Тема 13. Оценка эффективности инновационных проектов и их отбор для финансирования
Лекция № № 17-18
План
13.1. Общие положения оценки и анализа проектов
13.2. Основные принципы оценки инновационных проектов.
13.3. Финансовое обоснование инновационного проекта.
13.4. Измерение и оценка социальных последствий инновационного проекта.
Общие положения оценки и анализа проектов
Для снижения риска инновационной деятельности необходимо, в первую очередь, провести тщательную проверку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационные проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин (различные факторы). Не всегда представляется возможным оценить количественно эффективность проектов, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.
Универсальной системы оценки эффективности проектов нет (везде свои факторы). Но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основании этих факторов выделены ряд критериев для оценки инвестиционных проектов, которые включают в себя:
-цели, стратегию, политику и ценности предприятия;
-маркетинг;
-научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
-финансы;
-производство.
Цели и задачи инновационного проекта должны совпадать с целями и стратегией развития предприятия, так как если направления проекта противоречат общей политике предприятия, то есть большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.
Маркетинг маркетинговые исследования рынка должны подтвердить потребность в данном инновационном проекте.
Если конечный результат – инновация продукта, то цель маркетингового исследования – спрогнозировать спрос на новый продукт, который в силу патентной или временной монополии данного предприятия будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же относятся и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинг по этим направлениям сложно, так как в силу их новизны потенциальным потребителям трудно ее оценить. Маркетинг может дать отрицательный результат. Здесь необходимо учитывать многие факторы, такие как производительность продукта, снижение себестоимости, резервы рынка, оценка спроса, потенциальные действия возможных конкурентов, возможные каналы распределения результатов инновационного проекта (ИП).
НИОКР. Оценивать проект в перспективе возможных научных изменений по всем параметрам.
Финансы. Прибыльность (эффективность) главное мерило в оценке выбора проекта. Иногда целесообразно принять проект с меньшей эффективностью, и с меньшими финансовыми затратами. Концентрировать все финансовые ресурсы на одном проекте нецелесообразно. Количественно необходимо оценить все необходимые затраты для разработки инновационного проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием – это правильное планирование денежной наличности. Очень часто, вполне рентабельный ИП, может оказаться несостоятельным в результате срыва сроков поступления финансовых средств.
Производство. Это заключительная стадия. Здесь важны все вопросы организации производства, качество, процессов, оборудования и т.д.
Полная оценка ИП включает в себя анализ всех основных элементов реализации проекта. Предлагаемый перечень критериев не является универсальным. Его можно расширять, дополнять, а данный взять за основу.
№ п\п | Критерии | Оценки | ||||
Цели, стратегия, политика в ценности предприятия. Совместимость проекта с текущей стратегией | ||||||
Согласованность проекта с представлениями потребителей о предприятии | ||||||
Соответствует ли проект отношению предприятия к рынку? | ||||||
Временный аспект риска | ||||||
Проект. Соответствие проекта определенным потребностям рынка | ||||||
Оценка общей емкости рынка | ||||||
Оценка доли рынка | ||||||
Вероятность коммерческого успеха | ||||||
Возможный объем продаж | ||||||
Оценка конкурентов | ||||||
Согласованность с существующими каналами сбыта | ||||||
Общественное мнение о новом продукте | ||||||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | ||||||
Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия | ||||||
Вероятность технического успеха | ||||||
Стоимость и время разработки проекта | ||||||
Отсутствие патентных нарушений | ||||||
Наличие научно-технических ресурсов | ||||||
Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии | ||||||
Согласованность с другими инновационными проектами предприятия | ||||||
Наличие вредных воздействий продукта и про-цесса его производства на окружающую среду | ||||||
Соответствие проекта текущему и перспективно-му законодательству об охране окружающей среды | ||||||
Финансы | ||||||
Стоимость НИОКР | ||||||
Затраты на производство | ||||||
Стоимость маркетинговых исследований | ||||||
Наличие финансовых средств в небольшие сроки | ||||||
Согласованности с финансированием других проектов предприятия | ||||||
Ожидаемая норма прибыли | ||||||
Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии | ||||||
Производство | ||||||
Соответствие численности и квалификации производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта | ||||||
Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия | ||||||
Стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий | ||||||
Издержки производства | ||||||
Уровень безопасности производства |
5 – очень высокая оценка;
4 – высокая оценка;
3 – удовлетворительная оценка;
2 – низкая оценка;
1 – очень низкая оценка.
Для получения полной оценки ИП необходимо оценить каждую позицию, а затем уже на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.