Методические материалы для проведения семинарских занятий
3.2.1. Методические указания по подготовке семинарских занятий
Семинарские занятия по дисциплине «Менеджмент» ориентированы на закрепление теоретического материала, изложенного на лекционных занятиях, а также на приобретение дополнительных знаний и развитие самостоятельной деятельности обучающихся.
К каждому семинарскому занятию студент должен тщательно готовиться. Минимально допустимый объем знаний студента перед семинарским занятием ограничивается материалом по соответствующей теме или вопросу, полученным на лекционных занятиях. Для получения более глубоких и устойчивых знаний студентам рекомендуется изучать дополнительную литературу, список которой приведен в Рабочей программе по дисциплине, а также периодические издания и электронные информационные ресурсы.
По отдельным темам дисциплины на семинарских занятиях рассматриваются и обсуждаются наиболее важные и проблемные положения, связанные, как правило, с возможностями и условиями эффективного применения теории управления на практике в условиях российской экономики. Также рассматриваются наиболее типичные ситуации в организации управления на предприятиях различной организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, масштаба деятельности и пр.
На семинарском занятии предусматривается контрольный устный опрос по рассматриваемой теме (вопросу темы), иногда дополняемый самостоятельной письменной работой индивидуального или группового характера, либо тестированием.
На семинарских занятиях оцениваются и учитываются все виды активности студентов: устные ответы, дополнения к ответам других студентов, участие в дискуссиях, работа в группах, инициативный обзор проблемного вопроса, письменная работа реферативного типа.
Пропуски семинарских занятий без уважительных причин не допустимы. Студент имеет право посетить пропущенное семинарское занятие с другой группой.
План проведения семинарских занятий с указанием рассматриваемых теоретических вопросов приведен ниже.
Тема 1. Введение в «Менеджмент». Цели управления. Эффективность управления
Вопросы для обсуждения:
1. Затраты и ресурсы управления, их содержание и структура.
2. Почему повышается роль человеческого фактора в современном управлении?
3. Социологические характеристики менеджмента.
4. Что такое эффективность управления?
5. Показатели эффективности управления.
6. Принципы эффективного управления.
7. Может ли быть качество объектом управления?
8. Что значит "управление качеством" и в чём смысл понятия "качество управления"?
9. От чего зависит и в чём проявляется качество управления?
10.Какую роль в развитии управления играет качество?
11.Есть ли зависимость между качеством продукции и качеством управления?
Тема 2. Генезис науки менеджмент
(2 часа семинарских занятий)
1. История возникновения и развития менеджмента
2. Научные направления и школы в менеджменте
3. Современные подходы в управлении
4. Современные тенденции в теории и практике управления
Вопросы для обсуждения:
1. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления?
2. Что общего между управлением и искусством?
3. На чем основывается утверждение о том, что управление является наукой?
4. Что составляет фундаментальную основу науки управления?
5. Какие принципиально важные положения научных школ используются в современном менеджменте?
6. Почему управление ассоциируется с людьми, профессионально осуществляющими эту функцию?
7. Чем вызвана необходимость формирования новой системы взглядов на управление при переходе к постиндустриальной (информационной) стадии общественного развития?
8. Анализ основных положений новой парадигмы, сформулированной зарубежными учеными и специалистами по управлению.
9. Анализ основных положений старой и новой парадигм управления организациями в Российской Федерации.
10. Главные отличия и сходство между современной системой взглядов на управление за рубежом и в нашей стране.
Тема 3. Системно-ситуационный подход в управлении
(2 часа семинарских занятий)
1. Положения системного и ситуационного подхода, используемые в управлении
2. Структура системы управления
3. Функциональное строение системы управления
Вопросы для обсуждения:
1. Чем определяется необходимость использования в управлении системно-ситуационного подхода?
2. Почему организацию нужно рассматривать как живой организм?
