Вопрос Управленческая инфраструктура как условие формирования профессионального менеджмента. Управленческое консультирование.
Составные компоненты социально-хозяйственной системы, поддерживающей и обслуживающей ее развитие и функции.
Ранее: производственная, социальная. Сейчас: инфраструктура рынка менеджмента.
Инфраструктура рынка – это система, поддерживающая и обслуживающая функции менеджмента. Сеть горизонтальных связей и услуг.Инфраструктура менеджмента:
1. Широкая сеть ВУЗОВ
2. Законодательная база
3. Государственная поддержка на правительственном уровне
4. Консультативная база
5. Широкая Т.П.П.
6. Разветвленная система союзов
7. Рынок труда
Управленческая инфраструктура — комплекс услуг в области управления, обслуживающий как всю экономико-политическую систему, так и ее отдельные сегменты на микроуровне. На макроуровне — это консалтинговые и маркетинговые службы, бизнес-школы, бизнес-центры. На микроуровне — холдинги, промышленно-финансовые группы и др. Консалтинг — управленческое консультирование. В целом это услуги, осуществляемые высоко-профессиональными специалистами по рационализации управления, разработке организационных структур, совершенствование конторской работы.
10 вопрос . Механизм управления: сущность, состав, характеристика элементов
Под механизмом управления понимается внутреннее устройство, совокупность состояний и процессов, из которых складывается управление как явление социальной жизни. Механизм является производной категорией по отношению к управлению в целом как социальному явлению и служит средством выражения его осуществления. Сущность данного понятия состоит в том, что оно интегрирует основные элементы управления, позволяет раскрыть их взаимозависимость и порядок реализации. Можно сказать, что механизм является связующим звеном между теорией управления и практикой. Механизм управления проявляется, прежде всего, посредством управленческих отношений, то есть взаимосвязей в ходе управленческой деятельности, которые должны исходить из функций, осуществляемых в системе управления, составляющих его содержание, реализуемых в порядке, определенном процессом управления, путем использования соответствующих методов на основе принципов управления.Процесс управления — это совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений. По мнению В.И. Рыкунова, в данной формуле отражается сущность механизма управления. Его компоненты не просто перечисляются, а показан порядок их реализации. Ниже будут раскрыты все компоненты в отдельности, их сущность, содержание, значение. Система управлениями управленческие отношения составляют основу механизма управления. Системой управления является совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели, то есть запланированного результата. Управленческие отношения — это взаимосвязи и взаимозависимости элементов.
11 вопрос Управленческие отношения в системе управления:сущность, виды, место и роль в управлении.
Управленческие отношения – взаимосвязи, которые устанавливаются в процессе выполнения функции управления между руководителями различных уровней, между руководителями и подчиненными, между всеми подразделениями в организации. Виды У.О.:Отношения субординации. Отношения реординации. Отношения взаимодействия.
Управленческие отношения представляют собой сложную социальную систему связей между людьми, которая имеет место в процессе реализации функций управления.
Управленческие отношения носят непреходящий характер Управленческие отношения выступают в более или менее развитой форме в качестве структурного элемента общества на любой стадии. Они возникают с появлением человеческого общества и будут существовать до тех пор, пока существуют общности и объединения людей.
Управленческие отношения содержат в себе два начала: субъективное и объективное. С субъективной стороны они представляют собой результат сознательных действий участников управленческой деятельности, которые отражают отношения друг к другу субъекта и объекта, а также их морально-психологическое состояние. С объективной стороны эти отношения находятся в причинно-следственной связи с естественным развитием.
Объективность управленческих отношений проявляется прежде всего в том, что они отражают уровень развития общества, который людьми может быть достигнут только при условии соблюдении законов и закономерностей социального развития, а также сформулированных в соответствии с ними принципов, которые одновременно отражают особенности этапа развития общества и уровня развития науки. Нам представляется что управленческие отношения, являются стержнем механизма управления, представляют собой особенное социальное отношение в организации, Т. е. это отношение, в которое вступают объекты и субъекты управления, по поводу подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений. Эти отношения складываются в разных плоскостях; между целью и средствами ее достижения; между управляющей и управляемой подсистемами; между решением и исполнением. Это свидетельствует о множественности форм проявления данных отношений, составляющих основу управляемости организацией.
