Понятие об организации, общие характеристики организации
Понятие об организации, общие характеристики организации
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям (иметь определенные признаки), чтобы считаться организацией. К ним относятся:
- наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
- наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех организаций характеристики.
Эти общие черты помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
Характеристики организации:
1) Ресурсы: в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов, для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди, капитал, материалы, технология, информация.
2) Зависимость от внешней среды: любая организация зависима от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурентов, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и др.
3) Горизонтальное разделение труда – это разделение всей работы организации на составляющие ее компоненты.
4) Наличие подразделений: организации выполняют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающиеся конкретных целей.
5) Вертикальное разделение труда: т.к. работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен ее координировать, чтобы она была успешной. Вертикальное разделение труда – это отделение работы по координированию от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
6) Необходимость управления: для того, чтобы организация могла добиваться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.
Внешняя среда организации
Внешняя среда организации – совокупность переменных факторов и условий, кот.находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Внешней средой менеджер управлять не может.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции по организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них.
В современном мире происходят потрясающие, гигантские по своим масштабам и долгосрочные по воздействию перемены, исследование которых предполагает идентификацию, определение и тщательный анализ основных компонентов внешней среды.
Внешняя организационная среда включает находящиеся вне пределов компании, но оказывающие на нее существенные воздействия элементы: конкуренты, ресурсы, технологии и экономические условия.
Внешнюю среду организации обычно подразделяют на два уровня:
1) общая (генеральная) среда (косвенное воздействие);
2) среда задач (прямое воздействие).
Общая среда (среда косвенного воздействия)
Общая (генеральная) среда представляет собой наиболее удаленный от собственно компании внешний слой элементов организационной среды, которые так или иначе влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Обычно выделяют пять основных измерений генеральной среды: международное, технологическое, социокультурное, экономическое и законодательное/политическое.
Международное измерение. Под международным измерением внешней среды понимают такие события и возможности развития бизнеса компании, которые имеют место за пределами страны происхождения компаний.Технологическое измерение включает в себя научные и технологические нововведения в отдельной отрасли и в обществе в целом.Социокультурное измерение генеральной среды образуют демографические характеристики, нормы, обычаи и ценности населения страны, в которой ведет свою деятельность организация. Важными социокультурными характеристиками являются географическое распределение и плотность населения, его средний возраст, уровень образования.Экономическое измерение отражает общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает организация. Покупательская способность потребителей, уровень безработицы, процентные ставки – все это элементы экономической среды.Законодательное/политическое измерение включает в себя федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля над действиями компании.
Среда задач (среда прямого воздействия)
Как уже упоминалось, среда задач, или функциональная среда, включает в себя элементы, непосредственно связанные с операциями организации: потребители, конкуренты, поставщики и рынок труда.
Потребителями компании выступают индивиды и организации, приобретающие ее товары или услуги, что в конечном итоге и определяет успех фирмы на рынке.
Конкуренты организации оперируют в той же самой отрасли или сфере бизнеса и предлагают свои товары или услуги тем же группам потребителей.
Поставщики компании обеспечивают поступление сырья и материалов, необходимых для производства готовой продукции.
Рынок труда образуют люди, которые могут быть наняты на работу в организацию. Любой компании требуются образованные и квалифицированные работники. Состояние рынка труда во многом определяется деятельностью профсоюзов, профессиональных ассоциаций и наличием определенных классов работников. Правомерно выделить два фактора, непосредственно и постоянно воздействующих на организацию рынка труда:
1) необходимость непрерывных инвестиций в обучение и подготовку персонала, что позволяет компании соответствовать конкурентным требованиям глобальных рынков;
2) влияние международных торговых объединений, автоматизации труда и расположения производственных мощностей на распределение рабочей силы, что создает ее дефицит в одних областях и избыток в других.
Эффективная деятельность организации предполагает, что ее менеджмент обладает навыками ведения операций в условиях неопределенности среды. Неопределенность означает, что менеджеры не обладают достаточной информацией для того, чтобы точно прогнозировать динамику потребностей потребителей и изменения внешней среды.
Функция контроля
Контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых не всегда правильно понимается людьми. Слово «контроль» как и слово «власть» вызывает чаще всего отрицательные эмоции, т. к. воспринимается, прежде всего, как ограничение, принуждение.
