Роль руководителя в конфликтной ситуации

Исследования показывают, что потери от конфликтных пере­живаний составляют около 15% рабочего времени, а производитель­ность труда по тем же причинам может снижаться на 60% и более. Поэтому конфликты требуют разрешения.

Оптимально разрешить конфликт - - значит осознать его при­чины и умело устранить их, используя при этом все имеющиеся воз­можности.

Методы убеждения обращены к сознанию людей, анализу и объяснению еоздашнейея ситуации. Взгляд на конфликт со сторо­ны, мнение по его поводу авторитетного человека обычно очень эффек­тивны. Таким может быть один из членов педагогического коллекти­ва, уважаемый, опытный учитель, Особенно действенно умение рассматривать сложившиеся ситуации со стороны, причем с некото­рой долей юмора.

Хорошим способом разрешения конфликта яиляется органи­зация нового типа деятельности, где конфликтующие стороны долж­ны выполнять совместную, требующую взаимопонимания работу, В этом случае конфликт сглаживается в новой сфере общения и дея­тельности.

Большое значение имеет использование методов стимулиро­вания, включающих в себя весь спектр воздействий на личность — от объявления благодарности до различных видов порицания.

Взглянув на конфликтную ситуацию с юмором, отметив ее смеш­ные моменты, можно легко и быстро разрядить обстановку. Беспре­пятственное выражение отрицательных эмоций позволяет постепен­но перейти к положительным. Человек, умиротворенный после такого выхода чувств, принимает доводы более спокойно. Например, специа­лист но семейной психотерапии предлагает женщине, находящейся у пего на приеме, высказывать о своем муже самые резкие суждения. После такого монолога, длящегося иногда более часа, женщина, вздох­нув, как правило, говорит, что вообще-то у него есть и неплохие каче­ства, и начинает их перечислять.

Остановимся на методах нейтрализации конфликтов неконст­руктивных, негативных по своему содержанию. Отрицательные кон­фликты бывают межличностные и поведенческие. Для того чтобы не воз­никало поведенческих конфликтов, очень важно правильно общаться с человеком, т.е., учитывая индивидуальные особенности собеседни­ка, склонить его в споре, конфликте к своей точке зрения. В этом помо­гут следующие правила.

Правило первое. Единственный способ одержать верх в спо­ре — уклониться от него. В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников еще больше убеждается в своей абсо­лютной правоте. Эта рекомендация особенно актуальна для опреде­ленных видов деятельности, например при заключении каких-либо сделок и договоров. Очень многие американские компании в качестве одного из условий деятельности своих агентов выдвигают условие: не спорьте!

Правило второе. Повозможности не начинайте спор с заяв­ления: «Я вам докажу...*- Не го порите собеседнику, что он не прав. Вряд лк и этом случае удастся добиться соглашения, ведь вы нанесли удар по его интеллекту, самолюбию, что равносильноутверждению: «Я умнее нас*. Возникает внутреннее сопротивление и несогласие с вами еще до начала спора. О вашем намерении что-то доказать никто не должен знать. В общем, проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. По возможности не говорите ему, что он не прав, тем более в резкой форме.

Правило третье. Если вы убедились, что ошибаетесь, признай­те :->то быстро и решительно.

Правило четвертое. Беседуя с человеком, не начинайте раз­говор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь во мнени­ях. Сразу же подчеркните те аспекты, в отношении которых вы едино­душны. Добейтесь того, чтобы собеседник с самого начала говорил «да, да*. Старайтесь не дать ему возможности ответить «нет».

Дело в том, что отрицательный ответ является наиболее труд­нопреодолимым препятствием. Стоит человеку сказать «пет», как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях. В случае «да» никакой реакции противодействия не происходит. Поэтому чем большее количество «да* мы получим от собеседника с самого начала, тем больше вероятность склонить его к принятию нужного конечного предложения.

Правило пятое. Большинство людей, стараясь склонить кого-либо к своей точке зрения, излишне много говорят. Не допускайте этой ошибки. Дайте возможность выговориться собеседнику - - он лучше осведомлен о своих проблемах. Целесообразнее задавать ему вопросы.

