Измерение и оценка социальных последствий инновационного проекта

Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:

а) изменение количества рабочих мест в регионе;

б) улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

в) изменение условий труда работников;

г) изменение структуры производственного персонала;

д) изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров (топливом и энергией - для проектов в топливно-энергетическом комплексе, продовольствием - для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.п.);

е) изменение уровня здоровья работников и населения;

ж) экономия свободного времени населения.

Затраты, необходимые для достижения социальных результатов проекта или обусловленные социальными последствиями реализации проекта (например, изменение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или по безработице), учитываются в расчетах эффективности в общем порядке и в стоимостной оценке социальных результатов не отражаются .

Влияние реализации проекта на изменение условий труда работников оценивается в баллах по отдельным санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда. Для оценки удовлетворенности работников условиями труда могут использоваться также данные социологических опросов. В случает, если реализация проекта приводит к изменению условий труда на сторонних предприятиях (например, на предприятиях-потребителях производимой техники или продукции повышенного качества), влияние этих изменений учитывается в составе косвенного финансового эффекта по этим предприятиям.

Затраты по сооружению или приобретению жилья, строительству некоторых (дотируемых или самоокупаемых) объектов культурно-бытового назначения и т.п.) включаются в состав затрат по проекту и учитываются в расчетах эффективности. Доходы от этих объектов (часть стоимости жилья, оплачиваемого в рассрочку, выручка предприятий бытового обслуживания и т.п.) учитываются в составе результатов проекта.

Изменение структуры производственного персонала определяется по регионам-участникам проекта, а по особо крупным проектам - по народному хозяйству в целом.

Используются показатели:

· изменение численности работников (в том числе, женщин), занятых тяжелым физическим трудом;

· то же - занятых во вредных условиях производства;

· то же - занятых на работах, требующих высшего или среднего специального образования;

· по разрядам единой разрядной сетки;

· численность работников, подлежащих обучению, переобучению, повышению квалификации.

Обусловленное реализацией проекта повышение или снижение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов определенными товарами рассматривается соответственно как положительный или отрицательный социальный результат. Стоимостное измерение этого результата производится с использованием действующих в регионе цен на соответствующие товары (без учета государственных и местных дотаций и льгот всем или отдельным категориям потребителей).

Социальный результат, проявляющийся в обусловленном реализацией проекта изменении заболеваемости трудящихся, включает предотвращенные (со знаком “минус” - дополнительные) потери чистой продукции народного хозяйства, изменение суммы выплат из фонда социального страхования и изменение затрат в сфере здравоохранения.

Социальный результат, проявляющийся в изменении показателя смертности населения, связанной с реализацией проекта, выражается изменением численности умерших в регионе при реализации проекта. Для стоимостного измерения данного эффекта может быть использован норматив народнохозяйственной ценности человеческой жизни, определяемый путем умножения средней величины чистой продукции (приходящейся на 1 отработанный человеко-год) на коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни (этот коэффициент, утвержденный на федеральном уровне, в РФ пока отсутствует).

Экономия свободного времени работников предприятий и населения (в человеко-часах) определяется, прежде всего, по проектам, предусматривающим:

· повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;

· выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);

· производство новых видов и марок транспортных средств;

· строительство новых автомобильных или железных дорог;

· изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, работников к месту работы;

· совершенствование схем размещения точек торговой сети;

· улучшение торгового обслуживания покупателей;

· развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и других видов связи;

· улучшение информационного обслуживания граждан (например, о размещении тех или иных объектов, о наличии билетов в кассах, о наличии товаров в магазинах).

При стоимостной оценке данного вида результатов рекомендуется использовать норматив оценки 1 человеко-часа в размере 50% среднегодовой заработной платы по контингенту трудоспособного населения, затрачиваемого реализацией проекта.

Литература

1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.

2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.

3. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).

План практических занятий

1. Общие положения оценки и анализа проектов

2. Основные принципы оценки инновационных проектов.

