Основной инструментарий экономических методов в менеджменте.
Методы управления - совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения целей организации.
Экономические методы управления - это такие способы воздействия, которые посредством создания экономических условий побуждают работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Они реализуются с помощью совокупности экономических рычагов, посредством которых достигается поставленная цель.
В систему экономических методов входят: экономический расчет государства - государственное экономическое регулирование; экономический расчет предприятий.
Различают три формы экономических методов, реализуемых на предприятиях: бюджетный расчет, хозрасчет и коммерческий расчет.
При бюджетном расчете текущие затраты предприятия частично или полностью покрываются из бюджета собственника, которым чаще всего выступает государство. Расширенное воспроизводство также осуществляется за счет средств собственника.На принципах бюджетного расчета работают бюджетные организации, финансируемые за счет средств республиванского и местных бюджетов, планово-убыточные предприятия, производящие социально значимые товары и услуги.
Хозяйственный расчет - это метод социалистического хозяйствования и управления. В системе хозрасчета предприятия самостоятельно покрывают текущие затраты и получают прибыль, за счет которой осуществляют расширенное воспроизводство. При этом источники прибыли находятся внутри предприятия. Ими являются увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции за счет улучшения использования всех видов внутренних ресурсов. Внешние источники прибыли (изменение цен на выпускаемую продукцию, нахождение лучших поставщиков сырья и материалов, потребителей, финасово-кредитных учреждений и др.) жестко регламентируются государством и практически недоступны предприятиям, функционирующим в условиях хозяйственного расчета.
Коммерческий расчет - это метод управления, при котором источники расширенного воспроизводства находятся как внутри, так и вне предприятия. Предприятия получают прибыль за счет как более эффективного использования внутренних ресурсов, так и лучшей работы с субъектами внешней среды. Например, менеджмент предприятия может увеличить прибыль путем: повышения эффективности продаж более выгодным клиентам или на новых рынках, заключения более выгодных договоров на поставку материальных ресурсов, более эффективного размещения финансовых ресурсов в различных банках, получения кредита на лучших условиях, привлечения дополнительных инвестиций, изменив свою организационно-правовую форму либо заключив выгодное партнерское соглашение и т. п.
Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует в себе все экономические рычаги и инструменты, он способствует обеспечению рентабельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике.
Коммерческий расчет осуществляется с помощью следующих рычагов воздействия: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое стимулирование и др.
Применяя экономические методы, менеджер должен учитывать, что существуют экономические интересы государства, коллектива и личности и между этими интересами всегда есть противоречия.
20. Организационно-распорядительное воздействие. Регламентирование, инструктирование, нормирование.
Сущность этих методов заключается в осуществлении субъектом управления практических мер, направленных на обеспечение согласованного поведения отдельных элементов объекта управления с целью достижения оптимального результата.
Организационно-распорядительные методы позволяют осуществлять прямое воздействие на управляемый объект и повышать эффективность функционирования всей системы за счет лучшей организации управления.
Основу организационно распорядительных методов управления составляют законодательные и нормативные акты. На основании законодательных актов создаются базовые документы, регламентирующие деятельность предприятия: устав предприятия, положения о подразделениях и службах и т.п.
Организационно-распорядительные методы могут оказывать влияние, как на материальные, так и на социальные интересы людей, обеспечивая тем самым определенную мотивацию их поведения. С помощью этих методов достигается четкое распределение прав и обязанностей в аппарате управления, обеспечиваются дисциплина и организованность в работе, осуществляется координация трудовой деятельности.
Организационно-распорядительные методы, используемые на микроуровне, способствуют достижению целей фирмы и реализации ее стратегии путем использования таких видов деятельности, как:
• формирование оптимальной структуры;
• рациональная организация и координация трудовой деятельности работников;
• регламентирование компетентности и ответственности подразделений;
• назначение и перемещение в должности;
• устранение дестабилизирующих факторов;
• распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномочиями;
• постановка контроля, санкций и т.д.
Организационно распорядительные методы подразделяются на два крупных блока: методы организационного воздействия и методы ; распорядительного воздействия.
Кметодам организационного воздействия относятся: организационное нормирование и планирование, организационный инструктаж, организационное распорядительство, контроль.
Для организационного нормирования используются:
• номенклатурно-квалификационные нормативы (параметры материалов, покупных деталей и т.п.).
• технические и чертежные стандарты и нормали;
• организационно-структурные нормативы (организационные структуры, типовые схемы управления и т.п.);
• оперативно-календарные нормативы, регламентирующие протекание производственных процессов;
• административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила найма и т.п.).
Организационное планирование реализуется путем оперативно-производственного планирования, что свидетельствует о тесной связи организационно-распорядительных методов управления с экономическими. Организационное планирование включает четыре основных элемента:
1) задание, определяющее результаты работы (объем производства или товарооборота);
2) качественные показатели (структура производства или товарооборота, качество услуг);
3) лимиты ресурсов (товарное обеспечение плана товарооборота);.
4) план организационно-технических мероприятий.
Организационный инструктаж предполагает инструктирование специалистов и служащих в системе управления для оказания им помощи в устранении трудностей, возникающих в процессе реализации управленческих решений.
Организационное распорядительство — это своевременная выдача распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям предприятия.
Организационный контроль — это программа исполнения решений и распоряжений различных органов управления данного предприятия, а также вышестоящей организации.