Роль руководителя в конфликтной ситуации
Исследования показывают, что потери от конфликтных переживаний составляют около 15% рабочего времени, а производительность труда по тем же причинам может снижаться на 60% и более. Поэтому конфликты требуют разрешения.
Оптимально разрешить конфликт - - значит осознать его причины и умело устранить их, используя при этом все имеющиеся возможности.
Методы убеждения обращены к сознанию людей, анализу и объяснению еоздашнейея ситуации. Взгляд на конфликт со стороны, мнение по его поводу авторитетного человека обычно очень эффективны. Таким может быть один из членов педагогического коллектива, уважаемый, опытный учитель, Особенно действенно умение рассматривать сложившиеся ситуации со стороны, причем с некоторой долей юмора.
Хорошим способом разрешения конфликта яиляется организация нового типа деятельности, где конфликтующие стороны должны выполнять совместную, требующую взаимопонимания работу, В этом случае конфликт сглаживается в новой сфере общения и деятельности.
Большое значение имеет использование методов стимулирования, включающих в себя весь спектр воздействий на личность — от объявления благодарности до различных видов порицания.
Взглянув на конфликтную ситуацию с юмором, отметив ее смешные моменты, можно легко и быстро разрядить обстановку. Беспрепятственное выражение отрицательных эмоций позволяет постепенно перейти к положительным. Человек, умиротворенный после такого выхода чувств, принимает доводы более спокойно. Например, специалист но семейной психотерапии предлагает женщине, находящейся у пего на приеме, высказывать о своем муже самые резкие суждения. После такого монолога, длящегося иногда более часа, женщина, вздохнув, как правило, говорит, что вообще-то у него есть и неплохие качества, и начинает их перечислять.
Остановимся на методах нейтрализации конфликтов неконструктивных, негативных по своему содержанию. Отрицательные конфликты бывают межличностные и поведенческие. Для того чтобы не возникало поведенческих конфликтов, очень важно правильно общаться с человеком, т.е., учитывая индивидуальные особенности собеседника, склонить его в споре, конфликте к своей точке зрения. В этом помогут следующие правила.
Правило первое. Единственный способ одержать верх в споре — уклониться от него. В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников еще больше убеждается в своей абсолютной правоте. Эта рекомендация особенно актуальна для определенных видов деятельности, например при заключении каких-либо сделок и договоров. Очень многие американские компании в качестве одного из условий деятельности своих агентов выдвигают условие: не спорьте!
Правило второе. Повозможности не начинайте спор с заявления: «Я вам докажу...*- Не го порите собеседнику, что он не прав. Вряд лк и этом случае удастся добиться соглашения, ведь вы нанесли удар по его интеллекту, самолюбию, что равносильноутверждению: «Я умнее нас*. Возникает внутреннее сопротивление и несогласие с вами еще до начала спора. О вашем намерении что-то доказать никто не должен знать. В общем, проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. По возможности не говорите ему, что он не прав, тем более в резкой форме.
Правило третье. Если вы убедились, что ошибаетесь, признайте :->то быстро и решительно.
Правило четвертое. Беседуя с человеком, не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь во мнениях. Сразу же подчеркните те аспекты, в отношении которых вы единодушны. Добейтесь того, чтобы собеседник с самого начала говорил «да, да*. Старайтесь не дать ему возможности ответить «нет».
Дело в том, что отрицательный ответ является наиболее труднопреодолимым препятствием. Стоит человеку сказать «пет», как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях. В случае «да» никакой реакции противодействия не происходит. Поэтому чем большее количество «да* мы получим от собеседника с самого начала, тем больше вероятность склонить его к принятию нужного конечного предложения.
Правило пятое. Большинство людей, стараясь склонить кого-либо к своей точке зрения, излишне много говорят. Не допускайте этой ошибки. Дайте возможность выговориться собеседнику - - он лучше осведомлен о своих проблемах. Целесообразнее задавать ему вопросы.
