коррективы в принятые решения.