Основная задача контроля заключается в установке стандартов которыми следует руководствоваться при выполнении заданий, измерении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Выполнение менеджерами функции контроля начинается одновременно с выполнением функции планирования в процессе выработки целей и задач организации. Контроль является неотъемлемой частью процесса управления в любой организации.
Среди многочисленных факторов внутренней среды особенно отличается высокой степенью неопределенности такой фактор как люди, работающие в организации. С помощью контроля менеджер может своевременно отреагировать на изменение в поведении людей в процессе их работы.
Использование механизмов контроля позволяет обнаружить ошибки и проблемы, возникающие в процессе выполнения работ, и, соответственно, скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Контроль помогает также определить, какие именно из применяемых способов достижения целей оказались наиболее эффективными и какие - неудачными и, таким образом, фирмы определяют, в каких областях им следует расширяться, а в каких следует свернуть свою деятельность.
Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль - осуществляется в области человеческих ресурсов. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы а данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемыми.
Текущий контроль - осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.
Заключительный контроль - осуществляется путем сравнения фактически полученных результатов с требуемыми после того, как работа выполнена.
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе выполняется комплекс специализированных работ.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько тесно взаимосвязаны функции контроля и планирования.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами.
Определение масштаба допустимых отклонений - вопрос кардинально важный. Если взять слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Но если взять слишком маленький масштаб, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным.
Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом.
После оценки полученных результатов процесс контроля переходит на третий этап, на котором менеджер должен принять какое-либо решение: устранить отклонение, пересмотреть стандарт или ничего не предпринимать.
Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего и иногда они могут оказаться нереальными
При разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей, т.к. контроль сильно действует на психологическое состояние работников
Но наглядность контроля может вызвать отрицательный результат. Если сотрудники знают установленные стандарты и всю процедуру контроля, то они, как правило, стремятся зафиксировать измерения результатов работы на уровне, который гарантирует наивысшее вознаграждение и в тех только областях, где проводятся измерения.
Типы и методы контроля.
Контроль-процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными.
1.Наличие существующих показателей, кот.контролируются;2. Наличие объективных критических отклонений от нормы; 3. Наличие системы и процедуры контроля.
По характеру воздействияя на объект контроля 2 вида: 1. Упреждающий – направлен на выявление отклонения и предупреждение возможных сбоев в работе. 2. Регулирующий – констат-ет фактическое выполнение и внести какие-то поправки в действие невозможно, но результаты можно учесть в будущем. Сроки осуществления контроля должны совпадать с планом.
Стратегический контроль оценивает действия с позиции достижения целей. Внимание концентрируется не на том, что и как делают конкретные лица, а на сколько их действия способствуют достижению целей. Стратегич контроль связан с вопросами адаптации. Тактический направлен на выполнение тактических планов орг-ии и контролирует динамику изменения пок-лей деят-тиорг-ии, её рес-в, орг. стр-ры и культуры. Его главная задача – устранение отклонений от целевых установок норм и правил и внесение корректировок. Оперативный вкл контроль за выполнением работ и методов исполнения при реализации всех методов выполнения работ в орг-ии.
3 вида оперативного контроля: 1. Предварительный осущ до фактичвыполн работ на предмет обеспеченности ресурсами. 2.Текущийосущ в ходе проведения работ. 3. Заключительный цель – помочь предотвратить ошибки в будущем, сравниваются полученные результаты с планируемыми. Предворительный и текущий – это упреждающие типы контроля.
Процесс контроля
Процесс контроля состоит из: 1) установления стандартов; 2) сопоставления со стандартами реальных результатов и 3) проведения необходимых корректирующих действий, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Первый этап процесса контроля – установление стандартов. Стандарты – это конкретные показатели, движение к которым поддается измерению. Все стандарты, используемые для контроля, выбираются из целей организации.