Правило шестое. Никому не нравится, когда настойчиво навя­зывают какое-либо дело. Гораздо приятнее считать, что мы действуем по собственному побуждению. Мы любим, чтобы наши желания, потребности, взгляды были учтены. Поэтому, склоняя собеседника к своей точке зрения, позвольте ему считать, что данная мысль при­надлежит ему.

Правило седьмое. Если вы чувствуете, что напряженность в коллективе заметно возросла, целесообразно устроить какое-либо развлекательное мероприятие — вечеринку, поход в театр, выезд на при­роду и т.п. Наутро вы будете приятно удивлены состоянием духа ваших подчиненных. И дело не в самом развлечении, важно, что вы обратили внимание на настроение подчиненных и постарались доставить им удо­вольствие. Разумеется, этот метод не гарантирует успеха, но нередко оказывается весьма эффективным.



ТЕСТЫ,

ЗАДАНИЯ,

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Тесты для самопроверки

1. В настоящее время разработка теории конфликта ведется
в русле:

а) конфликтологической парадигмы;

б) конфликтологической параболы;

в) к о и ф j iи кт о л огическоЙпар ад иг м ат и к и; г)конфликтологического парадокса.

2. Характерной чертой конфликтологии является:

а) единство теории и практики;

б) борьба противоположностей;
и) физическая разрешимость;
г) взаимодействие добра и ала.

3. Основу становления и развития современной конфликто­
логии составляют:

а) социальные конфликты;

б) семейные конфликты;

в) личностные конфликты;

г) инутриличностные конфликты.

4. Вопросы конфликтологии в политической сфере связаны
с переходом государства к:

а) рефлексирующей политике;

б) политике штопора;

в) созидающей политике;

г) политике обвала.

5. Конфликт, возникающий в результате межличностного
взаимодействия участников учебно-воспитательного про­
цесса, называется:

а) педагогическим конфликтом;

б) конфликтом деятельности;

в) дидактическим конфликтом;

г) учебным конфликтом.

6. Т. Гоббс выделил три основные причины конфликта:

а) соперничество, недоверие, жажда славы;

б) любовь, ненависть, зависть;
й) жажда славы, деньги, любовь;
г) власть, деньги, любовь,

7. Одним из родоначальников современной теории конфлик­
тов явился:

а) Г. Зим мель;

б) Дж. By;
й) А. Зидлер;
г) А. Адлер.

8. Немецкий философ Г. Зиммель ввел в научный оборот поня­
тие:

а) социология конфликта;

б) философия конфликта;
в ) стати ст и к а к о и ф л и к га;
г) технология конфликта.

9. Представителями когнитивной концепции происхождения
коиф л и кто б явля ются:

а) Н. Фестингер и Т. Магни;

б) Э. Дюргейм и Д. Трумен;
й) М. Вебер и Т. Парсонс;
г) В.И. Ленин и К. Маркс.

10. Когнитивная концепция делает унор на изучение конфлик­тов в сфере:

а) сознания;

б) познания;
й) развития;
г) Боепитания.

И. Мотивационная концепция делает уиор на изучение конф­ликтов в сфере: а) предметной деятельности человека;



б) сознания;

в) воспитания;

г) развития.

12. Представителями психоаналитического направления в изу­
чении конфликта являются:

а) 3.Фрейд, К. Юнг, К. Хорни и др.;

б) А. Маслоу, Дж. Келнпелл, А. Розен дней г и др.;

в) К. Левин, Э. Фромм, Дж. Войт и др.;

г) Дж. Морено, К. Роджерс, Л.С. Выготский и др.

13. Ярким представителем динамического направления в изу­
чении конфликта является:

а) К. Левин;

б) К. Леви;

в) Дж. Курт;

г) К. Хорни.

14. Ярким представителем социометрического направления
в изучении конфликта является:

а) Дж. Морено;

б) К. Морган;

в) В. Малиновский;

г) А. Козлов.

15. Дж, Морено при изучении психологического климата в кол­
лективе применил метод, который получил название:

а) социометрический метод;

б) социологический метод;

в) психосоциологический метод;

г) социограмма,

16. По мнению К. Левина, основой конфликта является:

а) психическое состояние личности;

б) физическое состояние личности;

в) духовное состояние личности;

г) моральное состояние личности.

