Возникновение и эволюция менеджмента

Управление как научная дисциплина сформировалось больше столетия назад. В его развитии можно выделить несколько этапов, часто их называют школами.

Школа научного управления, ярким представителем которой является Фредерик Тейлор (1856 – 1915), способствовала проведению опытов по рационализации трудовых операций, нормированию их труда. В результате этого производительность труда увеличилась в три – четыре раза.

Объектом интереса административной школы стала вся организация в целом. Ее основоположник Анри Файоль (1841 – 1925) сформулировал 14 принципов управления, сохраняющих свое значение и до настоящего времени. Ниже приводится краткое содержание этих принципов (таблица 1):

Таблица 1

Принцип Содержание принципа
1. Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего
2. Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
3. Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
4. Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5. Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6. Подчиненность личных интересов Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами
7. Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
8. Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9. Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд («цепь начальников»)
10. Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11. Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12. Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13. Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14. Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации («в единении — сила»)

Так, в первом принципе – разделение труда – А. Файоль увидел мощный рычаг увеличения производительности труда. Разделение труда ведет к его специализации лишь на нескольких операциях, что способствует быстрому приобретению навыков и накоплению опыта. В равной мере это относится как к производству, так и управленческому труду.

Обе названные школы способствовали укоренению казарменных методов управления. Наступило время, когда управленцы обратили свое внимание на роль человека в организации. Толчком к этому послужили знаменитые Хотторнские (по названию города в США) эксперименты, проведенные Элтоном Мейо (1880 – 1949), доказавшие, что важнейшей обязанностью менеджера является формирование сплоченного трудового коллектива с благоприятным психологическим климатом. Эксперименты положили начало школе человеческих отношений (1930 – 1950 годы), а затем и применению с 50-х годов прошлого века поведенческих наук (психологии, социологии, педагогики и других) для решения практических задач управления. Яркими представителями этой школы являются прежде всего Дуглас МакГрегор (1906 – 1964) и Фредерик Герцберг (род. в 1923 г.). Исследования в этом направлении продолжаются и сейчас.

Развитие математики, статистики, инженерных наук не могло не затронуть управленческую науку. Очень заманчиво было применить точные математические методы для управленческих дел, ведь с помощью математических уравнений можно описывать довольно сложные процессы. Возникшая в 50-е годы ХХ века количественная школа и старалась это сделать, причем уже в наше время управленческие задачи стали успешнее решаться в связи с повсеместным использованием компьютерной техники.

Параллельно с развитием школ наметились и разные подходы к пониманию роли управления в организации. Системный подход рассматривает организацию как единую систему, в которой на первый план выходят определение ее целей, поддержание связей между ее элементами, обеспечение их эффективного функционирования.

Процессный подход рассматривает управление как цепь меняющих друг друга операций. После планирования возникает необходимость организовывания действий, затем – стимулирование труда работников, потом – контроль за их действиями. В свою очередь, контроль рано или поздно приведет к необходимости планирования и т.д.

Наше время характеризуется быстрым изменением окружающей среды, поэтому необходимы действия управленцев, учитывающие новые обстоятельства. В основе ситуационного подхода лежит стратегическое управление, направленное на выработку долговременных планов функционирования организации.

Отдавая дань уважения трудам западных теоретиков менеджмента, можно в то же время сказать, что и российские специалисты внесли свой вклад в развитие управленческой науки. Задолго до Ф. Тейлора, еще в 1860 – 1870 гг. были опубликованы труды преподавателей Московского высшего технического училища (ныне – Московский государственный технический университет) по рационализации трудовых движений рабочих, завоевавшие медаль «преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.

Плодотворными для российской управленческой науки стали 20-е годы ХХ века, когда в условиях новой экономической политики стало бурно развиваться предпринимательство. В России был создан Центральный институт труда, руководил которым Алексей Капитонович Гастев. Основой управления он считал научную организацию труда (НОТ), суть которой сводится к теории рациональных движений работников, организации рабочего места, рационализации обучения и т.д.

Другим ярким представителем отечественной школы был Платон Михайлович Керженцев (1881 – 1940), занимавшийся теорией управленческого труда. Он считал, что и в управлении применимы рациональные приемы действий, такие, как формирование организации, распределение обязанностей, планирование и т.д.

Интересны с точки зрения управленческой науки и приемы составления пятилетних планов развития народного хозяйства в СССР, этот опыт изучается и осмысливается учеными поныне.

Бесспорно, новые рыночные условия сформируют новое поколение отечественных ученых и практиков. Ведущее место в современных разработках теории управления занимает Государственный университет управления (Москва), тесное сотрудничество с которым поддерживает наш институт.

Наши рекомендации