3. Можно ли осуществлять управление организацией, представляя её как закрытую систему? Если - "да", то к чему это обязательно приводит?
4. Чем определяется то, что системный и ситуационный подходы можно и нужно объединить в единый системно-ситуационный подход?
5. Почему не существует оптимального (наилучшего) способа управления и соответственно оптимального решения?
Тема 4. Организация как социально-экономическая система
(2 час семинарских занятий)
1. Классификация организаций
2. Организация как социально-экономическая система
3. Модель поведения организаций на рынке
Вопросы для обсуждения:
1. Какими свойствами обладает любая организация как объект управления?
2. По каким признакам можно классифицировать организации?
3. Организация – социально-экономическая система.
4. Какие типы моделей организации рассматриваются в теории управления?
5. Какими параметрами характеризуется организация как открытая система?
6. Какими характеристиками описываются факторы внутренней и внешней среды организации?
7. Как осуществляется связь внешней среды с процессами внутри функционирующей организации?
8. Применима ли теоретическая концепция заинтересованных групп к моделированию работы отечественных организаций (фирм)?
Тема 5. Процесс планирования
(2 часа семинарских занятий)
1. Понятия «планирование» и «прогнозирование»
2. Принципы планирования
3. Процесс планирования
4. Выработка миссии, определение генеральной цели и построение дерева целей организации (практическое задание)
Вопросы для обсуждения:
1. Для чего нужна формулировка общей цели организации?
2. Сформулируйте ваше отношение к таким понятиям, как миссия, философия и назначение организации.
3. Какую роль выполняет сформулированная миссия организации?
4. Какие важнейшие характеристики организации отражаются в еёмиссии?
5. Примеры формулирования миссии какой-либо известной организации и обоснование её содержания.
6. Дайте определение понятия «цель организации» и сформулируйте основные требования к её постановке.
7. Какая связь существует между миссией и генеральной целью организации?
8. В чём состоит отличие цели от задачи?
9. Для чего используется классификация целей организации?
10. Какие критерии классификации целей чаще всего применяются на
практике и почему?
11. Анализ состава ключевых целей функциональных подсистем организации с позиций их вклада в общую цель организации.
12. Примеры построения "дерева целей".
13. Основные положения концепции управления по целям.
14. Какие преимущества имеет организация, использующая концепцию управления по целям?
15. При каких условиях целесообразно применение концепции управления по целям?
16. Примеры использования (или разработки) концепции управления по целям в нашей стране?
17. В каких организациях применение концепции управления по целям наиболее целесообразно?
18. Главные недостатки концепции управления по целям, препятствующие её широкому распространению в современных условиях.
Тема 6. Организационные структуры управления
(2 часа семинарских занятий)
1. Классификация организационных структур управления
2. Принципы формирования эффективных организационных структур управления
3. Критерии и показатели эффективности организационных структур управления
4. Совершенствование организационной структуры управления организации (практическое задание)
Вопросы для обсуждения:
1. Какое содержание имеет функция "организация"?
2. Сопоставление различных определений организационной структуры управления с точки зрения связи этого понятия с другими понятиями и категориями науки управления?
3. Какие виды связей существуют между элементами структуры управления?
4. Характеристики типов организационных структур управления, их достоинства и недостатки.
5. Принципы построения эффективных организационных структур управления.
6. Факторы, определяющие выбор типа организационной структуры управления.
7. Как можно оценить изменения, произведения в организационной структуре управления?
Тема 7. Процесс мотивации
(0,5 часа семинарских занятий)
1. Условия эффективного практического применения теорий мотивации в современных российских условиях
2. Методы мотивации
Вопросы для обсуждения:
1. Какие виды мотивации применяются в современных организациях?
Тема 8. Процесс контроля и координирования
(0,5 часа семинарских занятий)
1. Процесс контроля
2. Координирование как функция установления и поддержания рациональных внутриорганизационных связей
Вопросы для обсуждения:
1. Каково назначение функции "координация", и какими средствами она выполняется?
