Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Менеджер, предприниматель, бизнесмен – общие черты и различия понятий
Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Введённое американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощённом понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.
В российских условиях понятия «менеджмент» и «предпринимательство» широко стали употребляться в конце 80-х – начале 90-х годов XX века в связи с начавшейся в стране перестройкой. Переход от административно-командной системы управления к рыночной потребовал изменений как в социально-политической жизни общества, так и во всей экономической сфере. Необходимо было пересмотреть сложившуюся ранее систему управления, в основе которой лежали принципы централизованного директивного планирования, жёсткого распределения материальных, людских и финансовых резервов и ресурсов из центра. Нужно было менять всю систему подчинения и контроля, фундаментом которой являлись демократический централизм, народный контроль и т.д.
Рыночные отношения предполагают иной подход к управлению: применение более демократических методов работы; новых взаимоотношений «руководитель-подчинённый»; следование жёстким правилам рынка, конкуренции, частного интереса, а также стремление людей извлечь наибольшую выгоду от предпринятого дела.
К 1993 году в народном хозяйстве России насчитывалось более 4% населения, занятого предпринимательской деятельностью. Сотни тысяч рабочих, служащих, крестьян, начальников цехов и участков, директоров заводов, партийных и комсомольских работников предприняли попытку организовать свой бизнес. Появилось понятие «малый и средний бизнес», возникли мелкие и крупные банки и соответственно банкиры, биржевики, управляющие крупными компаниями, руководители небольших заводов, магазинов и других коммерческих и некоммерческих организаций.
Финансовый кризис 17 августа 1998 года подорвал материальную основу ряда предпринимательских организаций и привёл к уменьшению их количества, но, несмотря на это, предпринимательство получило право на жизнь и, несомненно, будет развиваться и впредь.
Предпринимательство – вид деятельности людей, применяющих собственный или заёмный капитал в производственной и непроизводственной сферах экономики в целях получения прибыли.
Предприниматель – самостоятельный субъект рыночных отношений, который идёт на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги, действующий под свою ответственность в целях получения прибыли.
Термин «предприниматель» был введён французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII века. И с тех пор это слово означает человека, который берёт на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг.
Очень важно понимать, что слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Основы американской индустрии были заложены горсткой смелых предпринимателей в конце XIX – начале ХХ веков, таких как Джон Рокфеллер (нефть), Дж. Морган (сталь и банковское дело), Эндрю Меллон (алюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Генри Форд (с 1907 года автомобили). Выдающиеся американские предприниматели последних десятилетий: Дж. Пол Гетти (нефть), Х.Л. Хант (пищевая промышленность), Аристотель Онассис (суда), Эдвин Х. Ленд (корпорация «Полароид»), Джон Д. МакАртур (страхование).
Сотни тысяч людей, которые каждый год начинают новый бизнес, тоже относятся к классу предпринимателей. Эти люди со своим малым бизнесом предпринимательского характера играют важнейшую роль в экономике США.
Большие возможности для развития предпринимательства в России открылись в результате приватизации (при всех её издержках и злоупотреблениях), которая позволила создать частные предприятия, акционерные общества, ассоциации и союзы в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Новые экономические отношения потребовали появления не только предпринимателей, но и профессиональных управляющих – менеджеров.
В настоящее время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляются как в обычной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц.
Бизнес – это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы).
Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создаёт продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, сам обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.
Дело выглядит иначе, когда возрастают объёмы производства, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направ-лением. Таким образом происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности – профессиональный менеджер.
Конечно, предприниматель как собственник может и сам заниматься вопросами управления, не участвуя в непосредственном производстве. В данном случае предприниматель и менеджер объединяются в одном лице. Это характерно для малого бизнеса. Но многие средние и все крупные предприятия, как правило, управляются наёмными профессиональными управляющими – менеджерами.
Под управлением бизнесом принято подразумевать управление коммерческими и хозяйственными организациями. Наряду с понятием «управление бизнесом» применяют термин «деловое администрирование». Если речь идёт о государственном предприятии (организации), то применяют термин «государственное управление».
Итак, предприниматель, бизнесмен, менеджер – это близкие понятия, но обозначающие не одно и то же.
Бизнесмен– это собственник, применяющий свой или заёмный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своём предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.
Слово менеджер имеет несколько значений:
1) наёмный профессиональный управляющий;
2) специалист по управлению производством;
3) предприниматель в профессиональном спорте или шоу-бизнесе.
Таким образом, менеджер – это наёмный управляющий, занимающий определённую должность в организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.
В работе менеджера и бизнесмена есть общие черты: оба преследуют цели, поставленные перед предприятием; применяют определённые способы управления; планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй – собственным капиталом.