12 вопрос . Законы, закономерности управления.
Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями. Объективные законы управления - это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, системой управления и социальной средой. Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления. Реализация законов зависит от многих условий (переменных), прежде всего, от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта. Роль законов управления выражается в том, что они: 1)образуют теоретический фундамент науки; 2)способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному; 3)позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; 4)позволяют анализировать зарубежный опыт; 5)выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития. Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления. Поэтому, на наш взгляд, на данном этапе научного осмысления законов управления правомерно опираться на выводы кибернетики. Кибернетика - это отрасль знания, объясняющая единство информационных и управленческих процессов в любых системах: технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. Закон управления -зависимость «выхода» системы, или значения ее целевой функции, от «входа» системы, или значения аргументов - независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды, то есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения. Категория «закон» относится к той же группе категорий. что и «закономерность». В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования или как часть закона.
13 вопрос Основное отношение и основное противоречие в менеджменте
Формализованные управленческие отношения могут превращаться в односторонние способы воздействия «сверху вниз»:
а) автократические, когда работники подчиняются силе (воле) руководителя, который единолично принимает управленческие решения;
б) технократические, предполагающие подчинение работников производственному процессу;
в) бюрократические, при которых работники подчиняются исключительно организационному порядку.
Они могут выступать в виде отношений реординации и взаимодействие. Вместе с тем они могут выступать как персонизованные управленческие отношения, которые являются:
а) демократическими, когда руководитель постоянно учитывает мнение работников в корректировке рабочего процесса, в том числе при разработке управленческих решений;
б) гуманистическими, когда он уважает человеческое достоинство работников;
в),инновационными, когда руководитель, предоставляя свободу творчества работникам, организует внедрение инициативных предложений.
Формализованное управление выполняет мобилизующую функцию, ибо включает работников в организацию на основе необходимых требований заставляя их подчиняться, персонизованное управление выполняет стимулирующую функцию, поскольку вовлекает работников самоорганизацию на основе раскрытия их способностей в деле. В этом смысле оно является вторичным, надстроечным.
Основное противоречие системы управленческих отношений является источником развития самой теории управления.
Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей, основное противоречие в своем развертывании проходит несколько ступеней: различие, поляризация, столкновение, антагонизм. Высший момент в развитии основного противоречия в управлении - переход противоположностей друг в друга. Основным противоречием в менеджменте, выступает противоречие между формализованными (безличными) и персонизовaнными (личностными) отношениями управления. Форм разрешения основного противоречия может быть множество: от применения жестких административных методов и санкций до широкого вовлечения персонала и процесс выработки управленческих решений; от традиционных, реактивных методов, до стратегических, формирующих потенциал развития организации. Одной из форм разрешения основного противоречия является применение технологий управления.
Вопрос
Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция.Принцип: 1) основное исходное положение какого-либо учении, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.; 2) внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности; 3) основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования механизма управления и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Принципы работы с информацией: принцип объективности, Принцип адекватности,Принцип обогащения, Принцип перехода информации. Организационные Принципы :Принцип целеполагания - один из важнейших Принципов управления - можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Принцип объективности вытекает из того, что управление в любой сфере практически невозможно без познания и использования объективных закономерностей основной деятельности данной сферы. Принцип основного звена. Принцип оптимальности и эффективности.Принцип регламентации задач и функции. Принцип обоснованности Принципы работы с персоналом: Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности Принцип создания благоприятных условий для работы.Принцип делегирования или сочетания прав, обязанностей и ответственности. Принцип постоянного повышения квалификации. Принцип Обеспечения творческой инициативы.