Соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств
Модуль (дисциплина) «Прогнозирование и планирование» - это дисциплина относится к базовой части блока 1 программы бакалавриата (Б1.Б.17.) Дисциплина читается в 7 семестре.
ПК-12 –способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ формируется у студентов при изучении следующих дисциплин в:
3 семестре – Территориальная организация населения;
5 семестре – Региональное управление и территориальное планирование;
6 семестре – Региональное управление и территориальное планирование, Геополитика и Стратегическое управление в публичной сфер;
7 семестре – Прогнозирование и планирование;
8 семестре – Основы социальной политики и социальной работы.
Таблица 6.
Карта критериев оценивания компетенций
Код компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП | Виды занятий (лекции, семинар ские, практические, лабораторные) | Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.) | ||
пороговый (удовл.) 61-75 баллов | базовый (хор.) 76-90 баллов | повышенный (отл.) 91-100 баллов | |||
способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12). | Знает: -частично общую терминологию и основы методологии прогнозирования и планирования | Знает: общую организацию стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях | Знает: организацию стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей экономики (на примере сельского хозяйства) | лекции, семинарские занятия | контрольные работы и защита их, ответы на семинаре, тесты, рефераты и др. |
Умеет: Проанализировать общую терминологию и основы методологии прогнозирования и планирования | Умеет: использовать и применять знания по организации стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях | Умеет: свободно оперировать терминами, понятиями и использовать и применять методы и методологию стратегического прогнозирования и планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и на уровне отрасли | |||
Владеет: необходимым уровнем использования терминологии и основами методологии | Владеет: навыками применения знаний по организации стратегического планирования и программирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях | Владеет: глубокими знаниями в терминологии и навыками использования методов стратегического прогнозирования и планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и на уровне отрасли. |
10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
1.Письменная контрольная работа.Учебным планом для студентов дневной и заочной форм обучения предусмотрена контрольная работа по дисциплине. Цель контрольной работы - закрепление и проверка знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также выявление их умения применять на практике методы прогнозирования и планирования.
Выполнение контрольной работы является обязательным требованием в освоении дисциплины. При выполнении контрольной работы следует обратить внимание на то, что контрольные работы необходимо выполнять и предоставлять в срок, установленный графиком учебного процесса и выполнять задания в той последовательности, которая указана требованиях.
В контрольной работе должны найти отражение следующие аспекты:
а) описание проблемной ситуации, мотивов инициирования данного проекта/или программы;
б) описание сути проекта /или программы (цель, задачи, сроки реализации, основные мероприятия);
в) описание круга показателей, характеризующих выполнение проекта/или программы;
г) оценка возможностей и угроз реализации проекта/или программы в том виде, в котором он (она) заявлены;
д) оценка текущей эффективности реализации проекта/или программы (сопоставление плана и факта, анализ отклонений);
е) анализ основных проблем, препятствующих реализации проекта/или программы, и путей их устранения;
ж) прогноз эффективности реализации проекта/или программы с учетом текущей динамики, возможностей и угроз.
Темы контрольной работы составлены в 10 вариантах, выбор которых осуществляется по 2 последним цифрам номера зачетной книжки:
1. Развитие здравоохранения.
2. Развитие образования на 2013–2020 годы.
3. Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
4. Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы.
5. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.
6. Развитие физической культуры и спорта.
7. Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы.
8. Содействие занятости населения.
9. Социальная поддержка граждан.
10. Доступная среда на 2011–2015 годы.
Примерные вопросы к экзамену
1. Прогнозирование: понятие, сущность, функции. Объект прогнозирования.
2. Назначение прогноза в управлении.
3. Классификация и виды прогнозов.
4. Формы планирования их развитие и применение.
5. Развитие прогностики и футурологии.
6. Эволюция стратегического планирования и прогнозирования.
7. Основные научные школы государственного регулирования экономики.
8. История развития прогнозирования и планирования в СССР.
9. Опыт реформирования и возрождение планирования и прогнозирования в современной России.
