Понятие лидерства, его типы. Как соотносятся понятия «лидерство» и «руководство»? Какова роль лидера в групповых процессах?

Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, напрвляя их усилия на достижение целей организации.

Отличия лидера от руководителя.

1.Руководитель назначается или выбирается официально. Лидер выдвигается стихийно снизу.

2.Руководитель регулирует официальные отношения в группе , а лидер межличностные.

3.Рководитель обладает целой системой санкций, а лидер средствами морального воздействия.

4.Руководсво основано на силе власти, а лидерство основано на силе авторитета.

5.Явление лидерства не стабильно, а руководство относительно стабильно.

Наилучший вариант – это когда функции руководителя и лидера совпадают. И смысл совершенствования руководства заключается в том, чтобы формальный руководитель приобрел качества подлинного лидера.

типы лидеров: 1. «повелитель» –Внушает людям уверенность в себе,; 2. «вожак» –Его поведению стараются в группе подражать, 3. «тиран» –. Это доминирующая, авторитарная личность, которую боятся и которой беспрекословно подчиняются; 4. «организатор» – выступает для членов группы как сила для поддержки и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги, он объединяет людей, его уважают; 5. «соблазнитель» – становится лидером, играя на слабостях других, давая выход подавленным эмоциям, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его любят и не замечают его недостатки, 6. «герой» –; 7. «дурной пример» – становится лидером потому, что способен эмоционально заряжать других; 8. «кумир» – влечет, притягивает, положительно заряжает окружение, 9. «изгой» – человек, отвергнутый коллективом; 10. «козел отпущения» – человек, на которого постоянно сваливают ответственность за все плохое

Понятие стиля управления. Дайте характеристику основных стилей управления

Стиль Руководства-совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму и манеру исполнения этих методов.

-Авторитарный стиль- использует преимущ-во при руков-тве лицами не высокой квалификации,выполняющих простые,рутинные вилы работ в случаях когда исполнители обязаны безоговорочно подчиняться. Формирует неблагоприятный психич-ий климат и порождает внутренние конфликты.

Возможны варианты применения этого стиля:

· Более жесткий(эксплотаторский)

· Более легкий(благожелательный)

демократический стиль управления- предполагает, что руководитель доверяет подчиненным консультируется с ними,дилигирует полномочия,создает благоприятный психолог-ий климат и чаще использ-ет поощрение. Также выдел 2 разновидности:

· Консультативную

· Партисипативную, т.е. подчиненные не просто дают советы,но привлекаютя к постановке целей и контроля. Использ при выполн более сложн работы,требующей творческого подхода.

Это стиль позволяет:

Стимулировать проявление инициативы.

Успешнее решать инновационные, нестандартные задачи.

Создавать благоприятный климат в коллективе.

Либеральный стиль- предпол-ет,что рук-ль ставит перед исполнителями проблему, создает необх условия для их работы, опред её правила,задает границы решеня, а сам отходит на 2 план,оставляя за собой ф-ии консультанта или эксперта,оценивающего получ-ые рез-ты.

Роль руководителя в организации, его функции. Типы руководителей.

Слово руководитель буквально означает ведущий за руку. Синоним надсмоторщик. Важн.функция – принимать решения. Суть работы руководителя – следить и отвечать за деятельностью организации вцелом. Руководить значит нести ответственность.

Функции руководителя:

1. стратегическая, т.е.определение основных важнейших задач, принятие управленческих решений и решение проблем с внедрением нововведений.

2. административная, организационная, организовывает людей, процесс.

3. коммуникативно – регулирующая, помогает налаживает связи между людьми, олтделами в процессе деятельсности

4. мотивирующая (вдохновляет, хвалит, ругает) мотивация от, к. С целью достичь поставленных целей.

5. контролирующая

Функции руководителя закрепляются должностными инструкциями.

Стили руководства.

Под стилем руководства понимается совокупность используемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма, манера исполнения этих методов.

Различают

1) авторитарный,

2) демократический

3) либеральный

Наши рекомендации