Правило шестое. Никому не нравится, когда настойчиво навязывают какое-либо дело. Гораздо приятнее считать, что мы действуем по собственному побуждению. Мы любим, чтобы наши желания, потребности, взгляды были учтены. Поэтому, склоняя собеседника к своей точке зрения, позвольте ему считать, что данная мысль принадлежит ему.
Правило седьмое. Если вы чувствуете, что напряженность в коллективе заметно возросла, целесообразно устроить какое-либо развлекательное мероприятие — вечеринку, поход в театр, выезд на природу и т.п. Наутро вы будете приятно удивлены состоянием духа ваших подчиненных. И дело не в самом развлечении, важно, что вы обратили внимание на настроение подчиненных и постарались доставить им удовольствие. Разумеется, этот метод не гарантирует успеха, но нередко оказывается весьма эффективным.
ТЕСТЫ,
ЗАДАНИЯ,
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Тесты для самопроверки
1. В настоящее время разработка теории конфликта ведется
в русле:
а) конфликтологической парадигмы;
б) конфликтологической параболы;
в) к о и ф j iи кт о л огическоЙпар ад иг м ат и к и; г)конфликтологического парадокса.
2. Характерной чертой конфликтологии является:
а) единство теории и практики;
б) борьба противоположностей;
и) физическая разрешимость;
г) взаимодействие добра и ала.
3. Основу становления и развития современной конфликто
логии составляют:
а) социальные конфликты;
б) семейные конфликты;
в) личностные конфликты;
г) инутриличностные конфликты.
4. Вопросы конфликтологии в политической сфере связаны
с переходом государства к:
а) рефлексирующей политике;
б) политике штопора;
в) созидающей политике;
г) политике обвала.
5. Конфликт, возникающий в результате межличностного
взаимодействия участников учебно-воспитательного про
цесса, называется:
а) педагогическим конфликтом;
б) конфликтом деятельности;
в) дидактическим конфликтом;
г) учебным конфликтом.
6. Т. Гоббс выделил три основные причины конфликта:
а) соперничество, недоверие, жажда славы;
б) любовь, ненависть, зависть;
й) жажда славы, деньги, любовь;
г) власть, деньги, любовь,
7. Одним из родоначальников современной теории конфлик
тов явился:
а) Г. Зим мель;
б) Дж. By;
й) А. Зидлер;
г) А. Адлер.
8. Немецкий философ Г. Зиммель ввел в научный оборот поня
тие:
а) социология конфликта;
б) философия конфликта;
в ) стати ст и к а к о и ф л и к га;
г) технология конфликта.
9. Представителями когнитивной концепции происхождения
коиф л и кто б явля ются:
а) Н. Фестингер и Т. Магни;
б) Э. Дюргейм и Д. Трумен;
й) М. Вебер и Т. Парсонс;
г) В.И. Ленин и К. Маркс.
10. Когнитивная концепция делает унор на изучение конфликтов в сфере:
а) сознания;
б) познания;
й) развития;
г) Боепитания.
И. Мотивационная концепция делает уиор на изучение конфликтов в сфере: а) предметной деятельности человека;
б) сознания;
в) воспитания;
г) развития.
12. Представителями психоаналитического направления в изу
чении конфликта являются:
а) 3.Фрейд, К. Юнг, К. Хорни и др.;
б) А. Маслоу, Дж. Келнпелл, А. Розен дней г и др.;
в) К. Левин, Э. Фромм, Дж. Войт и др.;
г) Дж. Морено, К. Роджерс, Л.С. Выготский и др.
13. Ярким представителем динамического направления в изу
чении конфликта является:
а) К. Левин;
б) К. Леви;
в) Дж. Курт;
г) К. Хорни.
14. Ярким представителем социометрического направления
в изучении конфликта является:
а) Дж. Морено;
б) К. Морган;
в) В. Малиновский;
г) А. Козлов.
