Организационные коммуникации

Формальные каналы коммуникации

Нисходящие коммуникации: Внедрение целей и стратегий Должностные инструкции и приказы Процедуры и различные правила Обратная связь по результатам деятельности Внушение идей Восходящие коммуникации Проблемы и вопросы Предложения по улучшению Отчеты о результатах деятельности Жалобы и споры Финансовая и бухгалтерская информация
Горизонтальные коммуникации Разрешение проблем внутри отделов Координация деятельности отделов Консультации линейным отделам

Неформальные каналы коммуникации

Управление, основанное на выходах в народ (УВН) - руководители предпочитают получать информацию о жизнедеятельности компании непосредственно из разговоров с сотрудниками. Способствует укреплению как восходящих, так и нисходящих коммуникаций. У менеджеров появляется возможность донести до работников свои идеи и ценности и услышать о проблемах, волнующих сотрудников.

Виноградная лоза - неформальная коммуникативная сеть организации, объединяющая всех ее членов во всех направлениях низшего уровня.

Коммуникативные барьеры

Барьеры Преодоление
Индивидуальные: • Барьеры между людьми • Каналы коммуникаций • Семантика • Несоответствие информационных сигналов   • Активное восприятие • Выбор адекватного канала • Знание взглядов собеседника • Управление, основанное на выходах в народ  
Организационные: • Различия в статусе и уровне власти • Потребности и цели отделов • Несоответствие коммуникативной сети организационным задачам • Дефицит формальных каналов   • Атмосфера доверия • Развитие и использование формальных каналов • Изменение структуры организации или группы • Стимулирование использования множественных как формальных, так и неформальных каналов

Принятие решений

Решение— это выбор, осуществляемый из нескольких вариантов

Процесс принятия решений – это процесс идентификации проблем и возможностей и последующие решения об их устранении или использовании.

Программируемые решения Непрограммируемые решения
связаны с достаточно часто возникающими в деятельности организации ситуациями, что позволяет менеджменту разработать правила принятия решений в будущем связаны с уникальными, неопределенными и неструктурируемыми ситуациями, которые имеют важное значение для деятельности организации

Модели принятия решения



Классическая модель Административная модель
Четкость целей, осознание проблемы Полная определенность ситуации Исчерпывающая информация о вариантах решения и возможных результатах Человек делает рациональный выбор для максимизации полезных результатов Проблема и цели неочевидны Имеет место ситуация неопределенности Ограниченность информации о вариантах решения и их последствиях Приемлемый выбор, опирающийся на интуицию и коалиции

Практическое задание

Приведите пример программируемых и непрограммируемых решений в организации

Этапы процесса принятия решения

1. Осознание потребности в решении

Потребность в решении проявляется либо в виде проблемы, либо в виде возможности.

Проблема возникает тогда, когда полученные организацией результаты не отвечают поставленным перед ней целям, а значит, некоторые аспекты ее деятельности требуют улучшения.

Возможность означает, что менеджеры видят потенциал усовершенствования деятельности организаций, позволяющий превзойти текущие цели.

2. Диагностика и каузальный анализ

3. Разработка вариантов решения. Предлагаемые решения направлены на уменьшение разрыва между текущим и желаемым положением организации

4. Выбор наилучшего решения

Наилучшим вариантом является тот, который позволяет добиться результата, в наибольшей степени соответствующего целям и ценностям организации при использовании наименьшего объема ресурсов.

Выбор решения во многом определяется индивидуальными чертами менеджера, его готовностью к принятию риска и неопределенности

5. Реализация решения

6. Оценка результатов и обратная связь

Менеджер должен проанализировать информацию о том, как выполняется его решение, эффективно ли оно в плане достижения целей

Наши рекомендации