Становление и основные характеристики классической науки и научной картины мира в Новое время.

Хронологически этот период, а значит становление ес­тествознания как определенной системы знания, начина­ется примерно в XVI—XVII вв. и завершается на рубеже XIX—XX вв. В свою очередь данный период можно раз­делить на два этапа: этап механистического естествозна­ния (до 30-х гг. XIX в.) и этап зарождения и формирова­ния эволюционных (до конца XIX — начала XX в.).

I. Этап механистического естествознания. Начало это­го этапа совпадает со временем перехода от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное раз­витие производительных сил (промышленности, горного и военного дела, транспорта и т. п.) потребовало реше­ния целого ряда технических задач. А это, в свою оче­редь, вызвало интенсивное формирование и развитие час­тных наук, среди которых особую значимость приобрела механика — в силу специфики решения технических задач.

Активное деятельностное отношение к миру требовало познания его существенных связей, причин и закономерно­стей, а значит резкого усиления внимания к проблемам и самого познания и его форм, методов, возможностей, ме­ханизмов и т. п. Одной из ключевых проблем стала про­блема метода. Укрепляется идея о возможности измене­ния, переделывания природы, на основе познания ее зако­номерностей, все более осознается практическая ценность научного знания («знание—сила»). Механистическое есте­ствознание начинает развиваться ускоренными темпами.

В свою очередь этап механистического естествознания можно условно подразделить на две ступени, — доньюто-новскую и ньютоновскую — связанных соответственно с двумя глобальными научными революциями, происходив­шими в XVI—XVII вв. и создавшими принципиально но­вое (по сравнению с античностью и средневековьем) по­нимание мира.

Доньютоновская ступень— и соответственно первая на­учная революция — происходила в период Возрождения, и ее содержание определило гелиоцентрическое учение Н. Ко­перника (1473—1543). В своем труде «Об обращениях не­бесных сфер» он утверждал, что Земля не является цент­ром мироздания и что «Солнце, как бы восседая на Царс ком престоле, управляет вращающимся около него семей­ством светил».

Это был конец геоцентрической системы, которую Ко­перник отверг на основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов — это и было первой научной ре­волюцией, подрывавшей также и религиозную картину мира. Кроме того, он высказал мысль о движении как естественном свойстве материальных объектов, подчиня­ющихся определенным законам и указал на ограничен­ность чувственного познания («Солнце ходит вокруг Зем­ли»). Но Коперник был убежден в конечности мирозда­ния: Вселенная где-то заканчивается твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды. Нелепость та­кого взгляда показал датский астроном Тихо Браге, а осо­бенно Д. Бруно. Он отрицал наличие центра Вселенной, отстаивал тезис о ее бесконечности и о бесчисленном ко­личестве миров, подобных Солнечной системе.

Вторая глобальная научная революция произошла в XVII в. Чаще всего ее связывают с именами Галилея, Кеплера и Ньютона, который ее и завершил, открыв тем самым но­вую — посленъютоновскую ступень развития механистичес­кого естествознания. В учении Г. Галилея (1564—1642) уже были заложены достаточно прочные основы нового ме­ханистического естествознания. В центре его научных ин­тересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции, исследование им свободного падения тел имели большое значение для становления механики как науки.

Согласно Галилею, научное познание должно базиро­ваться на планомерном и точном эксперименте — как мыс­ленном, так и реальном. Для последнего характерно не­посредственное изменение условий возникновения явлений и установление между ними закономерных причинных свя­зей, обобщаемых посредством математического аппарата.

Будучи одним из основателей современного эксперимен­тально-теоретического естествознания, Галилей заложил основы классической динамики, сформулировал принцип относительности движения, идею инерции, закон свобод­ного падения тел. Его открытия обосновали гелиоцентри­ческую систему Коперника в борьбе со схаластической аристотелевско-птолемеевской традицией. Он развивал принципы механистического материализма.

Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным и ре­альным или мысленным экспериментированием, опира­ющимся на строгое количественно-математическое опи­сание. Критикуя непосредственный опыт, Галилей пер­вым показал, что опытные данные в своей первозданнос-ти вовсе не являются исходным элементом познания, что • они всегда нуждаются в определенных теоретических пред­посылках. Иначе говоря, опыт не может не предваряться определенными теоретическими допущениями, не может не быть «теоретически нагруженным».