17. В основе концепции конфликта К. Левина лежит:
а) теория поля;

б) теория личности;

в) теория коллектива;

г) теория полярности.

18. К. Левин в своей концепции конфликта выделил:

а) три тина конфликтов;

б) два типа конфликтов;
и) пять типов конфликтов;
г) десять типов конфликтов.

19. В 1930 г. в России была опубликована одна ид первых работ
но конфликтологии, автором которой является:

а) А.Р. Лурия;

б) Л.С. Выготский;

в) ПЛ. Блонский;

г) В.П. Зинченко.

20. А.Р. Лурия моделировал конфликты темпов и конфликты
установок, опираясь на элементы:

а) метода ошибок;

б) метода стимула;

в) метода организации;

г) метода «стимул — реакция».

21. Метод взрыва как один из приемов коллективного действия
был разработан:

а) А.С. Макаренко;

б) СТ. Шацким;

в) Н.К. Крупской;

г) В.И. Лениным.

22. В 1950—1960 гг. в центре внимания российских исследова­
телей находился:

а) внутриличностиый конфликт;

б) социальный конфликт;

в) личностный конфликт;

г) межличностный конфликт.

23. Автором книги «Руководитель и подчиненный. Конфликт­
ные ситуации и их решение*- является российский ученый:

а) В.М. Шепель;

б) A.M. Морозов;

в) К.В, Левин;

г) АлЧ. Андреева.

24, Необходимость междиециплинарното подхода к исследова­
нию конфликта обосновал в своих работах:

а) АЛ. Анцупов;

б) АЛ. Аяцков;

в)А.И. Азявичус;

г) И.Б. Гриишкун.

25, Отношение между субъектами социального взаимодей­
ствий, которое характеризуется их противоборством на осно­
ве противоположно направленных мотивов или суждений,
получило название:

а) конфликт;

б) конфронтация;

в) столкновение;
г ) к о н ф л и ктог е н.

26- Слова, действия, способствующие возникновению и разви­тию конфликта, называют: а ) к о 11 ф л и кто те н а м и; б) контрафакцией; в) конфронтацией;

г) концентрате ном.

27. Цепочку конфликтогенои называют;

а) эскалация;

б)эскапада;

в) эскагада;

г) эрупция.

28, Конфликты, способствующие принятию обоснованных
решений и развитию взаимоотношений, называют:

а) функциональными;

б) развивающими;

в) разрешающими;

г) принципиальными.

29. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодей­
ствию и принятию решений, называют:

а) дисфункциональными;

б) подавляющими;

в) дисординарными;

г) дисконформными.

30. Конфликты, вызванные неудовлетворением определенных
требованийучастников или несправедливым распреде­
лением между ними каких-либо преимуществ, получили
название:

а) реалистические;

б) одномоментные;

в) сиюминутные;

г) одноразовые.

3 i. Конфликты, имеющие своей целью острое конфликтное вза­имодействие, называют:

а) нереалистические;

б) разрушающие;

в) враждебные;

г) негативные.

32. Динамика конфликта как сложного социального явления
находит свое отражение в двух понятиях:

а) этапыи фазы конфликта;

б) субъект и объект конфликта;

в) предмет и сторона конфликта;

г) цель и самоцель конфликта.

33. В зависимости от содержания разрешение конфликта может
быть достигнуто двумя методами (средствами):

а) педагогическими и административными;

б) психологическими и социальными;

в) психотерапевтическими и физическими;

г) динамическими и познавательными.

34. Конфликт внутри личности, представляющий собой столк­
новение ее противоположно направленных мотивов, назы­
вают:



а) внутриличностным;

б) внутренним;

в) внутри ценностным;

г) столкновением идеалов.

35, Конфликт, возникающий в результате профессионального
и межличностного взаимодействия участников учебно-вос­
питательного процесса, называют:

а) педагогическим;

б) учебным;

в) дидактическим;

г) школьным.

36, Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью
субъектов социального взаимодействия и создающие почву
для реального противоборства между ними,— это:

а) конфликтная ситуация;

б) конфликтная конфронтация;
в ) кон фл и кт о ге н ез а ц ия;

г) конформность.

37, Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конф­
ликта,— это

а) инцидент;

б) столкновение;

в) индукт;

г) ипостась.

38, Способ достижения устойчивости организма при воздей­
ствии на него повреждающего фактора раздражителя назы­
вается:

а) стрессом;

б) с трико м;

в) стрессором;

г) стоксом.

39- Принятие особо ответственных решений, резкая перемена стратегии поведения, неудовлетворенный темп продвиже­ния по службе есть: а) психический стрессор;

б) физический стрессор;

в) мозговой стрессор;

г) органический стрессор.

40. Автором теории стресса является:

а) Г. Селье;

б) И. Ксавье;

в) К. Левья;

г) В. Сел об.

41. Фаза мобилизации защитных сил организма (по теории
Г. Селье) — это фаза:

а) реакции тревоги;

б) стабилизации;
и) истощения;

г) разрушения.

42. Фаза сбалансированного расходования адаптационных
резервов организации (по теории Г. Селье) - это фаза:

а) стабилизации;

б) реакции тревоги;

в) разрушения;

г) истощения.

43. Фаза ограниченности резервов организма (но теории Г. Се­
лье) — это фаза:

а) истощения;

б) разрушения;

в) стабилизации;

г) реакции тревоги.

44. Стресс, при котором эффективность деятельности продол­
жает расти, получил название:

а) стресс льва;

б) стресс силы;

в) стресс гиганта;

г) стресс непобедимого.

45. Стресс, при котором эффективность деятельности надает
сразу, получил название:

а) стресс кролика;



б) стресс слабого;

в) стресс пассивного;

г) стресс немощного.

46, Группа нервно-психических заболеваний, возникающих в основном вследствие длительных психических пережива­ний, перенапряжений, недостаточного отдыха и др.,— это:

а) невроз;

б) неврома;

в) негус;

г) нейрит.

47- Эмоциональный человек, страдающий неврозом, при реше­нии конфликта чаще всего использует метод:

а) уход в болезнь;

б) уход от действительности;

в) бегство;

г) подавление.

48, Эмоциональный конфликт при неврозах но своей природе является:

а) социальным;

б) общественным;

в) антисоциальным;

г) врожденным.

49- Управление конфликтом можно рассматривать и двух ас­пектах:

а) внутреннем и внешнем;

б) индивидуальным и массовым;

в) личностным и межличностным;

г) объективным и субъективным.

50. Целенаправленное, обусловленное объективнымизаконами воздействие на его динамику в интересах развития или раз­рушения той социальной системы, к которой имеет отно­шение данный конфликт,— это:

а) управление конфликтом;

б) организация конфликта;

в) технология конфликта;

г) оптимизация конфликта.

51. Вид деятельности субъекта управления, направленный
на выявление причин конфликта б потенциальном разви­
тии,— это:

а) прогнозирование конфликта;

б) регулирование конфликта;
л) предупреждение конфликта;
г) разрешение конфликта.

52. Вид деятельности субъекта управления, направленный
на недопущение возникновения конфликта,— это:

а) предупреждение конфликта;

б) прогнозирование конфликта;

в) разрешение конфликта;

г) регулирование конфликта.

53. Вид деятельности субъекта управления, направленный
на провокацию, вызов конфликта,— это:

а ) с т и м у л и ро в а н и е к о и ф л и кта; б) прогнозированне конфликта; л) разрешение конфликта; г) регулирование конфликта.

54. Вид деятельности субъекта управления, направленный
на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его
развития в сторону разрешения,— это:

а) регулирование конфликта;

б) разрешение конфликта;

в) стимулирование конфликта;

г) предупреждение конфликта.

55. Вид деятельности субъекта управления, связанный с завер­
шением конфликта,— это:

а) разрешение конфликта;

б) регулирование конфликта;

в) стимулирование конфликта;

г) предупреждение конфликта.