10. Особенности прогнозирования и планирования в зарубежных странах (на примере одной из стран - Франция, Япония, Южная Корея, Китая, Индии и др.).
11. Принципы прогнозирования.
12. Классификация методов прогнозирования.
13. Формализованные методы прогнозирования.
14. Логические методы ситуационного анализа.
15. Интуитивные экспертные методы прогнозирования.
16. Метод экономического анализа, балансовый метод, нормативный метод.
17. Балансовый метод анализа и прогнозирования В.В. Леонтьева.
18. Методология стратегического планирования.
19. Объект стратегического планирования и его параметры.
20. Теория предвидения Н.Д. Кондратьева.
21. Законодательная база государственного прогнозирования и стратегического планирования.
22. Система прогнозов. Особенности долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов.
23. Порядок разработки прогнозов социально-экономического развития на очередной год, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
24. Организации, участвующие в разработке концепций, прогнозов и программ социально-экономического развития.
25. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации: порядок разработки, корректировки и контроль реализации документов.
26. Программно-целевое планирование:понятие и порядок разработки целевых комплексных программ.
27. Федеральные (межгосударственные), региональные, местные целевые программы. Преимущества и недостатки целевых программ. Межгосударственная целевая программа.
28. Региональные и межрегиональные целевые программы. Реализация целевых программ в регионах.
29. Взаимосвязь федеральных, региональных и муниципальных прогнозов, планов и программ.
30. Организация стратегического планирования и программирования на федеральном уровне.
31. Организация стратегического планирования и программирования на региональном и муниципальном уровнях.
32. Население как объект прогнозирования. Объекты демографических прогнозов.
33. Методы, используемые при построении демографических прогнозов.
34. Прогнозирование и индикативное планирование трудовых ресурсов и занятости населения.
35. Объекты прогнозирования рынка труда.
36. Баланс трудовых ресурсов: ресурсная и распределительная части.
37. Уровень жизни населения как объект прогнозирования.
38. Основные задачи прогноза уровня жизни населения.
39. Показатели, используемые при разработке прогнозов уровня жизни населения.
40. Параметры дифференциации уровня жизни населения.
41. Документы, отражающие прогнозирования уровня жизни.
42. Разработка прогнозов величины прожиточного минимума.
43. Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование развития агропродовольственного комплекса.
44. Национальный проект в области сельского хозяйства.
45. Сценарии развития сельского хозяйства и продовольственного комплекса России в долгосрочной перспективы.
46. Основные показатели развития агропродовольственного комплекса России в перспективе до 2030 г.
10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.
Процедуры оценивания знаний, умений, навыков определены Положением о рейтинговой системе в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет».
В соответствии с Положением о рейтинговой системе в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»:
-Студенты, набравшие по модулю менее 35 баллов к экзамену не допускаются. Необходимое количество баллов (до 35) для получения допуска к экзамену, студенты набирают после второй контрольной недели. Набранные баллы преподаватель выставляет в дополнительную ведомость (по добору баллов). Баллы, внесенные в данную ведомость, учитываются в общем рейтинге студента.
-Студенты, набравшие по модулю в период проведения текущего контроля от 35 до 60 баллов, и выполнившие контрольную работу, допускаются к экзамену.
-Студенты, набравшие по модулю в период проведения текущего контроля 61 балл и более, автоматически получают экзаменационную оценку в соответствии со шкалой перевода (от 61до75 баллов получает оценку «удовлетворительно», от 76 до90 баллов – «хорошо» и от 91до100 баллов – «отлично»), но в то же время студенты имеет право повысить оценку, полученную по итогам рейтинга (удовлетворительно, хорошо), путем сдачи экзамена.
Экзамен состоит из трех частей:
Во-первых, студент отвечает по экзаменационному билету и это позволяет определить объем его знаний.
Во-вторых, решение контрольной работы позволяет выяснить, что студент умеет.