2. Почему функция "координация" занимает центральное место среди основных функций управления?
3. Какие виды контроля используют организации для достижения заданных целей и задач?
Тема 9. Процесс коммуникаций
(0,5 часа семинарских занятий)
1. Классификация коммуникаций
2. Факторы, влияющие на эффективность обмена информацией
3. Методы повышения эффективности коммуникаций
Тема 10. Процесс принятия решения
(0,5 часа семинарских занятий)
1. Управленческое решение. Факторы, влияющие на качество управленческого решения
2. Методы разработки и принятия управленческих решений
Вопросы для обсуждения:
1. Почему этап "оценка ситуации" считается основополагающим фактором качества решения?
2. Каким образом можно описать проблемную ситуацию?
3. Какие факторы необходимо учитывать, анализируя проблемную ситуацию? На какие группы они подразделяются?
4. Каким требованиям должны отвечать решения?
5. Кто принимает решения в организациях?
Тема 11. Управление социальными процессами в организации
(0,5 часа семинарских занятий)
1. Управление неформальным лидером
2 Процесс нормообразования
3. Управление социально-психологическим микроклиматом в организации
Тема 12. Лидерство и стиль руководства
(0,5 часа семинарских занятий)
1. Понятия лидерства, руководства, власти и влияния. Баланс власти в организации
2. Подходы к определению эффективного стиля руководства
Вопросы для обсуждения:
1. Какие особенности имеет труд профессиональных менеджеров по сравнению с трудом других работников организации?
2. Какими индивидуальными качествами должен обладать менеджер?
3. Состав и содержание основных требований к профессиональной компетенции менеджеров.
4. В какой мере результаты управления зависят от личности менеджера?
5. Как формируется личность менеджера?
6. Каким должно быть сочетание интеллекта и воли менеджера?
7. Какое значение имеет интеллектуальный потенциал менеджера?
8. Определение понятия "лидерство".
9. От чего зависит и в чём проявляется лидерство?
10.Что такое "стиль управления" и как он формируется?
11.Чем определяется разнообразие стилей управления?
12.Характеристики основных видов стиля управления.
Тема 13. Принципы управления и методы управления
(1 час семинарских занятий)
1. Система принципов классического научного управления
2. Современные принципы управления
3. Классификация методов управления
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация принципов управления.
2. Как и почему принципы управления оказывают влияние на результаты управления?
3. Какие из принципов управления, сформулированных А. Файолем, потеряли своё значение в настоящее время?
4. Меняется ли содержание принципов управления в разные периоды общественно-экономического развития и почему?
5. Какую роль играют методы в процессе управления?
6. Классификация методов управления.
7. Характеристика группы общенаучных методов, применяемых в управлении.
8. Каким образом можно сгруппировать конкретные методы, применяемые в процессе управления?
9. Примеры методов, применяемых в управлении какой-либо функциональной подсистемой.
10.Пример методов, применяемых при выполнении какой-либо функции менеджмента.
11.Пример методов, применяемых на каком-либо этапе процесса управления.
12.Какие требования предъявляются к выбору конкретного метода?
13.По каким направлениям необходимо осуществлять оценку возможных последствий реализации выбранного метода управления?
Тема 14. Информация в системе управления
(0,5 часа семинарских занятий)
1. Свойства управленческой информации
2. Требования, предъявляемые к управленческой информации
Вопросы для обсуждения:
1. Какова роль информации в процессе управления.
2. Основные свойства информации, которые необходимо учитывать при её использовании в процессе управления.
3. Классификация информации, используемой в процессе управления.
4. Принципы создания системы информационного обеспечения процесса управления.
Тема 15. Проблемы теории и практики управления
(0,5 часа семинарских занятий)
1. Основные тенденции социально-экономического развития как фактор изменения количества и содержания проблем организации эффективной деятельности
2. Современные тенденции в теории и практике управления