Дополнительные средства обучения.
1. Руководства по качеству. Эти руководства используются как справочники при возникновении процедурных вопросов, а также при введении в работу нового персонала. Хорошо подготовленное руководство может очень помочь работнику в освоении новой работы. В отдельных случаях руководства могут использоваться как текстовый материал на семинарах.
2. Посещение других компаний. Можно посетить компании заказчиков, поставщиков и другие. Это дает не только практические знания, но и позволяет, наблюдая за деятельностью по обеспечению качества в других компаниях, расширить взгляд на предмет и изменить подход к нему.
3. Членство в профессиональных обществах. Посещение ежемесячных заседаний такого общества может служить источником новых знаний, как от прослушивания докладов, так и от контактов с членами общества. Некоторые профессиональные общества резервируют одно из своих вечерних заседаний для менеджеров, представляя составленные специально для них программы, что, в свою очередь, является частью подготовки менеджеров по качеству. Некоторые секции Американского общества по контролю качества организуют ежегодные курсы, цель которых удовлетворить требования местных членов.
4. Публикации. Книги и статьи в журналах широко освещают пути решения различными компаниями проблем качества. Предоставление такой информации сотрудникам компании является частью общей программы обучения.
Руководители служб качества. Многие из них достигли занимаемых должностей, накопив прежде богатый опыт в области контроля и технического обеспечения качества, разработки изделий, производства, обслуживания в процессе эксплуатации. Им часто необходимо официальное обучение менеджменту в широком смысле деловой ориентации.
Специалисты. В США многие специалисты по качеству получили хорошее образование в этой области. Их обучение концентрировалось на статистическом контроле, затратах на качество, надзоре за качеством, технике обеспечения надежности. Существует необходимость в обучении качеству линейных специалистов — инженеров-проектировщиков и инженеров-производственников.
НАЗНАЧЕНИЕ СМК
СМК призвана обеспечить качество предоставляемых услуг и «настраивать» это качество на ожидания потребителей. При этом главная задача СМК - не контроль каждой отдельной услуги, а создание системы, которая позволит не допускать появление ошибок приводящих к плохому качеству услуг.
Причиной ошибок (брака) всегда являются неправильные действия. Для того, чтобы избежать ошибок, необходимо описать (формализовать) правильные действия и разработать инструкцию по выполнению правильных действий и их контролю.
В результате создания необходимых условий СМК должна гарантировать соответствие выпускников института требованиям государственных образовательных стандартов, пожеланиям и рекомендациям заинтересованных сторон. При должном функционировании СМК затраты на подготовку специалистов должны быть оптимальными.
Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.
Управление организацией включает в себя менеджмент качества. Чтобы функционирование организации было успешным, необходимо управлять ею системным и наглядным образом.
СМК — это система, создаваемая в организации для формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей.
СМК, как и любая система, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.
Обобщая различные определения, разработанные ISO, можно сказать, что СМК — это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей. Итак, прежде всего СМК — это система. А система, как правило, характеризуется своим назначением, структурой, составом элементов и связями между ними.
СТРУКТУРА СМК
СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы. По определению ISO, организация это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.
СМК состоит из следующих элементов:
1. организация
2. процессы
3. документация
4. ресурсы
Структура СМК выглядит следующим образом:
СМК - это система, позволяющая:
· оградить потребителя от некачественной продукции и услуг, сделать их в принципе невозможными;
· сделать компанию прозрачной для сотрудников, собственников, партнеров, клиентов и общества в целом;
· построить работу компании по принципу процессного подхода и управлять ключевыми процессами через ключевые показатели;
· принимать стратегические и тактические решения на основе фактов, а не мнений;
· в конечном итоге повысить эффективность бизнеса через повышение удовлетворенности наших клиентов и партнеров.
По определению ISO,организация — это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.
Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы". При этом "входами" процесса обычно являются "выходы" других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от "входа" к "выходу").
Важное значение для СМК имеет понятие процедуры.
Процедура- установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны - это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса.
Документ —информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. Основные документы СМК перечислены во врезке. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например "Положения о подразделениях" и "Должностные инструкции".