56. Ликвидация дефицита информации в конфликте, исключе­
ние искаженной информации, устранение слухов есть:

а) информационное регулирование конфликта;

б) коммуникативное регулирование конфликта;

в) социально-психологическое регулирование конфликта;

г) организационное регулирование конфликта.

57- Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками есть:

а) коммуникативное регулирование конфликта;

б) информационное регулирование конфликта;

в) социально-психологическое регулирование конфликта;

г) организационное регулирование конфликта.

58, Работа с неформальными лидерами, снижение социальной
напряженности, укрепление социально-психологического
климата в коллективе есть:

а) социально-психологическое регулирование конфликта;

б) коммуникативное регулирование конфликта;

в) организационное регулирование конфликта;

г) информационное регулирование конфликта.

59. Решение кадровых вопросов, использование методов поощре­
ния и наказания есть:

а) организационное регулирование конфликта;

б) коммуникативное регулирование конфликта;

в) информационное регулирование конфликта;

г) социально-психологическое регулирование конфликта,

60- Стремление уладить конфликт, найти приемлемое решение,
немногословность, выдержка и самообладание характерны для:

а) конструктивной модели поведения в конфликте;

б) деструктивной модели поведения в конфликте;

в) конформистской модели поведения в конфликте;

г) нонконформистской модели поведения в конфликте,

61- Стремление обострить конфликт, принижение партнера,
подозрительность и недоверчивость характерны для:

а) деструктивной модели поведения ь конфликте;

б) конформистской модели поведения в конфликте;

в) нонконформистской модели поведения в конфликте;

г)конструктивной модели поведения и конфликте.

62. Пассивность, готовность легко согласиться, непоследова­тельность в оценках и суждениях характерны дли:

а) конформистской модели поведения а конфликте;

б) нонконформистской модели поведения и конфликте;

в) конструктивноймодели поведения в конфликте;

г) деструктивной модели поведения в конфликте,

63. Широкое распространение в конфликтологии получила
двухмерная модель стратегии поведения личности и конф­
ликтном взаимодействии, разработанная:

а) К. Томасом и Р. Киллменом;

б) Р. Ганзелкой и К. Тимоти;

в) В. Лениным и К. Марксом;

г) А. Гербердом и С. Хиггинсом.

64. Качественные характеристики выбираемого поведения
в конфликте есть:

а) оценка интересов в конфликте;

б) статус в конфликте;

в) мотивация обстоятельства в конфликте;

г) стиль конфликта,

65- Достижение соглашения между конфликтующими сторона­ми по признанию и соблюдению установленных норм и пра­вил конфликтного взаимодействия — это:

а) легитимизация конфликта;

б) и петиту ализация конфликта;

в) реструктуризация конфликта;

г) централизация конфликта,

66. Создание соответствующих органов, рабочих групп по регу­
лирован ию конфликтного взаимодействие— это:

а) ииституализация конфликта;

б) легитимизация конфликта;

в) реструктуризация конфликта;

г) централизация конфликта.

67.Стратегия поведения, характеризующаяся балансом инте­
ресов конфликтующих сторон,— это:

а) компромисс;

б) соглашение;

в) консенсус;

г) взаимопонимание.



68. Компромисс может принимать формы:

а) активную и пассивную;

б) открытую и закрытую;

в) полную и неполную;

г) высокую и низкую.

69, Компромисс, проявляющийся в заключении четких догово­
ров, принятии каких-либо обязательств, есть форма:

а) активная;

б) открытая;

в) высокая;

г) полная.

70- Компромисс, проявляющийся в отказе от каких-либо актив­ных действий ио достижению определенных взаимных усту­пок, есть форма:

а) пассивная;

б) закрытая;

в) низкая;

г) неполная.

71. Стратегия, которая строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений, это стратегия:

а) сотрудничества;

б) компромисса;

в) уступок;

г) ухода.

72- Стратегия, в основе которой лежит борьба и соперничест­
во,— это стратегия:

а) принуждения;

б) подавления;

в) контроля;

г) понижения.

73- Стратегия, при которой человек жертвует личными инте­
ресами в пользу интересов соперника,— это стратегия:

а) уступок;

б) ухода;

в) понижения;

г) сотрудничества.

