Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономических механизмов.
В центре внимания менеджмента — человек.
Менеджмент — наука, которая входит в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень открытая наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы — получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продцукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.
Основоположниками этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером — США.
В чём заключаются основные задачи менеджмента?
Цели менеджмента:
1. Получение прибыли
2. Повышение эффективности деятельности
3.Удовлетворение потребностей рынка
4. Решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
1.Определение целей и задач фирмы, банка, организации.2.Выявление наиболее эффективных способов достижения, поставленных целей.
3.Воплощение на практике управленческих решений
4.Анализ полученных результатов.
5.Корректировка ранее принятых решений.
6. Обучение персонала
7. Мотивация персонала.
Раскройте основные принципы менеджмента.
Принцип научности (объективности)..
Управлять научно означает способность предвидеть события, выявлять тенденции развития рынка, банковской системы.
Принцип системности в управлении предполагает рассмотрение организации в виде сложной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели организации, производственная и управленческая структура, техника и технология, людские ресурсы.
Принцип эффективности
Принцип непрерывности.
Принцип целенаправленности. Процесс управления должен быть направлен на решение конкретных задач, стоящих перед организацией.
Принцип последовательности. Действия, из которых состоит управленческий процесс, располагаются в определенной последовательности, в определенном порядке. Нельзя, например, вначале принимать решения, а потом анализировать ситуацию
Правильный подбор и расстановка кадров.
Принцип оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве. Формирование духа команды.
С одной стороны, приказ начальника – закон для подчиненных( как говорят в армии).С другой – в современных условиях управление не может быть по настоящему результативным без широкого вовлечения в процесс подготовки решений самих исполнителей, без доверия.
Принцип обратной связи
Эволюция управленческой мысли: основные этапы развития, теории и школы.
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов:
Древний период (9-7 тыс лет до н.э.)
Индустриальный период (1776-1890 гг.)
Период систематизации (1856-1960 гг.)
Информационный период (1960- по настоящее время)
Индустриальный период ознаменован появлением трудов А.Смита, который проанализировал формы разделения труда, и Р.Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшения труда.
То, что сегодня называется менеджментом зародилось во времена промышленной революции в 19 веке. Возникновение фабрик и необходимость обеспечения работой большой группы людей привели к тому, что сами владельцы не могли контролировать деятельность всех работников. Появилась необходимость в управленцах, которые могли бы представлять интересы владельцев на местах. Для этих целей отобраны лучшие работники. Они и стали первыми менеджерами.
Выделяют несколько этапов становления науки управления, которые отражают систему взглядов в определенный период времени:
1. Школа научного управления (начало XX века). Ф.Тейлор сформулировал основные принципы управления предприятием в своем труде «Принципы научного менеджмента (1911)»
2. Классическая школа (начало 20 гг. ХХ века) М.Вебер создал классическую теорию бюрократии и ввел понятие «власть» и «авторитет» А.Файоль сформулировал основные принципы и функции управления.
3. Школа человеческих отношений (начало 30-х гг. ХХ века) Э.Мэйо, Р.Лайкерт в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношения в группе (групповая динамика)
4. Школа поведенческих наук (40-50 гг. ХХ века). Трансформировалась из школы человеческих отношений. Представители: К.Арджинс, Ф.Герцберг, А.Маслоу, Д. Мак-Грегор
5. Процессный подход (50-60 е гг. ХХ века)
6. Системный подход (50-70 е гг. ХХ века) И.Виннер, Ч.Барнард
7. Школа принятия решений (60 е гг ХХ века). Трансформировалась из системного подхода. Представители: Г.Саймон, Д.Марч
8.. Ситуационный подход (70- конец 80 гг. ХХ века)
9. Новые подходы к управлению.
Управленческие решения, их виды и роль в деятельности организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Решение – с точи зрения психологии это мыслительный процесс с помощью которого разрешается проблемная ситуация, требующая от руководителя напряженной мыслительной деятельности и силы воли.
Требования предъявляемые к реш.:
- научно обосновано
- должно быть полным
- должно быть своевременным
- должно быть адрессно
- должно иметь срок
Раскройте технологию подготовки и принятия управленческого решения. Каковы основные требования, предъявляемые к управленческим решениям?
Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признании необходимости решенияи включает в себя следующие этапы:
• признание проблемы;
• формулирование проблемы;
• определение критериев успешного решения проблемы.
Стадия выработки решениясостоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы.
Завершающая стадия — это выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения.
Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено.
Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.
Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность.
Следующий этап — это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения.
Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. Большую роль в принятии решения играет интуиция.
Раскройте сущность понятия «менеджмент». Менеджмент как наука и искусство, как вид управленческой деятельности.
Менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономических механизмов.
В центре внимания менеджмента — человек.
Менеджмент — наука, которая входит в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике. Вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень открытая наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы — получение желаемых результатов на основе согласованных действий людей, производящих продцукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.
Основоположниками этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером — США.