Методы управления конфликтом. Стили разрешения межличностных конфликтов

Уход от конфликта. Этот метод не следует применять в следующих случаях: важности проблемы, лежащей в основе конфликтов; наличия перспективы достаточно длительного существования основ данного конфликта.

Разновидностью метода «ухода от конфликта» является метод бездействия. При этом методе развитие событий отдается на откуп времени, идет по течению, стихийно. Этот метод оправдан в условиях полной неопределенности, невозможности предвидеть варианты развития событий. Последствия при этом непредсказуемы.

Метод — уступок или приспособления. В этом случае одна сторона идет на уступки за счет уменьшения собственных требований. Этот метод используется в нескольких случаях:

когда сторона обнаруживает свою неправоту; когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для вас; когда необходима минимизация потерь, когда превосходство явно на другой стороне и вы проигрываете; когда гармония и стабильность особо важны.

Метод «скрытых действий» используется тогда, когда управление конфликтом нуждается, с точки одной из сторон, в скрытых средствах его регулирования. Метод применяется: при стечении экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств, делающих невозможным открытый конфликт; при отсутствии желания иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потерять имидж; при невозможности вовлечения противоположной стороны в конфликтные действия; при дисбалансе сил, отсутствии паритета в ресурсах сталкивающихся сторон, что подвергает более слабую сторону повышенному риску или требует дополнительных издержек.

Метод «быстрого решения» применяется в случаях: дефицита времени для принятия решения и в связи со сложившимися обстоятельствами; изменения одной из сталкивающихся в конфликте сторон своей позиции под влиянием аргументации другой стороны или же в связи с получением новой информации; если обе конфликтующие стороны желают участвовать в поиске более лучших соглашений; если ситуация конфликта не является остро противостоящей интересам сторон и не требует тщательно выработанных и согласованных решений; понимания, что подобное «скорое» решение резко снижает издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.

Метод «компромисса» является таким видом соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем. Суть его — в управлении конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон. В компромиссном решении нет победителя и нет проигравшего.

Метод «сотрудничества» — соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации.

Метод «силы» связан со стремлением оппонента навязать свое решение другой стороне. Зачастую более сильная сторона стремится заставить принять свою точку зрения любой ценой.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации:

1.Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих участников конфликта.

2.Определить возможность переговоров.

3.Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Проблема состоит в том, чтобы точно определить предмет конфликта. На этом этапе вырабатываются совместные пути к решению проблемы, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций. Разработать варианты решений. Конфликтующие стороны предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

4.Принять согласованное решение.

5.Реализовать принятое решение на практике.

Управленческие решения: понятие, классификация.

Управленческие решения– это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации.

Управленческое решение–это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе управленческой информации о ее состоянии, направленное на достижение поставленных целей.

Этапы: формирование цели, анализ и выявление ограничений, этап принятия решения, воздействие (мотивация), реализация и оценка.

Классификация

1)По характеру процесса принятия решения:

-интуитивные- принимаются на основе его способности предвидеть результаты.

-решения, основанные на суждениях,— выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

-рациональные -опираются на научный анализ проблемы.

2)По количеству альтернатив:

-стандартные-однозначный выбор.

-многоальтернативные.

-инновационные-выбор при отсутствии очевидных альтернатив.

3) По частоте принятия решений:

-единовременные-решения крупных проблем(создание,ликвидация компании).

-циклические- решения проблем, имеющих известный цикл( решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год);

частые- решения, необходимость в принятии которых возникает в случайные моменты времени.

4) По степени влияния на будущее организации:

-стратегические- определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели.

-Тактические- (конкретные методы достижения первых;

-оперативные— решения, охватывающие производственные процессы по изготовлению и поставкам элементов более низкого (по отношению к рассмотренным выше) уровня.

-стабилизационные -решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых или допустимых состояний.

5)По степени запрограммированности:

-запрограммированные- принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;

-незапрограммированные- принимаются в новых необычных условиях.

6) По масштабам:

-глобальные- охватывают всю организацию в целом;

-локальные- затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

7) По продолжительности периода реализации:

-долгосрочные(более пяти лет);

-среднесрочные(от одного года до пяти лет);

-краткосрочные(менее одного года).

8) По направленности воздействия:

внешние, внутренние.

9) По обязательности выполнения:-

директивные- принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;

-рекомендательные- принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;

-ориентирующие- определяют единое направление деятельности подсистем организации.

10)По функциональному назначению:

-регулирующие- определяют метод выполнения действий;

-координирующие- концентрируют усилия вокруг проблемы;

-контролирующие- направлены на оценку результатов.

11)По широте охвата:

-общие - распространяются на всю компанию в целом;

-специальные - рассматривают отдельные вопросы.

Наши рекомендации