15. Дж, Морено при изучении психологического климата в кол
лективе применил метод, который получил название:
а) социометрический метод;
б) социологический метод;
в) психосоциологический метод;
г) социограмма,
16. По мнению К. Левина, основой конфликта является:
а) психическое состояние личности;
б) физическое состояние личности;
в) духовное состояние личности;
г) моральное состояние личности.
17. В основе концепции конфликта К. Левина лежит:
а) теория поля;
б) теория личности;
в) теория коллектива;
г) теория полярности.
18. К. Левин в своей концепции конфликта выделил:
а) три тина конфликтов;
б) два типа конфликтов;
и) пять типов конфликтов;
г) десять типов конфликтов.
19. В 1930 г. в России была опубликована одна ид первых работ
но конфликтологии, автором которой является:
а) А.Р. Лурия;
б) Л.С. Выготский;
в) ПЛ. Блонский;
г) В.П. Зинченко.
20. А.Р. Лурия моделировал конфликты темпов и конфликты
установок, опираясь на элементы:
а) метода ошибок;
б) метода стимула;
в) метода организации;
г) метода «стимул — реакция».
21. Метод взрыва как один из приемов коллективного действия
был разработан:
а) А.С. Макаренко;
б) СТ. Шацким;
в) Н.К. Крупской;
г) В.И. Лениным.
22. В 1950—1960 гг. в центре внимания российских исследова
телей находился:
а) внутриличностиый конфликт;
б) социальный конфликт;
в) личностный конфликт;
г) межличностный конфликт.
23. Автором книги «Руководитель и подчиненный. Конфликт
ные ситуации и их решение*- является российский ученый:
а) В.М. Шепель;
б) A.M. Морозов;
в) К.В, Левин;
г) АлЧ. Андреева.
24, Необходимость междиециплинарното подхода к исследова
нию конфликта обосновал в своих работах:
а) АЛ. Анцупов;
б) АЛ. Аяцков;
в)А.И. Азявичус;
г) И.Б. Гриишкун.
25, Отношение между субъектами социального взаимодей
ствий, которое характеризуется их противоборством на осно
ве противоположно направленных мотивов или суждений,
получило название:
а) конфликт;
б) конфронтация;
в) столкновение;
г ) к о н ф л и ктог е н.
26- Слова, действия, способствующие возникновению и развитию конфликта, называют: а ) к о 11 ф л и кто те н а м и; б) контрафакцией; в) конфронтацией;
г) концентрате ном.
27. Цепочку конфликтогенои называют;
а) эскалация;
б)эскапада;
в) эскагада;
г) эрупция.
28, Конфликты, способствующие принятию обоснованных
решений и развитию взаимоотношений, называют:
а) функциональными;
б) развивающими;
в) разрешающими;
г) принципиальными.
29. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодей
ствию и принятию решений, называют:
а) дисфункциональными;
б) подавляющими;
в) дисординарными;
г) дисконформными.
30. Конфликты, вызванные неудовлетворением определенных
требованийучастников или несправедливым распреде
лением между ними каких-либо преимуществ, получили
название:
а) реалистические;
б) одномоментные;
в) сиюминутные;
г) одноразовые.
3 i. Конфликты, имеющие своей целью острое конфликтное взаимодействие, называют:
а) нереалистические;
б) разрушающие;
в) враждебные;
г) негативные.
32. Динамика конфликта как сложного социального явления
находит свое отражение в двух понятиях:
а) этапыи фазы конфликта;
б) субъект и объект конфликта;
в) предмет и сторона конфликта;
г) цель и самоцель конфликта.
33. В зависимости от содержания разрешение конфликта может
быть достигнуто двумя методами (средствами):
а) педагогическими и административными;
б) психологическими и социальными;
в) психотерапевтическими и физическими;
г) динамическими и познавательными.
34. Конфликт внутри личности, представляющий собой столк
новение ее противоположно направленных мотивов, назы
вают:
а) внутриличностным;
б) внутренним;
в) внутри ценностным;
г) столкновением идеалов.
