Стратегические и тактические методы управления конфликтом
Управленческая деятельность уже но своему определению предполагает возможность конфликта, поскольку является целенаправленным влиянием на объект и субъект управления. Однако не следует абсолютизировать возможности управленца, поскольку в социуме фактор неопределенности действует в большей степени, чем в иных областях окружающей нас действительности.
Конфликт не всегда может быть разрешен. Более того, многие конфликты нуждаются не столько в разрешении, сколько в грамотном управлении, так как способны приносить пользу. Выжидательная позиция руководителя в конфликтной ситуации далеко не всегда оправданна. Современный руководитель должен занимать активную позицию и уметь управлять конфликтами различных типов. Процесс управления конфликтом включает в себя вскрытие конфликта, выявление его причин, определение степени позитивности конфликта (его функциональности), нахождение методов управления или разрешения конфликта.
В конфликтной ситуации сначала следует определить истинную причину конфликта. Для итого необходимо ответить на вопрос: кому иыгодно?
Руководитель а своей деятельности должен четко определять, какой конфликт необходимо предотвращать или пытаться сразу же разрешить, а какой — контролировать или даже инициировать. Например, межличностный конфликт может перейти в общеколлективный в случае его эскалации, что может парализовать деятельность всей организации. Подобная эскалация объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержки у окружающих, вербует сторонников.
Особенно стараются привлечь на свою сторону руководителя. Данный конфликт руководитель должен разрешить или, по крайней мере, урегулировать. Можно создать условия для примирения, например, послать двух конфликтантов в длительные командировки. Простейшим, но весьма аффективным методом является указание руководителя изложить конфликтующим сотрудникам свои претензии и жалобы и письменной форме. Как правило, люди отказываются сделать это и руководитель не дает привлечь себя на сторону кого-либо.
Руководитель вправе инициировать конфликты, если дело касается принятия решения (например, столкновение мнений подчиненных по поводу выхода фирмы из финансового кризиса). Правило современного менеджмента гласит: «Если два человека в организации имеют одинаковое мнение, то один из них должен быть уволен».
Необходимо также учитывать, что на практике руководитель очень часто пытается сохранить свое кресло, следуя принципу «разделяй и властвуй*-. В наиболее острой форме это проявляется в бюрократических организациях, где руководитель, стремясь обезопасить себя, набирает все новых иновых подчиненных. Для каждого нового подчиненного необходимо находить «новую работу», в которой иногда нет необходимости, однако это не останавливает руководителя, так как теперь подчиненные конкурируют между собой, чтобы угодить начальнику. При этом претендовать на место начальника в такой ситуации никто даже не думает.
Таким образом, конфликт может быть как функциональным и вести к повышению эффективности организации, так и дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликтазависит в основном от того, насколько эффективно им управляют.
В конфликтологической литературе традиционно выделяют следующие стратегические методы управления конфликтными ситуациями в организациях:
1) разъяснение требований к работе. Данный метод означает разъяснение того, какие результатыожидаются от каждого нодраз-
деления и сотрудника (уровень результатов, система полномочий и ответственности, процедуры и правила);
2) применение механизма координации. Подразумевает цель
команд от вышестоящих к нижестоящим. В подобной ситуации, если
два или более подчиненных имеют разногласия по какому-либо вопро
су, конфликта можно избежать, предложив общему начальнику при
нять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерар
хии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный
прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться;
3) установление общеорганизационных комплексных целей.
Для того чтобы прекратить конфликты между подразделениями орга
низации, необходимо поставить общие цели для всей организации.
Например, при создании компании «Макдоиалде* руководство ком
пании использовало для обеспечения качества и стандартов следу
ющую идеологию: мы работаем и оказываем услугу американцам,
имеющим ограниченные материальные средства, тем самым мы рабо
таем на все американское общество;
4) использование системы вознаграждений. Сотрудники,
которые вносят наибольший вклад в общеорганизационные цели,
постоянно проявляют себя с положительной стороны, должны быть
вознаграждены материально, признанием, повышением по службе.
Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла некон
структивное поведение отдельных лиц или групп. Правильно выстро
енная система вознаграждений помогает людям понять, как им следует
поступать в конфликтнойситуации, чтобы это соответствовало жела
ниям руководства*
Тактические методы управления конфликтами в организацияхконкретизируют стратегические. На практике применяют следующие методы управления конфликтами:
1) методуход от конфликта;
2) метод уступок и приспособления;
3) метод сглаживания;
4) метод скрытых действий;
5) метод быстрого решения;
6) метод компромисса;
7) метод сотрудничества;
8) метод силы.