Вот почему Галилей, в отличие от «чистого эмпириз­ма* Ф. Бэкона (при всем сходстве их взглядов) был убеж­ден, что «фактуальные данные» никогда не могут быть даны в их «девственной первозданности». Они всегда так или иначе «пропускаются» через определенное теоретическое «видение» реальности, в свете которого они (факты) по­лучают соответствующую интерпретацию. Таким образом, опыт — это очищенный в мысленных допущениях и идеа-лизациях опыт, а не просто (и не только) простое описа­ние фактов.

Галилей выделял два основных метода эксперименталь­ного исследования природы:

1. Аналитический («метод резолюций») — прогнози­рование чувственного опыта с использованием средств ма­тематики, абстракций и идеализации. С помощью этих средств выделяются элементы реальности (явления, кото­рые «трудно себе представить»), не доступные непосред­ственному восприятию (например, мгновенная скорость). Иначе говоря, вычленяются предельные феномены познания, логически возможные, но не представимые в реаль­ной действительности.

2. Синтетически-дедуктивный («метод композиции») — на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые теоретические схемы, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснении.

Достоверное знание в итоге реализуется в объясняю­щей теоретической схеме как единство синтетического и аналитического, чувственного и рационального. Следо­вательно, отличительное свойство метода Галилея — по­строение научной эмпирии, которая резко отлична от обы­денного опыта.

Оценивая методологические идеи Галилея, В. Гейзенберг отмечал, что «Галилей отвернулся от традиционной, опиравшейся на Аристотеля науки своего времени и под­хватил философские идеи Платона... Новый метод стре­мился не к описанию непосредственно наблюдаемых фак­тов, а скорее к проектированию экспериментов, к искус­ственному созданию феноменов, при обычных условиях не наблюдаемых, и к их расчету на базе математической теории»1. Гейзенберг выделяет две характерные черты но­вого метода Галилея: а) стремление ставить каждый раз новые точные эксперименты, создающие идеализирован­ные феномены; б) сопоставление последних с математи­ческими структурами, принимаемыми в качестве законов природы.

На новаторский характер методологических поисков Галилея обратил внимание Пол Фейерабенд. Он отме­тил, что в творчестве Галилея заключен почти неиссякае­мый источник материала для методологических рассужде­ний. В его деятельности эмпирический опыт был заме­нен опытом, содержащим концептуальные элементы. «Га­лилей нарушает важнейшие правила научного метода, изоб­ретенные Аристотелем и канонизированные логическими позитивистами (такими, как Карнап и Поппер); Галилей добивается успеха потому, что не следует этим правилам»1.

Способ мышления Галилея исходил из того, что одни чувства без помощи разума не способны дать нам истинно­го понимания природы, для достижения которого нужно чувство, сопровождаемое рассуждением. Имея в виду преж­де всего галилеевский принцип инерции, А. Эйнштейн и Л. Инфельд писали: «Открытие, сделанное Галилеем, и> применение им методов научного рассуждения были од­ним из самых важных достижений в истории человеческой мысли, и оно отмечает действительное начало физики. Это открытие учит нас тому, что интуитивным выводам, бази­рующимся на непосредственном наблюдении, не всегда мож­но доверять, т. е. они иногда ведут по ложному следу»2.

Иоганн Кеплер (1571—1630) установил три закона дви­жения планет относительно Солнца: 1. Каждая планета движется по эллипсу (а не по кругу, как полагал Копер­ник), в одном из фокусов которого находится Солнце. 2, Радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени описывает равные площади: скорость движения планеты тем больше, чем ближе она к Солнцу. 3. Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от него. Кроме того, он предложил теорию солнечных и лунных затмений и способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем и др. Но Кеплер не объяснил причины движения планет, ибо динамика — учение о си­лах и их взаимодействии — была создана позже Ньютоном.

Таким образом, вторая научная революция завершилась творчеством Ньютона (1643—1727), научное наследие ко­торого чрезвычайно глубоко и разнообразно, уже хотя бы потому, что, как сказал он сам, «Я стоял на плечах гигантов».

Наши рекомендации