Привлечение работников к принятию управленческих решений
Достоинства | Недостатки |
Широкий взгляд на проблему и ее тщательный анализ Больше знаний, фактов и альтернатив В ходе дискуссии уточняется постановка проблем и уменьшается неопределенность в отношении возможных вариантов действий Участие в принятии решений способствует повышению удовлетворения работников и стимулирует высокую активность в его претворении | Занимает много времени; в случае, когда решение относится к программируемым, ресурсы тратятся впустую Компромиссные решения могут не удовлетворять никого Групповое мышление: групповые нормы препятствуют высказыванию различий во взглядах и разнообразию мнений Отсутствие ответственного за решение |
Лидерство
Лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия
Власть – способность индивида влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле
Источники власти:
· Власть, основанная на принуждении. Воздействие за счет угрозы применения карательных санкций. Применение такой власти быстро, действенно и просто, однако она - краткосрочная. Испуг проходит и люди, привыкая к угрозам, находят способ уклоняться от наказания или от качественной работы.
· Власть, основанная на вознаграждении. Мотивирует желательные формы поведения. Её действие, также как и предыдущей, - краткосрочно: как правило угасание происходит в течение двух-четырех месяцев.
· Легитимная власть. Основана на положении в социальной структуре и часто сопряжена с полномочиями должностных лиц.
· Экспертная власть. Основана на исключительных знаниях человека в какой-либо области и фактической неспособности других проверить адекватность и подлинность этих знаний. Восприятие экспертной власти очень субъективно. Однажды сделав ошибку, "эксперт" часто наносит непоправимый ущерб своей власти и репутации.
· Референтная власть. Это власть харизматического лидера. Она базируется на стремлении других быть похожими на него, принадлежать к той же социальной группе. Это самая сильная и менее всего осознаваемая власть.
I. Теории лидерских качеств
- лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств
Стогдилл (1948 г)
1. Ум и интеллектуальные способности,
2. Господство и преобладание над другими
3. Уверенность в себе
4. Активность и энергичность
5. Знание дела
«Структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных»
Уоррен Беннис
• Управление вниманием – видение лидерами исходных результатов и умение так представить последователям, чтобы оно было для них привлекательно
• Управление значением – способность лидеров объяснять последователям сложные запутанные проблемы простым доступным языком
• Управление доверием – для лидеров доверие выражается их способностью построить свою деятельность с постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных
• Управление собой – лидеры знают о своих сильных и слабых сторонах, стремятся к развитию, обучению.
II. Поведенческий подход к лидерству
- эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным
Авторитарный стиль
Положительные эффекты | Отрицательные эффекты |
Решения принимаются быстрее, т.к. зависят от одного человека Эффективен при руководстве людьми не способными или не желающими разделять ответственность Успешен в критических ситуациях В полной мере удовлетворяет потребность в безопасности, т.к. имеются четкие правила поведения и сфера компетенции каждого определена. Это обеспечивает предсказуемость действий и снижает вероятность конфликтов | Необходимость беспрекословно подчиняться может вызвать чувство неудовлетворенности Подавление инициативы Показная удовлетворенность и согласие с мнением руководителя Конкуренция между работниками за получение одобрения со стороны руководителя Малая эффективность работы |
Либеральный стиль
Положительные эффекты | Отрицательные эффекты |
Можно применять при работе с высококвалифицированными специалистами с высокой внутренней мотивацией Руководитель может переложить риск и ответственность на членов группы | Может не нравиться работникам, которые чувствуют, что их руководитель слаб и неэффективен Подчиненные могут быть недовольны той мерой ответственности, которая на них возлагается без повышения статуса и заработной платы Возможность неразберихи при отсутствии согласованности внутри группы |
Демократический
Положительные эффекты | Отрицательные эффекты |
Хорошие рабочие взаимоотношения между группой и лидером Группа вовлечена в работу, делит ответственность за принятие решений с руководителем Работники мотивированы к проявлению инициативы Работники более заинтересованы в результатах работы, т.к. сами принимали решения | Не все хотят принимать участие в принятии решений и нести за это ответственность Дополнительные усилия руководителя на поддержание атмосферы доверия в коллективе Если предложения работников не включаются в окончательное решение, может возникнуть недовольство Обсуждения занимают много времени |
Исследования Мичиганского университета. Р. Лайкерт
Руководитель, сосредоточенный на работе | Руководитель , сосредоточенный на человеке | |
заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда | сосредоточивают внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений | |
Стили лидерства |
Исследования Университета штата Огайо
- люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека
Поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам:
Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней.
Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчиненными.
Лидер заят удовлетворением желаний и потребностей работников, нежели структурированием задания | Лидер в значительной мере осуществляет руководство работой, уделяя одновременно внимание установлению наилучших отношений с работниками |
Не справляясь со структурированием работы, лидер не стремится компенсировать это созданием условий для налаживания отношений с работниками | Основное внимание лидер уделяет структурированию работы при слабом учете нужд и желаний работников |
Низкое Внимание структурированию работы Высокое
1.1 — страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
1.9 — дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1 — авторитет — подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.
5.5 — организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.
III. Ситуационное лидерство
Теория жизненного цикла лидерства в организации ( Херси – Бланщар)
S4 Делегирующий | S3 Участвующий | S2 Убеждающий | S1 Указывающий |
R4 | R3 | R2 | R1 |
Способны и хотят или уверены в себе | Способны, но не хотят или не уверены в себе | Неспособны, но хотят или уверены в себе | Неспособны и не хотят или не уверены в себе |
Практическое задание
Расставьте типы лидерства (S1-S4) в квадранты диаграммы ситуационного лидерства