Уход от конфликта - - наиболее популярный метод управления. Егосуть: группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену ь экономически, физически или психологически. Решение о применении метода принимается очень быстро.
Метод используется, когда конфликт не нужен, не подходит к ситуации, сложившейся в организации. Метод показан, если издержки возможного конфликта могут оказаться слишком большими.
Среди других причин применения метода можно назвать:
■ тривиальность проблемы, .нежащей в основе конфликта;
■ давление более важных обстоятельств;
■ охлаждение разгоревшихся страстей;
■ сбор дополни тельной информации и уход от немедленного
принятия решения;
■ более эффективный потенциал у других сил и групп, способ
ных разрешить конфликт;
■ ситуацию, когда тема конфликта лишь косвенно затрагивает
существо проблемы или указывает на другие, более глубокие причины;
■ страх перед противоположной стороной;
■ неудачное время надвигающегося конфликта.
Типичным \i ходе применения этого метода является следующее
поведение:
■ отрицание существования проблемы в надежде на тот что она
исчезнет сама собой;
■ затягивание решения проблемы;
■ применение замедленных процедур для подавления кон
фликта;
■ использование секретности во избежание конфликта;
■ обращение к существующим бюрократическим и юридиче
ским нормам как основе разрешения конфликта.
Метод неприменим в случаях:
■ важности проблемы;
■ перспективы длительного существования основ данного кон-
ф л и кт а (метод эффе к ти вея л и ш ь i i р и н еп р о до лж и тел ьн ы х к о н фд и к тах );
■ когда потеря времени в перспективе приводит к потере ини
циативы и большим издержкам.
Считается, что результат конфликта при таком методе управления вмещается в схему «выигрыш — проигрыш».
Разновидностью этого метода является метод бездействия, вообще исключающий какие-либо действия и расчеты. Метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно просчитать варианты развития событий. Последствия применения этого метода непредсказуемы, хотя и могут стать выгодными для администрации или социальной группы.
Метод уступок и приспособления. Администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний. Данный метод используется в случаях;
■ когда администрация обнаруживает свою неправоту и ей по
лезнее прислушаться к предложениям противоположной стороны,
т.е. показать свою рассудительность;
■ когда предмет столкновения более важен для другой сторо
ны, т.е. когда важнее удовлетворить запросы другой стороны во имя
будущей кооперации;
■ формирования и накопления стратегического потенциала
для будущих спорных ситуаций;
■ явного превосходства другой стороны;
■ когда стабильность наиболее важна;
■ повышения управленческой квалификации подчиненных
и при изучении собственных ошибок.
Наиболее вероятный результат метода: «проигрыш — выигрыш».
Метод сглаживания используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного кол лек типизма. Этот метод эффективен в случаях несущественных расхождений интересов и условий, характерных для типичных и привычных моделей поведения людей в коллективе.
Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты — акцентируются: «Мы одна дружная команда, и не следует раскачивать лодку».
Вероятный результат этого метода предполагает наличие двух вариантов взаимодействия: «выигрыш — проигрыш», «выигрыш выигрыш*.
Метод скрытых действий применяют в случаях, когда управление конфликтом нуждается, по мнению администрации, в скрытых средствах его урегулирования. Причинами выбора такого метода могут быть:
■ стечение экономических, политических, социальных или
психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый
конфликт;
■ нежелание иметь дело с открытым конфликтом во избежа
ние потери имиджа;
■ невозможность вовлечения противоположной стороны в
конфликтные действия по существующим правилам;
■ отсутствие ресурсного (силового) паритета сталкивающих
ся между собой сторон (слабая сторона подвергается повышенному
риску).
Метод допускает использование как джентльменских, так и далеких от них форм воздействия (кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, обман, создание помех). Конечный
результат зависитот опыта и способностей противоположной стороны и может колебаться от варианта «проигрыш — проигрыш» до варианта «выигрыш — выигрыш».
Негативными последствиями применения данного метода являются:
■ скрытое или открытое сопротивлениеразного рода секрет
ным действиям;
■ акты саботажа;
■ распространение среди работников негативного отношения
к руководству;
■ возможность возникновениясильного социального кон
фликта на почве скрытности.