35, Конфликт, возникающий в результате профессионального
и межличностного взаимодействия участников учебно-вос
питательного процесса, называют:
а) педагогическим;
б) учебным;
в) дидактическим;
г) школьным.
36, Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью
субъектов социального взаимодействия и создающие почву
для реального противоборства между ними,— это:
а) конфликтная ситуация;
б) конфликтная конфронтация;
в ) кон фл и кт о ге н ез а ц ия;
г) конформность.
37, Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конф
ликта,— это
а) инцидент;
б) столкновение;
в) индукт;
г) ипостась.
38, Способ достижения устойчивости организма при воздей
ствии на него повреждающего фактора раздражителя назы
вается:
а) стрессом;
б) с трико м;
в) стрессором;
г) стоксом.
39- Принятие особо ответственных решений, резкая перемена стратегии поведения, неудовлетворенный темп продвижения по службе есть: а) психический стрессор;
б) физический стрессор;
в) мозговой стрессор;
г) органический стрессор.
40. Автором теории стресса является:
а) Г. Селье;
б) И. Ксавье;
в) К. Левья;
г) В. Сел об.
41. Фаза мобилизации защитных сил организма (по теории
Г. Селье) — это фаза:
а) реакции тревоги;
б) стабилизации;
и) истощения;
г) разрушения.
42. Фаза сбалансированного расходования адаптационных
резервов организации (по теории Г. Селье) - это фаза:
а) стабилизации;
б) реакции тревоги;
в) разрушения;
г) истощения.
43. Фаза ограниченности резервов организма (но теории Г. Се
лье) — это фаза:
а) истощения;
б) разрушения;
в) стабилизации;
г) реакции тревоги.
44. Стресс, при котором эффективность деятельности продол
жает расти, получил название:
а) стресс льва;
б) стресс силы;
в) стресс гиганта;
г) стресс непобедимого.
45. Стресс, при котором эффективность деятельности надает
сразу, получил название:
а) стресс кролика;
б) стресс слабого;
в) стресс пассивного;
г) стресс немощного.
46, Группа нервно-психических заболеваний, возникающих в основном вследствие длительных психических переживаний, перенапряжений, недостаточного отдыха и др.,— это:
а) невроз;
б) неврома;
в) негус;
г) нейрит.
47- Эмоциональный человек, страдающий неврозом, при решении конфликта чаще всего использует метод:
а) уход в болезнь;
б) уход от действительности;
в) бегство;
г) подавление.
48, Эмоциональный конфликт при неврозах но своей природе является:
а) социальным;
б) общественным;
в) антисоциальным;
г) врожденным.
49- Управление конфликтом можно рассматривать и двух аспектах:
а) внутреннем и внешнем;
б) индивидуальным и массовым;
в) личностным и межличностным;
г) объективным и субъективным.
50. Целенаправленное, обусловленное объективнымизаконами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт,— это:
а) управление конфликтом;
б) организация конфликта;
в) технология конфликта;
г) оптимизация конфликта.
51. Вид деятельности субъекта управления, направленный
на выявление причин конфликта б потенциальном разви
тии,— это:
а) прогнозирование конфликта;
б) регулирование конфликта;
л) предупреждение конфликта;
г) разрешение конфликта.
52. Вид деятельности субъекта управления, направленный
на недопущение возникновения конфликта,— это:
а) предупреждение конфликта;
б) прогнозирование конфликта;
в) разрешение конфликта;
г) регулирование конфликта.
53. Вид деятельности субъекта управления, направленный
на провокацию, вызов конфликта,— это:
а ) с т и м у л и ро в а н и е к о и ф л и кта; б) прогнозированне конфликта; л) разрешение конфликта; г) регулирование конфликта.
54. Вид деятельности субъекта управления, направленный
на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его
развития в сторону разрешения,— это:
а) регулирование конфликта;
б) разрешение конфликта;
в) стимулирование конфликта;
г) предупреждение конфликта.