74. П о да в л ен и е н ас тр о е и и я, с н и ж ей и е р аб ото снос оби о сти, и л о -
хой сон, голодные боли как форма проявления внутренних
конфликтои — это симптомы:

а) неврастении;

б) регрессии;

в) проекции;

г) номадизма.

75. Показноевеселье, «смех сквозь слезы», выражениерадости
неадекватно ситуации как форма проявления внутренних
конфликтов — это:

а) эйфория;

б) номадизм;

в) проекция;

г) неврастения.

76. Обращение к примитивным формам поведения (уход
от ответственности) как форма проявления внутренних кон­
фликтов— это:

а) регрессия;

б) проекция;

в) рационализм;

г) номадизм.

77. Приписывание негативных качеств другому, критика (час­
то необоснованная) других как форма проявления внутрен­
них конфликтов — это:

а) проекция; б ) ра ц и о н а; 1 и з м;

в) неврастения;

г) эйфория.

78. Частое изменение места жительства, места работы, семей­
ного положения как форма проявления внутренних конф­
ликтов — это:

а) номадизм;

б) регрессия;



в) проекция;

г) эйфория.

79- Самооправдание своих поступков, действий как форма про­явления внутренних конфликтов — это:

а) рационализм;

б) проекция;

в) неврастения;

г) эйфория.

80, Способ разрешения внутриличпостного конфликта, при
котором изменяются притязания в отношении объекта, выз­
вавшего внутреннюю проблему,— это способ:

а) переориентации;

б) сублимации;

в) идеализации;

г) компромисса.

81. Способ разрешения внутриличностного конфликта, при
котором лроисходит перевод психической энергии в другие
сферы деятельности (музыка, спорт), называют способом:

а) сублимации;

б) вытеснения;

в) коррекции;

г) переориентации.

82, Способ разрешения внутриличностного конфликта, при
котором человек предается мечтаниям, фантазиям, называ­
ют способом:

а) идеализации;

б) иытесиения;

в) коррекции;

г) переориентации.

83. Способ разрешения в ну три личности ого конфликта, при
котором человек подавляет свои чувства, устремления,
желания, называют способом:

а) вытеснения;

б) идеализации;

в) коррекции;

г) сублимации.

84. Способ разрешения внутри личностного конфликта, при
котором изменяется «Я»-концепция в направлении достиже­
ния адекватног о представления о себе, называют способом:

а) коррекции;

б) вытеснения;

в) идеализации;

г) сублимации.

85. Теоретико-прикладное направление, в основе которого лежит
изучение природы и причин конфликтов, разработка мето­
дов их практического регулирования и разрешения,— это:

а) конфликтология;

б) конхиология;

в) концентуалогия;

г) коифликтогенетика.

86. Каждый руководитель должен владеть самым доступным
методом общения:

а) методом морального воздействия;

б) методом физического воздействия;

в) методом психического воздействия;

г) методом этического воздействия.

87.При разбореконфликтов, возникающих в коллективе, осо­
бое внимание уделяется экспертизе:

а) этической;

б) технической;

в) личной;

г) групповой.

88. По Аристотелю, источниками конфликтов являются:

а) имущественное неравенство и неравенство почестей;

б) любовь и дружба;

в) власть и деньги;

г) сильные и слабые стороны человека.

89- Р. Дарендорф считает, что вместо термина «разрешение» конфликта следует употреблять:

а) регулирование;

б) управление;



в) организация;

г) взаимодействие.

90. М. Вебер в своих исследованиях доказал, что носителями
культуры могут становиться:

а) статусные группы;

б) диффузные группы;

в) массы людей (толпа);

г) ущербные группы.

91. В концепции Э. Дюргейма и теории Д. Трумена внимание
сосредоточено на разработке механизмов:

а) индивидуализации и дисперсии;

б) дифференциации и дисфории;

в) диффузии и коллективизации;

г) регулировании и дихроизма.

92. Американский социолог Т. Парсон определяет конфликт
в первую очередь как:

а) бедствие;

б) гибель;

в) возрождение;

г) развитие.