В-третьих, анализ реализации одного из Приоритетных Национальных Проектов (Доступное жилье, Сельское хозяйство, Образование, Здравоохранение) дает возможность выявить, какими комплексными знаниями и навыками студент владеет.
11.Образовательные технологии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВОпри изучении модуля «Прогнозирование и планирование» предусмотрена реализация активных и интерактивных технологий учебной работы:
Лекции: | Семинарские занятия: |
Лекция Презентации | -ответы на семинаре; -тестирование; -презентации к докладам; -анализ реализации одного из Приоритетных Национальных Проектов (Доступное жилье, Сельское хозяйство, Образование, Здравоохранение). |
Изучение и использование справочные правовых систем, «Консультант плюс» | |
Использование ресурсов Интернет |
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
12.1 Основная литература:
1. Райзберг, Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой / Б.А. Райзберг. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 332 с. - ISBN 978-5-903271-79-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96473 (08.01.2015).
2. Степочкина, Е.А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: учебное пособие / Е.А. Степочкина. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 236 с. - ISBN 978-5-4458-5679-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226141 (05.01.2015).
3. Экономико-математические методы и прикладные модели : учебное пособие / В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 303 с. - ISBN 5-238-00819-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114535 (08.01.2015).
12.2 Дополнительная литература:
1. Грицюк, Т.В. Бюджетная система Российской Федерации : учебно-методическое пособие / Т.В. Грицюк, В.В. Котилко, И.В. Лексин. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 560 с. - ISBN 978-5-279-03533-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219850 (08.01.2015).
2. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии : учебник / И.А. Дубровин. - 2-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 432 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01948-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229284 (05.01.2015).
3. Левинталь А.Б. Индикативное планирование и проведение региональной политики / А.Б. Левинталь, В.Ф. Ефременко, В.Б. Гусев. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 367 с. - ISBN 978-5-279-03244-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220185 (05.01.2015).
4. Мухин, Н.П. Планирование и прогнозирование доходов бюджетов органов местного самоуправления / Н.П. Мухин. - М. : Лаборатория книги, 2009. - 134 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97541 (08.01.2015).
5. Новоселов, А.Л. Модели и методы принятия решений в природопользовании : учебное пособие / А.Л. Новоселов, И.Ю. Новоселова. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 384 с. - ISBN 978-5-238-01808-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115170 (05.01.2015).
6. Сафин, Р.Г. Основы научных исследований. Организация и планирование эксперимента : учебное пособие / Р.Г. Сафин, А.И. Иванов, Н.Ф. Тимербаев ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2013. - 154 с. : ил., табл., схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7882-1412-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270277 (10.01.2015).
7. Ханис Н.П. Прогнозирование уровня жизни населения региона / Н.П. Ханис. - М. : Лаборатория книги, 2012. - 53 с. - ISBN 978-5-504-00053-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142037 (10.01.2015).
12.3. Интернет – ресурсы:
1.Федеральная служба государственной статистики (Госкомстата) –http://www.gks.ru/
2.Деловой портал правительства Тюменской области http://www.tyumen-region.ru/
3.Институт демографических исследований – http://demographia.ru/
4.Информационное агенство «AK&M» – http://www.akm.ru/
5.Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации –http://www.minzdravsoc.ru
6.Министерство сельского хозяйства Российской федерации – http://mcx.ru/
7.Министерство экономического развития Российской Федерации – http://economy.gov.ru/
8.Правительство Российской федерации – http://government.ru/
9.Правительство Тюменской области – http://admtyumen.ru
10.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области (Тюменьстат) http://www.oblstat.tmn.ru
11.Экспертный сайт «Открытая экономика» – http://opec.ru/
13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Группа программных средств или информационных технологий | Наименование |
Офисные программы | Microsoft Word |
Microsoft Excel | |
Правовые информационные системы | Консультант Плюс |
Библиотеки и образовательные ресурсы | Электронная библиотека ТюмГУ (электронные книги издательства «Юрайт») http://www.biblio-online.ru/home |
Университетская библиотека онлайн http://biblioclub.ru/ | |
Электронно-библиотечная система Znanium.com http://znanium.com/ |
14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.