55. Вид деятельности субъекта управления, связанный с завер
шением конфликта,— это:
а) разрешение конфликта;
б) регулирование конфликта;
в) стимулирование конфликта;
г) предупреждение конфликта.
56. Ликвидация дефицита информации в конфликте, исключе
ние искаженной информации, устранение слухов есть:
а) информационное регулирование конфликта;
б) коммуникативное регулирование конфликта;
в) социально-психологическое регулирование конфликта;
г) организационное регулирование конфликта.
57- Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками есть:
а) коммуникативное регулирование конфликта;
б) информационное регулирование конфликта;
в) социально-психологическое регулирование конфликта;
г) организационное регулирование конфликта.
58, Работа с неформальными лидерами, снижение социальной
напряженности, укрепление социально-психологического
климата в коллективе есть:
а) социально-психологическое регулирование конфликта;
б) коммуникативное регулирование конфликта;
в) организационное регулирование конфликта;
г) информационное регулирование конфликта.
59. Решение кадровых вопросов, использование методов поощре
ния и наказания есть:
а) организационное регулирование конфликта;
б) коммуникативное регулирование конфликта;
в) информационное регулирование конфликта;
г) социально-психологическое регулирование конфликта,
60- Стремление уладить конфликт, найти приемлемое решение,
немногословность, выдержка и самообладание характерны для:
а) конструктивной модели поведения в конфликте;
б) деструктивной модели поведения в конфликте;
в) конформистской модели поведения в конфликте;
г) нонконформистской модели поведения в конфликте,
61- Стремление обострить конфликт, принижение партнера,
подозрительность и недоверчивость характерны для:
а) деструктивной модели поведения ь конфликте;
б) конформистской модели поведения в конфликте;
в) нонконформистской модели поведения в конфликте;
г)конструктивной модели поведения и конфликте.
62. Пассивность, готовность легко согласиться, непоследовательность в оценках и суждениях характерны дли:
а) конформистской модели поведения а конфликте;
б) нонконформистской модели поведения и конфликте;
в) конструктивноймодели поведения в конфликте;
г) деструктивной модели поведения в конфликте,
63. Широкое распространение в конфликтологии получила
двухмерная модель стратегии поведения личности и конф
ликтном взаимодействии, разработанная:
а) К. Томасом и Р. Киллменом;
б) Р. Ганзелкой и К. Тимоти;
в) В. Лениным и К. Марксом;
г) А. Гербердом и С. Хиггинсом.
64. Качественные характеристики выбираемого поведения
в конфликте есть:
а) оценка интересов в конфликте;
б) статус в конфликте;
в) мотивация обстоятельства в конфликте;
г) стиль конфликта,
65- Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия — это:
а) легитимизация конфликта;
б) и петиту ализация конфликта;
в) реструктуризация конфликта;
г) централизация конфликта,
66. Создание соответствующих органов, рабочих групп по регу
лирован ию конфликтного взаимодействие— это:
а) ииституализация конфликта;
б) легитимизация конфликта;
в) реструктуризация конфликта;
г) централизация конфликта.
67.Стратегия поведения, характеризующаяся балансом инте
ресов конфликтующих сторон,— это:
а) компромисс;
б) соглашение;
в) консенсус;
г) взаимопонимание.
68. Компромисс может принимать формы:
а) активную и пассивную;
б) открытую и закрытую;
в) полную и неполную;
г) высокую и низкую.
69, Компромисс, проявляющийся в заключении четких догово
ров, принятии каких-либо обязательств, есть форма:
а) активная;
б) открытая;
в) высокая;
г) полная.
70- Компромисс, проявляющийся в отказе от каких-либо активных действий ио достижению определенных взаимных уступок, есть форма:
а) пассивная;
б) закрытая;
в) низкая;
г) неполная.
71. Стратегия, которая строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений, это стратегия:
а) сотрудничества;
б) компромисса;
в) уступок;
г) ухода.
72- Стратегия, в основе которой лежит борьба и соперничест
во,— это стратегия:
а) принуждения;
б) подавления;
в) контроля;
г) понижения.