93. Свойство объекта привлекать или отталкивать человека —
это:

а) валентность;

б) валторна;

в) вантоз;

г) вариация.

94. Конфликт между собственными «вынуждающими силами»,
но мнению К. Левин,— это конфликт:

а) межличностный;

б) ни у три личностный;

в) межгруиповой;

г) педагогический.

95. Закон движения коллектива, системы перспективных линий,
организации завтрашней радости разработан:

а) А.С. Макаренко;

б) СТ. Шацким;

в) Н.К, Крупской;

г) П.П. Блоиским.

96. * Конфликт - - это признак неэффективной деятельности
организации в школьном управлении»,— считают сторон­
ники школы:

а) человеческих отношений;

б) когнитивной;

в) психоаналитической;

г) раци оналисти чес кой.

97. То, из-за чего возникает конфликт, есть:

а) предмет конфликта;

б) объект конфликта;

в) субъект конфликта;

г) образ конфликта.

98. Внутренние побудительные силы, подталкивающие субъек­
тов социального взаимодействия к конфликту, есть:

а) мотивы конфликтов;

б) потребности конфликтов;

в) стороны конфликта;

г) позиции конфликта,

99. Экономические, идеологические, социально-бытовые,
семейно-бытойые - классификация конфликтов но:

а) сферам проявления конфликта;

б) степени длительности и напряженности конфликта;

в) субъектам конфликтного взаимодействия;

г) социальным последствиям.

100. Бурные, быстротекущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыраженные конфликты — классифика­ция конфликтов но:

а) степени длительности и напряженности;

б) сферам проявления конфликта;

в) социальным последствиям;

г) субъектам конфликтного взаимодействия,

101. Внутри личностные, межличностные, межгрупповые — клас­
сификация конфликтов iio:

а) субъектам конфликтного изаимодействия;

б) степени длительности и напряженности;
а) социальным последствиям;

г) сферам проявления.

102. Конструктивные, деструктивные классификация конф­
ликтов ло:

а) социальным последствиям;

б) степени длительности и напряженности;

и ) су бъ е кта м к о 11 ф л и к т к о i о из а и м оде и с г бия; г) сферам проявления.

103. Реалистичные и нереалистичные — классификация коиф
лшсгов но:

а) предметам конфликта;

б) социальным последствиям;

в) сферам проявления конфликта;

г) длительности и напряженности.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ

Продолжите предложение.

1. Отношение между субъектами социального взаимодей­
ствия, которое характеризуется их противоборством на осно­
ве 1 ф оти и о i [ о л ож но и ai i р а в л е ни ы х м от и в i) в (и отре б j i ос те и,
интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мне­
ний, взглядов, оценок и т. л.),— это_____________________

2. Слова, действия (бездействие), способствующие возникно­вению и развитию конфликта, т.е. приводящие непосред­ственно к конфликту,—

роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 3. Конфликты, способствующие принятии) обоснованных
решений и развитию взаимоотношений,— это___________

4. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодей­
ствию и принятию решений,— это_______________________

5. Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью
субъектов социального взаимодействия и создающие почну
для реального противоборства между ними,— это________

6. Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конф­
ликта,— это _ _.

7. роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru Конфликт внутри личности, представляющий собой столк­
новение ее противоположно направленных мотивов
(потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов),— это

роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 423



8. Психические последствия эмоционального перенапряже­
ния — это _.

9. роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru Целенаправленное, обусловленное объективными законами
воздействие на динамику конфликта в интересах развития
или разрушения той социальной системы, к которой имеет
отношение данный конфликт,— это_____________________

10, Характерной чертой конфликтологии является

11, роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru Основой становления и развития современной конфликто­
логии является _.

12, роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru Одним из родоначальников современной теории конфлик­
том является_______________________________________ :

13- Немецкий философ Г. Зиммель ввел и научный оборот поня­
тие _______________________________________________ .

