Разработка проектов приоритетных задач
После выявления, обоснования приоритетных задач, как правило, разрабатываются проекты приоритетных задач. Они, как правило, состоят из трех составляющих:
ü аналитической части;
ü проектной части;
ü результативной части.
Аналитической частью проекта оцениваются предлагаемые проекты с экономических, региональных, экологических, биологических и с других позиций. В проектной части фиксируются конкретные решаемые задачи. И, наконец, в результативной части сопоставляются расходы с доходами.
Различаются более привлекательные проекты, когда затраты окупаются в короткие сроки, и менее привлекательные проекты. В последние годы более интенсивно эксплуатируются привлекательные проекты, поскольку бизнесмены, предприниматели хотят сиюминутную отдачу инвестиций.
1.6. Разновидность и особенность стратегического планирования
В экономике различают различные виды стратегии:
ü ценовая стратегия;
ü региональная стратегия;
ü отраслевая стратегия;
ü стратегия развития бизнеса;
ü инвестиционная стратегия;
ü инновационная стратегия;
ü организационная, производственная стратегия;
ü рекламная, маркетинговая стратегия;
ü стратегия конкуренции и т.д.
Кроме того, могут встречаться:
ü стратегия использования конкурентных преимуществ;
ü стратегия обновления выпускаемой продукции;
ü стратегия развития производства;
ü стратегия обеспечения производства;
ü стратегический и финансовый план;
ü стратегия международной деятельности;
ü стратегия развития системы управления;
ü стратегия программно-целевого планирования и другие.
Кроме того, различают:
ü наступательную стратегию,когда необходимо расширить производство (при этом оцениваются, в первую очередь, спрос на выпускаемую продукцию, насыщенность потребительского рынка и т.д.);
ü оборонительную стратегию,когда следовало бы удержать действующий уровень выпуска продукции с элементами новой (прогрессивной) технологии;
üстратегию деинвестирования,когда действующий вид производства необходимо ликвидировать, то есть вкладывать инвестицию не в старую (неперспективную) технологию, а только в более прогрессивную технологию.
К специфической особенности стратегического планирования следовало бы отнести:
ü варианты видения будущего бизнеса;
ü в связи с этим обоснование главных целей и задач деятельности фирмы;
ü конкретные стратегии и средства их реализации;
ü рынки и способы рыночной борьбы;
ü виды производимых товаров и услуг,
ü пути достижения конкурентных преимуществ;
ü конкурентная рыночная позиция;
ü направления инвестирования и источники необходимых средств;
ü характер деловой активности фирмы;
ü пути эффективного использования ключевых ресурсов;
ü направления социальной политики и прочие.
Важной особенностью стратегии следует считать финансовые показатели, в частности:
ü логичность, понятность, экономичность (затраты на подготовку решения должны быть меньше результата);
ü своевременность;
ü финансовую устойчивость, интенсивность и другие.
Следует различать подходы к разработке стратегии, предпосылки эффективной стратегии, специфику стратегического планирования, программно-целевой подход стратегического планирования и другие. Эти и другие вопросы достаточно убедительно освещены в учебниках: Веснин В. "Стратегическое управление". М., 2004; Райзберг Б. "Курс управления экономикой". Питер, 2003.
Вопросы для самопроверки к главе
1. В чем суть стратегического планирования, видения, миссии, цели предприятия в условиях конкуренции.
2. Сформулируйте основные этапы, принципы стратегического планирования.
3. Что означает оценка ПХД.
4. Как, по каким показателям оцениваются привлекательные проекты.
5. Назовите (сформулируйте) результирующие условия оценки ПХД предприятия
6. Сформулируйте модель трех конкурентных сил (факторов).
7. По каким критериям (показателям) выбираются приоритеты развития на предприятиях.
8. Сформулируйте основные виды, типы стратегии.
9. Что означает наступательная, оборонительная стратегия, стратегия деинвестирования.
10. Сформулируйте специфические особенности стратегического планирования.
11. Что означают варианты ведения бизнеса в условиях неопределенности.
12. Какие финансовые показатели являются более актуальными при стратегическом планировании.
13. Что означает программно-целевой подход стратегического планирования.
14. Всегда ли допустимо предвидение возможности выпуска конкурентоспособной продукции.
15. Назовите основные ключевые факторы (объективные), препятствующие вхождению в ВТО.
Глава 2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
На этом этапе слушатели курса должны уяснить проблемные аспекты стратегического планирования: как обосновать насыщенность потребительского рынка; как следовало бы его рассчитать; какова предварительная оценка насыщенности потребительского рынка по объектам, что следовало бы сделать для того, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень насыщенности потребительского рынка, чтобы страна стала не завозящей, а вывозящей.