3. Финансовое обоснование инновационного проекта.

4. Общие положения анализа проектов.

5. Метод расчета чистого приведенного эффекта

6. Метод расчета индекса рентабельности инвестиции.

7. Метод определения срока окупаемости инвестиций.

8. Методы расчета коэффициента эффективности инвестиции.

10. Измерение и оценка социальных последствий инновационного проекта.

Литература

1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.

2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.

3. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2009, - 238 с. – (Высшее образование).

ГЛОССАРИЙ

Бизнес-инкубатор -организация, создаваемая местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий.

Бизнес-процесс инновации -упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца.

Венчурные компании - рисковые фирмы, которые обычно создаются в областях предпринимательской деятельности, связанных с повышенной опасностью потерпеть убытки.

Дисконтирование - метод приведения будущей стоимости денег к их настоящей стоимости.

Дисконтная ставка - ставка процента, по которой осуществляется процесс дисконтирования.

Диффузия инновации - распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и новой финансово-экономической ситуации.

Жизненный цикл инновации - период времени от зарождения идеи у новатора до освоения и использования его у потребителя-инноватора.

Идея -предложение нового проекта, которое после технико-экономического обоснования может превратиться в инновацию.

Изобретение -новый механизм, прибор, аппарат, какое-либо приспособление, созданные человеком.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объект предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

Инвестор -субъект инвестиционной деятельности, принимающий решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.

Инжиниринг инноваций -комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию инновации.

Инициация -деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи, то есть превращение идеи в вещь или товар (имущество, документ имущественного права, документ по операции).

Инновационная активность - комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновационная инфраструктура - организации (учреждения), способствующие осуществлению инновационной деятельности, то есть комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса.

Инновационная политика государства - совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологии).

Инновационная среда - сочетание внутренней и внешней сред участника инновационного процесса.

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационное предложение - предложение участникам инновационного процесса для инвестирования и продолжения работ с какой-либо стадии (этапа) инновационного цикла.

Инновационные инвестиции - одна из форм инвестирования, осуществляемая с целью внедрения инноваций в производство.

Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный проект - процесс целенаправленного изменения или создание новой технической или социально-экономической системы.

Инновационный цикл - комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса. В него входит проведение поисковых НИР с целью выдвижения и обоснования идеи о новых методах удовлетворения общественных потребностей, выполнение прикладных НИР и ОКР с целью материализации научного знания в новых продуктах, технологическое освоение масштабного производства продукции, ее коммерциализация.

Инновация -конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Новаторство -процесс интеллектуальной деятельности людей, имеющий творческий характер и приводящий к появлению нового научного знания, открытий, изобретений, рационализаторских предложений и других результатов новаторских решений.

Новация - какое-то новшество, которого не было раньше. По гражданскому праву новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим обязательством.

Новшества (новации) -важнейшие составляющие нововведений (инноваций), которые по своей сущности обобщаются понятиями: новые явления и методы, изобретения, новый порядок (правило).

Ноу-хау -совокупность информации в виде знаний и опыта производства новой и конкурентоспособной продукции.

Открытие -процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Продвижение инновации -комплекс мер, направленных на реализацию инноваций и включающих в себя производство и использование информационного продукта, рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации, консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.).

Псевдоинновация - незначительные изменения в продукте, не меняющие его конструкцию, в том числе изменения в цвете, декоре и т.п.

Сценарий инновации - упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой причинно-следственными связями.

Технико-экономическое обоснование идеи - подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в ведущую форму (т.е. в продукт).

Факторы инновационной активности -совокупность организационно-экономических мероприятий по созданию льготных условий для притока инвестиций из внутренних и внешних источников, выделение направлений инновационной деятельности, требующей государственной поддержки.

Фронтирование рынка -операция по захвату рынка, занятого другим хозяйствующим субъектом, или зарубежного рынка.

Экономическая эффективность инноваций -отношение экономического эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его затратам.

Наши рекомендации