73- Стратегия, при которой человек жертвует личными инте
ресами в пользу интересов соперника,— это стратегия:
а) уступок;
б) ухода;
в) понижения;
г) сотрудничества.
74. П о да в л ен и е н ас тр о е и и я, с н и ж ей и е р аб ото снос оби о сти, и л о -
хой сон, голодные боли как форма проявления внутренних
конфликтои — это симптомы:
а) неврастении;
б) регрессии;
в) проекции;
г) номадизма.
75. Показноевеселье, «смех сквозь слезы», выражениерадости
неадекватно ситуации как форма проявления внутренних
конфликтов — это:
а) эйфория;
б) номадизм;
в) проекция;
г) неврастения.
76. Обращение к примитивным формам поведения (уход
от ответственности) как форма проявления внутренних кон
фликтов— это:
а) регрессия;
б) проекция;
в) рационализм;
г) номадизм.
77. Приписывание негативных качеств другому, критика (час
то необоснованная) других как форма проявления внутрен
них конфликтов — это:
а) проекция; б ) ра ц и о н а; 1 и з м;
в) неврастения;
г) эйфория.
78. Частое изменение места жительства, места работы, семей
ного положения как форма проявления внутренних конф
ликтов — это:
а) номадизм;
б) регрессия;
в) проекция;
г) эйфория.
79- Самооправдание своих поступков, действий как форма проявления внутренних конфликтов — это:
а) рационализм;
б) проекция;
в) неврастения;
г) эйфория.
80, Способ разрешения внутриличпостного конфликта, при
котором изменяются притязания в отношении объекта, выз
вавшего внутреннюю проблему,— это способ:
а) переориентации;
б) сублимации;
в) идеализации;
г) компромисса.
81. Способ разрешения внутриличностного конфликта, при
котором лроисходит перевод психической энергии в другие
сферы деятельности (музыка, спорт), называют способом:
а) сублимации;
б) вытеснения;
в) коррекции;
г) переориентации.
82, Способ разрешения внутриличностного конфликта, при
котором человек предается мечтаниям, фантазиям, называ
ют способом:
а) идеализации;
б) иытесиения;
в) коррекции;
г) переориентации.
83. Способ разрешения в ну три личности ого конфликта, при
котором человек подавляет свои чувства, устремления,
желания, называют способом:
а) вытеснения;
б) идеализации;
в) коррекции;
г) сублимации.
84. Способ разрешения внутри личностного конфликта, при
котором изменяется «Я»-концепция в направлении достиже
ния адекватног о представления о себе, называют способом:
а) коррекции;
б) вытеснения;
в) идеализации;
г) сублимации.
85. Теоретико-прикладное направление, в основе которого лежит
изучение природы и причин конфликтов, разработка мето
дов их практического регулирования и разрешения,— это:
а) конфликтология;
б) конхиология;
в) концентуалогия;
г) коифликтогенетика.
86. Каждый руководитель должен владеть самым доступным
методом общения:
а) методом морального воздействия;
б) методом физического воздействия;
в) методом психического воздействия;
г) методом этического воздействия.
87.При разбореконфликтов, возникающих в коллективе, осо
бое внимание уделяется экспертизе:
а) этической;
б) технической;
в) личной;
г) групповой.
88. По Аристотелю, источниками конфликтов являются:
а) имущественное неравенство и неравенство почестей;
б) любовь и дружба;
в) власть и деньги;
г) сильные и слабые стороны человека.
89- Р. Дарендорф считает, что вместо термина «разрешение» конфликта следует употреблять:
а) регулирование;
б) управление;
в) организация;
г) взаимодействие.
90. М. Вебер в своих исследованиях доказал, что носителями
культуры могут становиться:
а) статусные группы;
б) диффузные группы;
в) массы людей (толпа);
г) ущербные группы.
91. В концепции Э. Дюргейма и теории Д. Трумена внимание
сосредоточено на разработке механизмов:
а) индивидуализации и дисперсии;
б) дифференциации и дисфории;
в) диффузии и коллективизации;
г) регулировании и дихроизма.