Цели, используемые в качестве стандартов для контроля, характеризуются, во-первых, наличием временных рамок, в пределах которых должна быть выполнена работа; во-вторых, конкретным критерием, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Например, рабочий-каменщик за смену (8 часов) по норме должен уложить два кубометра кирпичной кладки. Временные рамки – 8 часов, конкретный критерий – два кубометра кладки. Конкретный критерий и определенный период времени называются показателем результативности, который точно определяет то, что должно быть сделано для достижения поставленных целей. Он позволяет сопоставить реально выполненную работу сзапланированной и выяснить, что требуется сделать для того, чтобы достичь плановых показателей.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. При этом необходимо учитывать, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов, то есть требуется установить масштабы отклонений. Масштаб допустимых отклонений – это показатель, в пределах которого отклонения полученных результатов от намеченных не вызывают тревоги.Например, если универмаг планирует в течение года реализовать товары на сумму 365 млн. рублей, то есть по 7 млн. рублей в неделю, а в течение истекшей недели он реализовал их на 6,9 млн. руб., то это не должно вызывать тревоги, так как в следующую неделю объем продаж может составить 7,1 млн. руб. Суть дела в том, что объем продаж планируется по 7 млн. руб. в неделю в среднем за год, а не каждую неделю. Система контроля должна реагировать лишь на заметные отклонения от стандартов и не реагировать на несущественные отклонения.
Третий этап процесса контроля – заключительный контроль. Он состоит в выборе одной из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть стандарты.
Если фактические результаты деятельности организации свидетельствуют об ее успешной работе и достижении поставленных целей, то ничего не следует предпринимать, но требуется продолжать измерение результатов, так как возможно появление отклонений.
При обнаружении отклонений от стандартов необходимо установить их причину и произвести корректировку, чтобы вернуть организацию к правильным действиям. Корректировка может состоять в улучшении структуры организации, усовершенствовании функций управления, технологических процессов и других переменных. При этом следует убедиться в том, что корректирующее действие не приведет к осложнению деятельности других звеньев организации, поскольку все они тесно взаимосвязаны.
Пересмотр стандартов требуется тогда, когда обнаруживается, что они стали нереальными, устарели, перестали соответствовать новым условиям, то есть не все отклонения от стандартов нужно устранять. Иногда следует пересматривать и сами стандарты.
Функция мотивации
2 группы теории мотивации:
1.Содержательные, основанные на определении потребностей, которые заставляют людей поступать так или иначе.
2.Процессуальные, рассматривают поведение человека с учетом таих факторов как ожидание, восприятие, справедливость и другие.
Потребности – это внутренние состояния физиологической или психологической нехватки чего-либо. Выделяют 2 группы потребностей : первичные,которые являются физиолгическими по своей природе и врожденные, такие как в воде, пище, сне, дыхании, секс. Вторичные потребности, которые по своей природе являются психологическими. К ним относятся потребности в уважении, любви, власти.
Вознаграждение – это все, что воспринимается человеком, как имеющее ценность.
Внутреннее вознаграждение, которое человек получает от своей работы. Это ощущение достижения результата, значимости работы. Чувство самоуважения и т.п. Внешнее вознаграждение человек получает от организации – зарплата, символы служебного статуса, отд.кабинет. служ.авто. моральный стимул (похвала), доп.льготы, отпуск и т.д.
1 группа содеражательные (традиционные).
Теория потребностей А.Маслоу. Согласно теории, потребности можно представить в виде четкой иерархии, при этом потребности более низких уровней требуют удовлетворения и поэтому влияют на поведение человека прежде чем потребности более высоких уровней и в каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него наиболее важна.
Теория потребностей Д.Мак-Леланд. Подчеркивает потребности высших уровней, среди которых выделяются потребности во власти, в успехе и потребность в причастности.
Теория двухфакторная Герцберга, которая выделяет 2 группы потребностей: гигиенические факторы, которые связаны со средой, где выполняется работа – это условия труда, зарплата, межличностные отношения, степень контроля. И вторая группа – это мотиваторы, которые связаны с характеристиками и содержанием работ. Такие как отвественоость, признание заслуг, возможности для роста. И согласно теории, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворенности человека работой, но даже если и достаточно они не способны мотивировать человека к нужным действиям.
2 группа процессуальные
Теория ожиданий, основана на идее о том, что наличие активной потребности не является единственным условием, которое определяет поведение человека. Человек должен также ожидать, что его стиль поведения приведет к получению желаемого. В данной теории выдяеляется 3 фактора: ожидания в отношении усилий и результатов; ожидания в отношении результатов и вознаграждения; предполагаемая степень удовлетворения человека в результате получения конкретного вознаграждения.