Помещения для осуществления образовательного процесса | Перечень основного оборудования (с указанием кол-ва посадочных мест) | Адрес (местоположение) |
Аудитории для проведения лекционных занятий | ||
Лекционная аудитория | Интерактивная доска; пассивный экран; проекторы, компьютеры в комплекте с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест – 305 ауд. – 58 ; 205 ауд. – 68. | Ауд. 305,205 – учебно-лабораторного корпуса № 10, г.Тюмень, ул. Ленина, 38 |
Аудитории для проведения семинарских (практических) занятий | ||
Компьютерные классы | Пассивный экран, проектор, компьютеры в комплекте с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест 208 ауд. – 21 ; 207 ауд. 22. | Ауд. 208, 207 – учебно-лабораторного корпуса № 10, г.Тюмень, ул. Ленина, 38 |
Компьютерные классы | Компьютеры в комплекте с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза. Количество посадочных мест - 206 ауд. – 20; 207 ауд. – 22; 208 ауд. – 21; 504 ауд. – 11. | Ауд. 206, 207, 208, 504 – учебно-лабораторного корпуса № 10, г.Тюмень, ул. Ленина, 38 |
Библиотека юридической литературы | Компьютеры в комплекте с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза для пользователей - 8 мест. Количество посадочных мест – 28. | Учебно-лабораторного корпуса № 10, г.Тюмень, ул. Ленина, 38 |
Научный зал | Компьютеры в комплекте с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза для пользователей - 5 мест. Количество посадочных мест – 13. | Ауд. 106 Учебно-лабораторного корпуса № 10, г.Тюмень, ул. Ленина, 38 |
Информационно-библиотечный центр – читальный зал для студентов | Компьютеры с выходом в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду вуза – 52 места Количество посадочных мест – 104 | Информационно-библиотечный центр университета, ул. Семакова, 18 |
15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Для освоения модуля в течение семестра проводятся лекционные и семинарские занятия, контроль за выполнением самостоятельной работы студентов и выставление баллов по модульно-рейтинговой системе. В конце семестра по учебному плану предусмотрен экзамен.
Лекция является одной из ведущих форм учебных занятий. Ее основой является изложение преподавателем учебного материала в течение ряда занятий согласно календарно-тематическому плану с акцентом на освещение ведущих идей, принципов, законов, алгоритмов дисциплины. На лекции от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта для дальнейшего его использования.
Семинарские занятия – это средство закрепления лекционного материала и развитие у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно в процессах прогнозирования и планирования. Чтобы наиболее продуктивно использовать возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему студенту необходимо: внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике; ознакомиться с соответствующим разделом учебников (если они есть); проработать дополнительную литературу и источники; проанализировать вопросы для обсуждения на семинарском занятии. Ценность семинара как формы обучения состоит в том, что на семинаре студент имеет возможность не просто слушать, но и говорить на профессиональные темы в коллективе, что способствует усвоению материала, развитию коммуникативности и др.
Самостоятельная работа студентов завершает задачи лекционных и семинарских занятий. Помимо практической важности самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.
Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, чаще всего это различные «домашние задания»: подготовка докладов с презентаций; составление глоссария и теста; подготовка рефератов и др. Работы, выполняемые студентами, систематически контролируются и оцениваются баллами. Наиболее серьезные ошибки разбираться на семинарском занятии или консультации.
Основой для самостоятельной работы является содержание соответствующего модуля дисциплины, и специальные задания по самостоятельной работе по каждой теме модуля.
Экспериментальные исследования показывают, что и в некоторых случаях на определенных этапах обучения при подготовке самостоятельной работы могут участвовать два-три человека. Второй и третий студент в этом случае выступают не только как участники взаимного контроля, но и как фактор мотивации взаимной интеллектуальной активности, обеспечивающий значительное повышение эффективности познавательной деятельности каждого участника.