92. Американский социолог Т. Парсон определяет конфликт
в первую очередь как:
а) бедствие;
б) гибель;
в) возрождение;
г) развитие.
93. Свойство объекта привлекать или отталкивать человека —
это:
а) валентность;
б) валторна;
в) вантоз;
г) вариация.
94. Конфликт между собственными «вынуждающими силами»,
но мнению К. Левин,— это конфликт:
а) межличностный;
б) ни у три личностный;
в) межгруиповой;
г) педагогический.
95. Закон движения коллектива, системы перспективных линий,
организации завтрашней радости разработан:
а) А.С. Макаренко;
б) СТ. Шацким;
в) Н.К, Крупской;
г) П.П. Блоиским.
96. * Конфликт - - это признак неэффективной деятельности
организации в школьном управлении»,— считают сторон
ники школы:
а) человеческих отношений;
б) когнитивной;
в) психоаналитической;
г) раци оналисти чес кой.
97. То, из-за чего возникает конфликт, есть:
а) предмет конфликта;
б) объект конфликта;
в) субъект конфликта;
г) образ конфликта.
98. Внутренние побудительные силы, подталкивающие субъек
тов социального взаимодействия к конфликту, есть:
а) мотивы конфликтов;
б) потребности конфликтов;
в) стороны конфликта;
г) позиции конфликта,
99. Экономические, идеологические, социально-бытовые,
семейно-бытойые - классификация конфликтов но:
а) сферам проявления конфликта;
б) степени длительности и напряженности конфликта;
в) субъектам конфликтного взаимодействия;
г) социальным последствиям.
100. Бурные, быстротекущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыраженные конфликты — классификация конфликтов но:
а) степени длительности и напряженности;
б) сферам проявления конфликта;
в) социальным последствиям;
г) субъектам конфликтного взаимодействия,
101. Внутри личностные, межличностные, межгрупповые — клас
сификация конфликтов iio:
а) субъектам конфликтного изаимодействия;
б) степени длительности и напряженности;
а) социальным последствиям;
г) сферам проявления.
102. Конструктивные, деструктивные классификация конф
ликтов ло:
а) социальным последствиям;
б) степени длительности и напряженности;
и ) су бъ е кта м к о 11 ф л и к т к о i о из а и м оде и с г бия; г) сферам проявления.
103. Реалистичные и нереалистичные — классификация коиф
лшсгов но:
а) предметам конфликта;
б) социальным последствиям;
в) сферам проявления конфликта;
г) длительности и напряженности.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ
Продолжите предложение.
1. Отношение между субъектами социального взаимодей
ствия, которое характеризуется их противоборством на осно
ве 1 ф оти и о i [ о л ож но и ai i р а в л е ни ы х м от и в i) в (и отре б j i ос те и,
интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мне
ний, взглядов, оценок и т. л.),— это_____________________
2. Слова, действия (бездействие), способствующие возникновению и развитию конфликта, т.е. приводящие непосредственно к конфликту,—
3. Конфликты, способствующие принятии) обоснованных
решений и развитию взаимоотношений,— это___________
4. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодей
ствию и принятию решений,— это_______________________
5. Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью
субъектов социального взаимодействия и создающие почну
для реального противоборства между ними,— это________
6. Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конф
ликта,— это _ _.
7. Конфликт внутри личности, представляющий собой столк
новение ее противоположно направленных мотивов
(потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов),— это
423
8. Психические последствия эмоционального перенапряже
ния — это _.
9. Целенаправленное, обусловленное объективными законами
воздействие на динамику конфликта в интересах развития
или разрушения той социальной системы, к которой имеет
отношение данный конфликт,— это_____________________
10, Характерной чертой конфликтологии является
11, Основой становления и развития современной конфликто
логии является _.