Метод быстрого решения предполагает быстрое, почти мгновенное принятие решения но предмету и проблеме. Данный метод используется:
■ при лимите времени для принятия решения;
■ когда одна из сторон конфликта меняет свою позицию под
влиянием аргументов другой или в связи с получением новой «объек-
ти в и о и >> и и ф о р м а ц и и;
■ когда обе стороны желают участвовать в поиске более при
емлемых вариантов соглашений;
■ когда отсутствует явное (опасное) обострение конфликтной
ситуации ипоэтому нет необходимости в тщательной выработке
решений;
■ й расчете на то, что быстрое решение имеющихся проблем
резко снизит издержки по сравнению с другими сценариями кон
фликта.
Наиболее вероятным результатом применения этого метода является формирование модели «выигрыш — выигрыш»,правда, для этого потребуется взаимное согласие сторон. Преимуществами метода являются его быстрота, взаимоуважительные формы убеждения сторон в ходе дебатов, подготовка решений на основе принципа консенсуса.
Метод компромисса. Под компромиссом понимают такой вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. Б демократических странах он является классическим методом в разрешении конфликтов. Его суть сводится к управлению конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоровсторон. Его используют:
■ когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще
больше усилий на его продолжение или усиление нет необходимости;
■ когда оппоненты действуют с равными усилиями во взаимо
исключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
■ для достижения временных соглашений но комплексным
проблемам;
■ для достижения целесообразных решений в условиях огра
ниченного времени;
■ для выхода из создавшейся ситуации, когда сотрудничество
или соперничество не дают результата (безуспешны);
■ когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше
реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа
«дай — возьми»;
■ если обе стороны имеют достаточно времени;
■ если ресурсы ограниченны;
■ если результат «выигрыш — проигрыш» нежелателен.
Тех н одо ги я метода:
1) переговоры;
2) внесение каждой стороной вклада в движение к компромиссу;
3) поиск приемлемых решений.
Ограничениями для применения метода компромисса могут стать:
■ нереалистичность первоначально занятой позиции по при
чине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);
■ аморфность, а следовательно, неэффективность принятого
решения;
■ неэффективность компромисса, оспаривание участниками
конфликта принятых ими обязательств.
К достоинствам метода компромисса следует отнести:
■ возможность определения и решения спорных вопросов для
обеих сторон;
■ фокусирование внимания на взаимных интересах;
■ использование объективного критерия в ходе переговоров;
■ ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих
сторон;
■ разработка изаимо вы годных решений.
Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.
Метод сотрудничества предполагает совместный поиск сторонами конфликта наилучшего варианта выхода из него.
Метод применим в случаях:
■ когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объек
тивных целей в конфликте;
■ выявления позиций социальной группы, придерживающей
ся другой линии в перспективе;
■ выработки соглашения на основе принципа консенсуса;
■ когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей
притязания обеих сторон;
■ соблюдения принципа обязательности конфликтующих сто
рон и умения использовать процесс сотрудничества.
При применении этого метода конфликтующие стороны:
■ ориентируются на разрешение проблемы;
■ делают акцент не на различия, а на общие идеи и информацию;
■ ведут поиск: интегрируемых решений;
■ выявляют ситуации, когда обе стороны должны выиграть;
■подходят к конфликту как к вызову.
Рекомендации по реализации метода:
1) определите проблему в категориях целей, а не решений;
2) при возникновении проблемы, определите решения, прием
лемые для обеих сторон;
3) сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных каче
ствах другой стороны;
4) создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние
и обмен информацией;
5) во время общения создайте атмосферу взаимного уважения,
т.е. проявите симпатию и внимательно выслушайте мнение другой сто
роны, сводя при этом к минимуму проявления гнева и угроз.
Эффективность применения метода снижается в случаях необязательности сторон, неблагоприятных временных условий. Вероятный результат метода «выигрыш — выигрыш» для обеих сторон.
Метод силы, суть Которого и стремлении одной стороны навязать другой свое решение, применим:
■ когда необходимо быстрое, решительное действие (при чрез
вычайных обстоятельствах);
■ и случае необходимости введения непопулярных решений
(дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты);
■ в жизненно важных для организации обстоятельствах, когда
сильная сторона осознает сбою правоту;
■ против социальных групп с деструктивным поведением.
Вероятные модели поведения:
■ навязывание стратегий типа «выигрыш — проигрыша;
■ использование конкуренции;
■ использование власти путем принуждения;
■ требование подчинения.
Данный метод эффективен вситуациях, при которых администрация имеет значительное преимуществонаД работниками. Наиболее вероятный результат метода - - «выигрыш проигрыш».