Бизнес-образование и управленческое консультирование

Бизнес-образование и управленческое консультирование уже давно и со­вершенно естественно связаны и взаимопроникают все глубже, часто совер­шенно сливаясь. В этом контексте консультирование и есть обучение клиен­та, на его рабочем месте.

Тут есть интересные перспективы и немало проблем1. У нас, как и во всем мире, в консультирование предприятий, учреждений, общественных организаций приходят разными путями: ~ преподаватели вузов, школ и академий для взрослых; ~ Ученые-исследователи из научных, проектных институтов;

Поскольку сам я консультант по управлению, то в основном буду говорить об этой ветви кон-Ультирования,хотя У "ее много общего с другими

—практики управления из организаций разного типа;

—выпускники бизнес-школ, экономических, социологических, психологи­
ческих и правовых факультетов, поступающие в консультационные фир­
мы и сразу ориентирующиеся на эту карьеру.

Пока у нас численно преобладают первые две категории, и только недавно возникла последняя. Третья составляет в основном контингент т. н. внутрен­них консультантов, т. е. состоящих в штате и в подчинении руководителей орга­низаций. Но многие из них пытаются выйти на положение внешних, независи­мых консультантов, действующих на открытом рынке с его возможностями и риском.

Все они вместе занимают на рынке нишу интеллектуального предпри­нимательства.Их товарный продукт - помощь руководителям в выявлении и решении проблем их организаций (точнее см, в "Типологии консультацион­ной деятельности").

Из академической сферы в практическое консультирование легче других переходят правовики. Труднее всего, пожалуй, преподаватели и теоретики уп­равления. Первые, как, впрочем, и финансисты и т. д., встречают своих потен­циальных клиентов прямо на занятиях в аудиториях.

Почему же профессора управления трудно входят в консультирование по своему предмету? Главная причина, на мой взгляд, в их ориентации на кон­сультирование по проекту (см. табл. 4) и неготовность к консультированию по процессу.Многие из них склонны давать рекомендации, предлагать реше­ния на манер своих коллег из других дисциплин. А управленческое консуль­тирование гораздо больше требует системы методоворганизационной диаг­ностики, выработки решений, их реализации. Между тем эти методы — самое ценное достояние консультанта по управлению. Процессное консультирова­ние вообще пока мало развито у нас. Но без него невозможны эффективная разработка стратегии развития фирмы, ее оргструктуры, мотивации персона­ла, осуществления нововведений и т. д.

Есть и встречное движение. Коммерциализация обучения требует боль­шей ориентации на потребности слушателей. Поэтому в аудитории все чаще приглашают наиболее успешных консультантов-практиков для преподавания, основанного на материалах их работы с клиентами. Но практические консуль­танты хуже подготовлены дидактически. Кроме того, их гонорары у клиента обычно существенно превышают почасовую оплату преподавателя. И еще мень­ше они согласны писать пособия и предлагать раздаточные материалы.

С другой стороны, у своих клиентов консультанты охотно проводят и чи­сто образовательные занятия, когда это требуется по ходу дела: изложение не­которых основ стратегического управления, принципов работы управленчес­кой команды, особенностей западной системы управления и деловой культу­ры в сравнении с нашей и т. д.

Иначе говоря, оба процесса переплетаются и могут соединяться. Каким образом?

Предлагаю разрабатывать концепцию консультационного обучениябиз­несу. Главной фигурой такого обучения становится преподаватель-консуль­тант, совмещающий работу в конкретной программе с "полевым" консульти­рованием. Он дает своим слушателям не столько литературный, описатель-

рнг-

ный, т. е. чужой материал, сколько свой опыт выявления и решения управлен­ческих проблем и собственные выводы, обобщения на этой почве. Нечего и говорить, насколько разная ценность занятий первого и второго рода. Я много раз наблюдал, как возрастает заинтересованность аудитории, когда, пусть ано­нимно, представляешь картину развития конкретной фирмы изнутри ее и каж­дый примеряет анализируемую ситуацию на себя. Такой материал можно про­извести только своими руками.

Консультационное обучение бизнесу предполагает также и слушателя как клиента. Преподаватель-консультант может быть индивидуальным консуль­тантом (что очень редко в управленческом консультировании) либо входить в коммерческие консультационные команды, отзываясь на заказы слушателей оказать консультационную помощь их организациям. Более того, консульта­ционный потенциал преподавателя становится критерием оценки его труда и уровня оплаты.

При консультационном обучении бизнесу должно измениться и отноше­ние к зарубежной или внутренней стажировке. Лекции, экскурсии по пред­приятиям группами, строго говоря, не есть стажировка. Стажер — это больше дублер, прикрепленный к конкретному управленцу, присутствующий в его рабочем кабинете, изучающий очевидную и сущностную стороны его делово­го поведения. Руководитель своим примером обучает стажера, консультирует его в действии. Обучение в действииесть суть предлагаемой концепции.

Наши рекомендации