12, Одним из родоначальников современной теории конфлик
том является_______________________________________ :
13- Немецкий философ Г. Зиммель ввел и научный оборот поня
тие _______________________________________________ .
14. Ярким представителем динам им ее к ото направления в изу
чении конфликта является__________________________ ,
15- Ярким представителем социометрического направления
в и зу ч е н и и ко и ф л и кта я в л яе тся _ _,
16- Основой концепции конфликта К. Левина является_________
17. А.Р. Лурия моделировал конфликты темпов и конфликты
установок, опираясь на_______________________________ ,
18- Цепочка ко нфл и кто генов — это_____________________
19. Конфликты, вызванные неудовлетворением определенных
требований участников или несправедливым распределени
ем между ними каких-либо преимуществ,— это____________
20. Конфликты, имеющие своей целью острое конфликтное взаи
модействие,— это_____________________________________ ,
21. Конфликт, возникающий и результате профессионального
и межличностного взаимодействия участников учебно-вос
питательного процесса,— это______________________________
22. Автором теории стресса является
23. Стресс, при котором эффективность деятельности продол
жает расти, назван_____________________________________ ,
24. Стресс, при котором эффективность деятельности падает
сразу, назван____________________________________________ .
25. Стратегия поведения, характеризующаяся балансом инте
ресов конфликтующих сторон,— это_____________________
26. Стратегия, которая строится не только на основе баланса
интересов, но и на признании ценности межличностных отно
шений,— это___________________________________________ ■
27. Теоретико-прикладное направление, в основе которого
лежит изучение природы и причин конфликтов, разработ
ка методов их практического регулирования и разрешений* -
это___________________________________________________ .
28. При разборе конфликтов, возникающих а коллективе, осо
бое внимание уделяется________________________________ ,
29. А ме р и ка и с ки и с о ц в о л о г Т. П a j > с о и тр а к ту е т ко и фл и кт в 11 ер -
вую очередь как_______________________________________
30. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь и речь собе
седника своими замечаниями,— это_____________________
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Составьте логическую схему базы знаний по теме «Кон
фликтология».
2. Соотнесите правильно имя автора и высказывание. Ответ
запишите цифрой и соответствующей буквой.
Автор
Высказывание
1. Аристотель
А. «Причина конфликта: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы»
2. Т. Гоббс
Б, «Причиной распрей бывает также наглость, превосходство, презрение, чрезмерное возвышение, с другой стороны — происки, пренебрежительное отношение, мелкие унижения, несходство характеров»
3. Т. Зиммель
В. «Мир не есть отсутствие конфликта, конфликт есть неизбежная часть повседневной жизни — внутренний, межличностный, межгрупповой и международный конфликт. Мир состоит в созидательном общении с конфликтом»
4. | Р. Дарендорф | Г. «Конфликт очищает воздух» |
3. Соотнесите | правильно понятия и определения. | |
Понятие | Определение | |
I. | Конфликт | А. Слова и действия, способствующие возникновению и развитию конфликта |
2. Конфликта гены
Б. Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними
3. Конфликтная ситуация
В. Конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов
4. Внутриличностный конфликт
Г. Отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных
мотивов или суждений
426
4. В первой колонке таблицы дается понятие, но второй — его определение. Необходимо найти ошибки и дать правильные определения понятий.
Понятие
Определение
1. Функциональный конфликт
А. Конфликт, вызванный неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ
2. Дисфункциональный конфликт
Б, Конфликт, имеющий своей целью острое конфликтное взаимодействие
3. Реалистический конфликт
В. Конфликт, способствующий принятию обоснованных решений
4. Нереалистический конфликт
Г Конфликт, препятствующий эффективному взаимодействию и принятию решений
5, Восстановите пропущенные элементы логической цепочки. Основные этапы конфликта: а) возникновениеи развитие конфликтной ситуации
б)?
I
в) начало открытого конфликтного взаимодействия
г) ?
I
д) разрешение конфликта,
6. Восстановите и ро ну идейные элементы таблицы
№ п/п
Признак кл<