Теория справедливости, утверждает, что люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных усилий и сравнивают это соотношение с показателями других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сомнения указывают на несправедливость, люди имеют мотив снять психологическое напряжение и восстановить баланс, сделать можно путем: либо уменьшить прилагаемые усилия, либо изменения получаемого вознаграждения.
Теория Портера-Лоулена, который объединяет элементы теории ожиданий и справедливости. Модель включает 5 переменных – усилие, воприятие, результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Считается, что результаты зависят от затраченных сотрудником усилий, его личных характеристик и восприятие своей роли, а уровень усилий зависит от воспринимаемой ценности вознаграждения и от ожидания, что данный уровень усилий позволит получить конкретное вознаграждение.
Понятие и виды коммуникаций
Коммуникации в менеджменте выступают в качестве связующего процесса, пронизывающего насквозь все управленческие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communication», означающего «сообщение», «связь». В качестве общепринятого определения коммуникаций выступает следующее: коммуникации – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми.
Ричард Л. Дафт, даёт определение коммуникаций, которое наиболее полно раскрывает их суть: коммуникации – это процесс, в ходе которого два или несколько человек обмениваются и осознают получаемую информацию. В данном определении акцент делается на том, что коммуникации заключаются не только в обмене, но и в усвоении людьми передаваемой им информации, что является очень важной характеристикой коммуникаций как таковых. Существует множество видов коммуникаций: массовые (телевидение, радио, Интернет, почта и т.д.), межкультурные, маркетинговые и т.д. В менеджменте имеют место управленческие коммуникации (обмен информацией в сфере управления)
Понятие информации и коммуникаций взаимосвязано, но коммуникации включают и то, что передаётся (информацию) и то, как передаётся. Информация –– это сведения о чём-либо не зависимо от формы их представления. В бытовом смысле информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. В процессе коммуникации информация передаётся от одного субъекта к другому.
Управленческие коммуникации подразделяются на два основных вида: межличностные и организационные. Если субъектами коммуникации являются отдельные люди или группы людей, то коммуникации носят межличностный характер и соответственно называются межличностными – они осуществляются путём передачи идеей, фактов, мнений, восприятий, отношений и т.п. от одного лица к другому в устной, письменной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
Процессы коммуникаций, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчинёнными. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе лучшего курса действий для достижения поставленных целей. Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за её пределами.
Коммуникации подразделяются на две группы:
1.с внешней средой – это информационное взаимодействие с существующими потребителями и потенциальными клиентами, с общественностью, с конкурентами, поставщиками и партнёрами, с органами государственного регулирования.
2.коммуникации внутри организации – это информационное взаимодействие в рамках организации, которое может быть формальным: межуровневые коммуникации, горизонтальные коммуникации «руководитель-подчинённый», коммуникации между руководителем и рабочей группой и неформальным.
Коммуникации имеют значение для руководителей организации по следующим причинам:
-руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации (от 75 до 95 % своего времени);
-коммуникации необходимы для эффективности управления;
-искусство коммуникаций необходимо также для того, чтобы выразить действительность авторитета и воли руководителя;
-хорошо налаженные организации содействуют обеспечению организационной эффективности.
Выделяют основную и дополнительные цели коммуникаций.
Существуют следующие основные способы коммуникаций:
-разговорные (устные, вербальные – языковые, речевые средства);
-письменные (письма, распоряжения, статьи, объявления и т.п.);
-невербальные (тон речи, пауза, акцентированное внимание, телодвижение), используются, как правило, чтобы усилить вербальные коммуникации.
Процесс коммуникации
В процессе обмена информацией можно выделить четыре элемента:
- отправитель информации;
- сообщение в формализованном виде;
- средство передачи информации (канал связи);
- получатель информации, который интерпретирует ее.
Ключевую роль играет анализ решаемой задачи, что определяет: либо отбор информации из имеющихся массивов, либо подготовка новой информации. Например, в коммерческий банк обращается руководитель коммерческой структуры. Содержание информации, которую он должен представить, зависит от решаемой задачи: выделение кредита (краткосрочного или долгосрочного), совместная реализация проекта, учет векселей. В свою очередь банк может использовать уже имеющуюся информацию (например, формы заявки на получение кредита) либо подготовить специальный запрос в случае совместной разработки проекта.
