Характеристика внешней и внутренней среды организации.
Основными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, ресурсы, технология, организационная культура.
Цели- конкретные конечные состояния или желаемый результат, к достижению которого стремится группа людей, работая вместе. У организаций различных типов могут быть разнообразные цели. Организации в сфере бизнеса, например, производят товары или оказывают услуги с учетом ограничений по затратам и получаемой прибыли, что находит выражение в таких целевых показателях, как рентабельность (прибыльность), производительность, доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг и т.д. Кроме того, должны быть определены цели подразделений.
Структураорганизации как внутренняя ее переменная представляет собой взаимоотношения уровней и функциональных областей, т.е. конструкцию организации, построенную в такой форме, которая обеспечивает достижение целей организации.
Задачи- в соответствии со структурой организации для каждой должности должен быть определен перечень задач, решение которых позволит в конечном итоге достичь целей организации.
Ресурсы- для решения поставленных задач и достижения конечных целей организация должна быть обеспечена в необходимом количестве и соответствующего качества всеми видами ресурсов: трудовыми, материальными, денежными, информационными.
Технология- средство преобразования материала, поступающего на входе, в искомые продукты и услуги, получаемые на выходе. Необходимо выбрать эффективную для данной организации технологию и осуществлять технологические нововведения.
Внутренняя среда - это все то, что находится внутри организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации.
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.
Если кратко, то внешняя среда - это все факторы, которые находятся за пределами организации и могут влиять на её деятельность.
Внешняя среда характеризуется следующими элементами (4 элемента):
· взаимосвязанность (взаимозависимость) внешних факторов - это означает уровень влияния одних факторов на другие, т.е. насколько изменение какого-либо фактора может повлиять на другой фактор.
· сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также степень их изменчивости.
· подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходит изменение внешних факторов.
· неопределённость внешней среды - это отношение количества информации, которой владеет организация, и точности этой самой информации
10) Сущность планирования как функции менеджмента. Классификация планов организации.
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего развития организации.
Результатом выполнения функции планирования являются планы, содержащие цели и задачи (то есть перечень того, что должно быть сделано), определяющие последовательность, ресурсы и сроки выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей.
Планирование как процесс управления включает:
· постановку целей и задач;
· определение необходимых ресурсов и их распределение;
· установление критериев достижения целей;
· определение временных рамок (сроков) выполнения поставленных показателей, задач, целей;
· предвидение возможных последствий достижения целей и учет риска;
· доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Планирование представляет собой непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявления новых возможностей, анализа сильных сторон, возникновения новых условий и факторов. Планированием деятельности занимаются в организациях всех форм собственности (государственной и частной) и всех размеров (на малых, средних и крупных предприятиях).
Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (основополагающими правилами) менеджер руководствуется при сопоставлении планов.
Принципы планирования:
· Полнота планирования. При планировании должны использоваться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
· Точность планирования. При составлении планов должны использоваться современные методы, средства, методики, которые будут обеспечивать большую точность.
· Ясность планирования. Цель, задачи планирования должны иметь простые формулировки, доступные для их осознания каждым членом организации. Поняв, осмыслив их, любой сотрудник предприятия будет прикладывать усилия для скорейшего достижения цели организации.
· Непрерывность планирования. Планирование – это не одноразовый акт, а непрерывно повторяющийся и постоянно длящийся во времени процесс.
· Экономичность планирования. Расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
Классификация планов
Признак классификации | Виды планов |
1. По длительности действия (времени) | 1.1 Стратегические, характеризующие развития организации на длительный период времени; 1.2. тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период; 1.3. оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов. |
2.По уровню иерархии | 2.1. Организации в целом; 2.2. структурных подразделений; 2.3. функциональных служб. |
3. По содержанию | 3.1. Экономические; 3.2. социальные; 3.3. организационные; 3.4. научно-технические и др. |
Таким образом, план представляет собой сложную социально-эконо-мическую модель будущего состояния организации. Планирование позволяет принимать решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
Смотри выше.