Тема 7. контроль как функция управления
План занятия:
Сущность контроля. Причины контроля. Направленность контроля. Виды и методы контроля. Этапы процесса контроля. Требования, предъявляемые к контролю. Организация внутреннего и внешнего контроля.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Назвать факторы, обусловливающие необходимость проведения контроля.
2. Перечислить элементы контроля.
3. Какова роль контроля в управлении?
4. Какие виды контроля Вы знаете?
5. Как Вы понимаете процесс контроля?
6. Из чего состоит система контроля в организации?
7. Как повысить эффективность внутрихозяйственного контроля?
8. Какие показатели не подлежат планированию, но требуют контроля?
9. Привести пример ситуации, где бы контроль отрицательно воздействовал на людей.
Практические упражнения
1. При анализе управленческой деятельности руководителей двух конкурирующих предприятий было выяснено следующее.
Руководитель первого предприятия хорошо знает свой коллектив, интересуется успехами и неудачами в работе своих сотрудников. Он требует от руководителей функциональных и производственных подразделений, чтобы они больше интересовались возможностями и характерами своих сотрудников в целях последующего воздействия на них.
Руководитель второго предприятия гордится высокой исполнительностью в своем коллективе. Он добивается этого через приказы, распоряжения, указания. Однако, последнее время на этом предприятии возросла текучесть кадров, и предприятие стало сдавать свои позиции в конкурентной борьбе.
Какими методами управления пользовались руководители предприятий? Сравните их. Почему, на ваш взгляд, второе предприятие стало сдавать свои позиции?
2. Анализ текучести кадров на предприятии показал, что наибольший коэффициент текучести руководителей низшего звена управления наблюдается в одном из цехов. Выявленные причины текучести связаны с методами управления, используемые начальником цеха. Он все руководство берет на себя, практически не делегируя полномочия подчиненным, сам решает организационные, производственные и экономические вопросы. Хотя его общение с коллективом цеха сведено к минимуму, он единолично определяет систему поощрения и наказания, занимается разрешением конфликтов. Все свои решения он проводит через приказы и распоряжения.
Определить, какие методы превалируют в руководстве коллективом? Оценить причины их неэффективности.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается необходимость проведения контроля в организации?
2. Что является объектом контроля?
3. Назвать требования, предъявляемые к контролю.
4. Охарактеризовать основные этапы контроля.
5. Раскрыть суть и содержание предварительного контроля.
6. В чем принципиальные различия в контроле ресурсов, процессов и продукции?
7. Как бюджеты обеспечивают объединение планирования и контроля?
8. Как организуется контроль на предприятии?
ТЕМА 8. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
План занятия:
Сущность управленческих решений. Основные определения процесса принятия решений. Виды решений. Проблемы как предпосылки принятия решений. Модели принятия решений. Процесс принятия решений (ППР). Факторы, влияющие на ППР. Условия эффективности управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Организация и контроль выполнения решений. Научные методы принятия сложных решений.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Что такое «проблема» и как она связана с решением?
2. Какими характеристиками обладают наиболее важные проблемы?
3. Как влияет среда принятия решений на их эффективность и точность?
4. В чем проявляется необходимость моделирования принятия решений?
5. В каких ситуациях используются методы экспертных оценок (метод «мозговой атаки» и метод Дельфи)?
6. Какова последовательность разработки решений методами «мозговой атаки» и Дельфи?
7. Чем отличаются управленческие решения от решений, принимаемых в частной жизни?
8. Проанализировать достоинства и недостатки индивидуального и группового принятия решений.
9. С кем согласуется и кем утверждается решение?
Практические упражнения
1. Охарактеризовать основные подходы к принятию решений (табл.6).
Таблица 6
№ | Типы решений | Сущность | Пример |
Централизованный | |||
Децентрализованный | |||
Групповой | |||
Индивидуальный | |||
Система участия | |||
Система неучастия | |||
Демократический | |||
Совещательный |
2. На предприятии подготовлен резерв для замещения однородных должностей руководителей экономических отделов. Руководители предприятия, кадровая служба составили список резерва в алфавитном порядке и путем экспертного опроса установили приближенно степень соответствия каждого кандидата каждой из возможных вакансий.
Например, установлено, что кандидат А для замещения должности 4 подходит примерно в два раза лучше, чем для должности 2, для замещения должности 1 кандидат Б – в два раза хуже, чем кандидат В и т.д. Придавая таким характеристикам количественную оценку, можно составить табл. 7 соответствия кандидатов различным должностям.
Как произвести подбор кандидатов на все должности, чтобы суммарная оценка их качества оказалась наибольшей?
Таблица 7
Кандидаты | Должности | ||||
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Г | |||||
Д |