Другой пример - поиск работы. Какую информацию, в каком виде, при помощи каких коммуникационных каналов, каким адресатам необходимо при этом отправить? Каковы действия работодателя при поиске персонала.
Отправитель информации должен точно оценить меру ее готовности для дальнейшего использования. Например, руководство организации решило удвоить объем продаж продукции в течении пяти лет. Руководство может детализировать эту задачу, конкретизировать ее для конкретного подразделения либо сформулировать общую задачу таким образом, чтобы подчиненные внесли конструктивные предложения по методам, способам ее решения.
Каналы связи включают использование средств передачи речи и письменных материалов, электронные средства связи (компьютерные сети, электронная почта), видеоленты, видеоконференции. Возможно дублирование сообщения.
Понятие и виды решений
Решение — это выбор альтернативы. Умение принимать управленческие решения развивается с опытом. Каждодневные решения мы принимаем без систематического обдумывания. Долгосрочные решения в жизни продумываем. В менеджменте принятие решений — систематизированный процесс. Причины этому — ответственность за принятие решений, последствия для всей компании.
Запрограммированное организационное решение — это результат реализации последовательности шагов и действий. Незапрограммированные решения возникают при невозможности заранее составить последовательность необходимых шагов. Например, как улучшить качество продукции, объем сбыта.
Компромиссы. Практически все управленческие решения имеют отрицательные последствия. Необходимо учитывать возможные последствия на все части организации как системы (системный подход). Руководитель должен понимать, что непринятые решения, «флюгерная» тактика имеют даже худший результат, чем принятие плохого решения.
Подходы к принятию решений:
-трудно принимать хорошие решения;
-человек, принимающий решения, руководствуется в том числе и чувствами, иногда отсутствует логика в решениях.
Существует три основных типа принимаемых управленческих решений:
-интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор сделан правильно. По мнению многих успешных руководителей, многие решения (до 80%) принимаются на основе интуиции;
-управленческие решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом в прошлом. Преимущества: быстрота и дешевизна принятия. Но боязнь новых сфер деятельности может сдерживать развитие компании;
-рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, не опираясь на прошлый опыт.
Этапы рационального управленческого решения
1.Диагноз проблемы. Проблема — не только не решенный вопрос, но и возможность. Информация должна быть релевантной — относящейся к делу, уместной.
2.Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений. Ограничения — наличие ресурсов у руководителя и организации, чтобы решения были реалистичными. У менеджера должны быть полномочия для принятия данного решения. Критерии — это стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Критерии могут быть количественными и качественными. Пример — выбор (покупка) автомобиля.
3.Определение альтернатив. Нужно учитывать время и стоимость процесса выбора.
4.Оценка альтернатив. Метод средневзвешенной оценки — стоимость (прибыль) альтернативных проектов. Балльный метод. Учет рисков.
5.Выбор альтернативы. Поиск оптимального (максимизирующего решения) труден, обычно выбирается удовлетворительное решение.
6.Реализация и обратная связь. Согласование полученных результатов с ожидаемыми.
Факторы, влияющие на процесс принятия решений
-Личностные оценки руководителя. Субъективное мнение о приоритетных задачах, акцент, например, на экономические проблемы, а не на социальные.
-Риск и неопределенность. Факторы внешней среды. Возможности снижения неопределенности: получение дополнительной информации или действия в соответствии с накопленным опытом.
-Время. Успех не придет сразу.
-Стоимость информации. Затраты на информацию должны перекрываться доходами от ее использования и внедрения. Больше информации — не обязательно лучше.
-Взаимосвязь решений. Системный подход.
Понятие об организации, общие характеристики организации
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям (иметь определенные признаки), чтобы считаться организацией. К ним относятся:
- наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;
- наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех организаций характеристики.
Эти общие черты помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.
Характеристики организации:
1) Ресурсы: в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов, для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди, капитал, материалы, технология, информация.
2) Зависимость от внешней среды: любая организация зависима от внешней среды, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурентов, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и др.
3) Горизонтальное разделение труда – это разделение всей работы организации на составляющие ее компоненты.
4) Наличие подразделений: организации выполняют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающиеся конкретных целей.
5) Вертикальное разделение труда: т.к. работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен ее координировать, чтобы она была успешной. Вертикальное разделение труда – это отделение работы по координированию от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
6) Необходимость управления: для того, чтобы организация могла добиваться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.