Характеристики классической аттестации
· Процедура строго формализована;
· Коллегиальное принятие решения;
· Возможность принятия юридических решений;
· Преобладание «судейских» целей;
· Оценка прошлых результатов.
Оценка эффективности (результативности)
- Элемент «управления эффективностью»;
- Преобладают консультационные цели;
- Сотрудничество менеджера и сотрудника;
Вопрос 2. Процесс оценки
Классический процесс оценки
- Подготовка оценки;
- Проведение оценки;
- Собеседование по результатам оценки;
- Принятие решений и реализация действий.
Подготовка оценки
· Принятие решения о проведении оценки;
· Подготовка организационных документов;
· Разработка форм оценки (аттестационных листов и т.п.);
· Информирование персонала;
· Подготовка участвующих в процессе оценки (в первую очередь – оценщиков).
Возможные субъекты оценки
- Непосредственный руководитель. Проблема – может оценивать сотрудника с точки зрения своих интересов, а не интересов подразделения или организации. К тому же, если есть конфликты, это может сказаться на результатах;
- Руководитель более высокого ранга. Его оценка дополняет оценку непосредственного руководителя. Более объективна и целостна, но и более оторвана;
- Коллеги. Тенденция к усреднению: не заслуженная высокая/низкая оценка, а чуть ниже/выше;
- Подчинённые. Оценка стиля управления, влияние на коллектив;
- Внутренние клиенты (сотрудники организации, которые используют результаты труда оцениваемого сотрудника);
- Внешние клиенты (регулярные);
- Комиссии.
Методы оценки
· Нестандартизированные;
o Описание (что оценщик думает о работе сотрудника);
o Собеседование;
· Стандартизированные;
o Сравнительные методы: рейтинг или деление на кластеры («хорошие», работники, «средние», «плохие»).;
o Рейтинговые шкала (аттестационный лист):
§ Набор параметров;
§ Желательно, чтобы каждый параметр был описан, чтобы оценщику было понятно, что скрывается за каждым из понятий;
§ Шкала должна включать уровни оценки;
§ Описание уровней (что означает каждый из уровней);
§ Проблемы: количество параметров (лучше 5-9, чем сложнее работа – тем больше параметров), количество уровней.
ü Вербальные;
ü Цифровые:
· Без веса факторов;
· С весами факторов.
Типичные ошибки оценки
- Эффект ореола (гало-эффект);
- Ошибка, основанная на контрасте;
- Усреднённая оценка (когда оценщик всем ставит средний балл);
- Оценка «похож на меня»;
- Придание значение должности (когда подчинённые оценивают начальников – ставим ему побольше);
- Дискриминация.
Собеседование по результатам оценки
Элементы собеседования:
· Обзор состояния дел;
· Точка зрения интервьюера, чем обусловлены те или иные результаты;
· Точка зрения сотрудника;
· Цели и планы на будущее.
Стили аттестационного собеседования (по Мейеру)
Разные стили носят разные цели (судейские или консалтинговые), в них различна роль и поведение менеджера (интервьюера), в основе каждого стиля лежит некоторое предположение о методах воздействия на поведение сотрудника.
- Сказать и настоять (tell & sell) – оценочная цель, доводится оценка, настойчиво рекомендуется какое-то поведение. Предположение: конструктивная критика является хорошим стимулом. Минус: может быть оборонительная реакция сотрудника. Стиль целесообразен, когда для сотрудника интервьюер является референтным лицом, чтобы не было отторжения.
- Сказать и выслушать (tell & listen) – сообщить о результатах оценки, дать возможность сотруднику самому объяснить те или иные результаты, которые были получены. Роль – больше судейская. Предположение: можно лучше понять и объяснить поведение человека, если его выслушать.
- Совместно найти пути решения проблемы (problem solving). Интервьюер играет роль помощника. Цели – консалтинговые. Предположение: обсуждение проблем совместно с работником ведёт к возникновению новых идей, повышению уровня мотивации и т.д.
В любом случае, оценочная собеседование должно носить характер поддерживающей коммуникации, которая подразумевает определённые принципы:
o Обсуждаться должна проблема, а не личность;
o Конкретное описание, а не прямая оценка и не обобщение («ты всегда», «ты вечно»);
o Уважение, а не унижение.
Хвалить лучше при всех, а ругать – по отдельности.