Система управления организации

Система управления организации представляет собой совокупность структурно-функциональных и информационно-поведенческих элементов управления и способность системы управления к саморазвитию.

Она характеризуется состоянием своих подсистем: структурно-функциональной, информационно-поведенческой и саморазвития.

Структурно-функциональная подсистема -- это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи по управлению, а также совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Работа данной подсистемы достаточно полно отражена в теориях функций управления, управления персоналом, организационных структур, технологий и методов управления.

Информационно-поведенческую подсистемусоставляют следующие основные блоки: управленческая идеология и ценностные ориентации; интересы и поведенческие нормы участников процесса управления; информация и обеспечение коммуникаций.

Доступность информации, усиливает возможности интеграции, позволяющей получить синергетический эффект от совместных действий, поэтому в настоящее время роль информационно-поведенческой подсистемы резко возросла.

Подсистема саморазвития управлениявозникла в связи с повышением требований к гибкости и адаптивности организации к изменениям, потребности в непрерывном совершенствовании продуктов и процессов, необходимости ускоренного внедрения в практику управления подходов и методов обеспечивающих реализацию новых идей. Возможности подсистемы саморазвития в значительной мере предопределяются состоянием информационно-поведенческой подсистемы.

Развитие управления -- это процесс перехода системы управления из одного качественного состояния в другое, в результате чего появляются качественно новые элементы, свойства или характеристики управления, влияющие на функционирование системы и повышающие ее эффективность. Развитие осуществляется посредством сознательных и целенаправленных преобразований и в определенной последовательности:

I этап: возникновение новых задач, которые призвано решать управление;

II этап: выработка в системе управления реакций на новые задачи;

III этап: необходимая перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления;

IV этап: перестройка структурных элементов системы управления;

V этап: закрепление новых качеств и свойств системы управлении.

Саморазвитие системы управления обеспечивается посредством:

· разработки и введения в систему управления стимуляторов, побуждающих ее к самосовершенствованию;

· постоянного анализа возможностей системы управления на соответствие динамике стоящих перед ней задач;

· выявления новых тенденций, форм и методов совершенствования системы управления на основе мирового опыта менеджмента и внедрения его в практику.

Развитие управления основывается на развитии персонала, включающее: овладение современными средствами работы с информацией, улучшение делового поведения и коммуникативных качеств, рост квалификации и развитие позитивного отношения к работе, расширение выполняемых задач и ответственности.

Целью подсистемы саморазвития является выработка у системы управления свойства самоадаптации к изменяющимся условиям.

Выводы

Организация -- это сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных общих целей. Организация осуществляет свою деятельность в обществе и интересах общества или его части, реализуя свою миссию.

Организация представляет собой сложную технико-экономическую и систему, элементы которой взаимосвязаны. Основные элементы любой организации: задачи, для решения которых данная организация существует; люди, входящие в организацию; и управление (менеджмент).

Организация взаимодействует с внешней средой, получая из нее необходимые для своей деятельности ресурсы и передавая в нее производимые продукты.

Внешняя среда организации представляет собой совокупность переменных факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента, но могут оказывать прямое или косвенное влияние на ее деятельность.

Внутренняя среда организации формируется ее менеджментом и представляет собой гармоничное сочетание технологии, персонала организационной структуры, внутриорганизационных процессов и организационной культуры.

Менеджмент – неотъемлемый элемент организации, который формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей и решения, стоящих перед ней задач.

В процессе управления могут использоваться организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические методы управления.

Достижение гармонии между интересами сотрудников и организации создает основу эффективности ее деятельности.

Ключевой фигурой в процессе управления организацией является менеджер -- профессиональный управляющий, который обеспечивает достижение целей и решение задач организации посредством использования труда подчиненных ему сотрудников.

Организационную систему характеризуют по характеру взаимодействия а) организации с внешней средой (механистический или органический подход), б) подразделений внутри организации, в) организации с персоналом (индивидуальный или корпоративный характер взаимодействия).

Система управления организацией характеризуется состоянием ее подсистем: структурно-функциональной; информационно-поведенческой и подсистемы саморазвития.

Развитие системы управления осуществляется на основе постоянного анализа соответствия действий управления решаемым задачам и существующим возможностям. Развитие управления основывается на развитии персонала. Эффективная система управления обладает свойством самоадаптации к изменяющимся условиям.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение организации. Каковы отличия формальных и неформальных организаций?

2. Какие элементы присущи любой организации?

3. Раскройте значение и содержание миссии организации.

4. В чем состоит взаимодействие организации с внешней средой?

5. В чем состоят отношения управления?

6. Какие категории работников относятся к аппарату управления и в чем заключаются их функциональные отличия?

7. Раскройте содержание методов управления.

8. Раскройте содержание внутренней и внешней среды организации.

9. Перечислите основные группы функциональных процессов в организации.

10. По каким типам взаимодействия характеризуется организационная система?

11. Раскройте цели и содержание механистического и органического подходов.

12. Раскройте содержание индивидуалистического и коллективного подходов.

13. Охарактеризуйте роль человека и группы в организации.

14. Определите понятие «менеджер» и назовите его основные роли.

15. Охарактеризуйте вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров.

16. Охарактеризуйте основные подсистемы системы управления.

17. В чем состоит развитие управления и какие этапы у этого процесса?

Наши рекомендации