14. Ярким представителем динам им ее к ото направления в изу­
чении конфликта является__________________________ ,

15- Ярким представителем социометрического направления
в и зу ч е н и и ко и ф л и кта я в л яе тся _ _,

16- роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru Основой концепции конфликта К. Левина является_________

17. А.Р. Лурия моделировал конфликты темпов и конфликты
установок, опираясь на_______________________________ ,

18- Цепочка ко нфл и кто генов — это_____________________

19. Конфликты, вызванные неудовлетворением определенных
требований участников или несправедливым распределени­
ем между ними каких-либо преимуществ,— это____________

20. Конфликты, имеющие своей целью острое конфликтное взаи­
модействие,— это_____________________________________ ,

21. Конфликт, возникающий и результате профессионального
и межличностного взаимодействия участников учебно-вос­
питательного процесса,— это______________________________

22. Автором теории стресса является

23. Стресс, при котором эффективность деятельности продол­
жает расти, назван_____________________________________ ,

24. Стресс, при котором эффективность деятельности падает
сразу, назван____________________________________________ .

25. Стратегия поведения, характеризующаяся балансом инте­
ресов конфликтующих сторон,— это_____________________

26. Стратегия, которая строится не только на основе баланса
интересов, но и на признании ценности межличностных отно­
шений,— это___________________________________________ ■

27. Теоретико-прикладное направление, в основе которого
лежит изучение природы и причин конфликтов, разработ­
ка методов их практического регулирования и разрешений* -

это___________________________________________________ .

28. При разборе конфликтов, возникающих а коллективе, осо­
бое внимание уделяется________________________________ ,

29. А ме р и ка и с ки и с о ц в о л о г Т. П a j > с о и тр а к ту е т ко и фл и кт в 11 ер -
вую очередь как_______________________________________

30. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь и речь собе­
седника своими замечаниями,— это_____________________

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Составьте логическую схему базы знаний по теме «Кон­
фликтология».

2. Соотнесите правильно имя автора и высказывание. Ответ
запишите цифрой и соответствующей буквой.

роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru Автор

Высказывание



роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 1. Аристотель

А. «Причина конфликта: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы»



роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 2. Т. Гоббс

Б, «Причиной распрей бывает также наглость, пре­восходство, презрение, чрезмерное возвышение, с другой стороны — происки, пренебрежительное отношение, мелкие унижения, несходство характе­ров»



роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 3. Т. Зиммель

В. «Мир не есть отсутствие конфликта, конфликт есть неизбежная часть повседневной жизни — вну­тренний, межличностный, межгрупповой и между­народный конфликт. Мир состоит в созидательном общении с конфликтом»


4. Р. Дарендорф Г. «Конфликт очищает воздух»
  3. Соотнесите правильно понятия и определения.
  Понятие Определение
I. Конфликт А. Слова и действия, способствующие возникнове­нию и развитию конфликта

2. Конфликта гены

Б. Накопившиеся противоречия, связанные с дея­тельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними

роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 3. Конфликтная ситуация

В. Конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противо­положно направленных мотивов



роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 4. Внутриличностный конфликт

Г. Отношение между субъектами социального взаи­модействия, которое характеризуется их противо­борством на основе противоположно направленных

мотивов или суждений

роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 426

4. В первой колонке таблицы дается понятие, но второй — его определение. Необходимо найти ошибки и дать правильные определения понятий.

роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru Понятие

Определение



роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 1. Функциональный конфликт

А. Конфликт, вызванный неудовлетворением опре­деленных требований участников или несправедли­вым распределением между ними каких-либо пре­имуществ



роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 2. Дисфункциональный конфликт

Б, Конфликт, имеющий своей целью острое кон­фликтное взаимодействие



роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 3. Реалистический конфликт

В. Конфликт, способствующий принятию обоснован­ных решений



роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 4. Нереалистический конфликт

Г Конфликт, препятствующий эффективному взаи­модействию и принятию решений

роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru 5, Восстановите пропущенные элементы логической цепочки. Основные этапы конфликта: а) возникновениеи развитие конфликтной ситуации

б)?

I

в) начало открытого конфликтного взаимодействия

г) ?

I

д) разрешение конфликта,

6. Восстановите и ро ну идейные элементы таблицы

роль руководителя в конфликтной ситуации - student2.ru № п/п

Признак кл<

Наши рекомендации