Методы управления конфликтом

Организационно-структурные:

ü четкая формулировка требований;

ü соблюдение принципа единоначалия;

ü существование координационных механизмов;

ü установление общих целей;

ü система вознаграждения.

Межличностные (персональные):

ü убеждение участников конфликта (беседы, оказание психологической помощи);

ü использование позитивных и негативных санкций;

ü изменение состава участников конфликта;

ü вхождение в конфликт в качестве эксперта.

Альтернативные методы разрешения конфликтов:

ü переговоры;

ü фасилитаторство (обеспечение процесса взаимодействия конфликтующих сторон);

ü посредничество;

ü моделирование арбитража (приглашение арбитра-эксперта).

Переговоры как метод разрешения конфликта

Условия проведения переговоров:

ü существование взаимозависимости сторон;

ü отсутствие значительного различия в силе субъектов;

ü стороны реально могут принимать решения;

ü соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров напряженность - рано еще не определились позиции сторон, соперничество враждебность – рационально, агрессивность, эскалация - посредник нужен, насилие - переговоры невозможны).


Политическая культура.

1. Понятие и структура политической культуры.

Понятие политической культуры становится сегодня одним из са­мых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике.

политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодейст­вия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей по­ведения.

Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:

Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое по­ведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического созна­ния, культуру политического поведения, а также культуру функциониро­вания политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.

Характерные чертыполитической культуры состоят в том, что она:

1. фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

2. является продуктом естественно-исторического развития общества;

3. имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;

4. характеризует политическое сознание и политическое поведе­ние основной массы населения.

2. Типология политической культуры, ее функции.

Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:

1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый.

3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений.

функции политической культу­ры

Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями полити­ческой культуры. В ее рамках осуществляются

трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поко­лений),

образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан),

информационная функции.

Социализаторская функция раскрывает значение политической культуры. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптацион­ную функцию, которая характеризует способность человека при­спосабливаться к изменившейся политической среде, "осваивать" соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод.

Аксиологическая(ценностная) функция Политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом, В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремле­ние человека выбрать соответствующие ценности в качестве иде­ала и реальных средств при осуществлении своих прав и обя­занностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личнос­ти.

Интеграционная функция отражает влияние системно-орга­низующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в це­лом..

Воспитательная функция заложена в самой природе по­литической культуры и отражает ее гуманистическую направлен­ность.

Политический процесс.

1. Понятие и сущность политического процесса.


Политический процесс – это процесс функционирования политической системы, то есть 1) ее саморазвитие + 2) внешние воздействия на нее. Можно сказать и так, политический процесс – это ряд сменяющих друг друга политических событий и состояний.

Таким образом, политический процесс включает в себявсе внешнеполитические и внутриполитические происшествия, все действия и взаимодействия элементов политической системы, а также непроизвольные и самопроизвольные изменения политических состояний.

Всё происходящее с политической системой называется «процессом» именно потому, что здесь не обеспечивается полная управляемость и предсказуемость, последствия умышленных действий плохо просчитываются или не просчитываются вообще, многое стихийно (спонтанно).

В сущности, политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому, то есть, раскрывает динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояния во времени и пространстве.

Следовательно, политический процесс — это совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), властных структур, посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Таким образом, сущность политического процесса заключается, с одной стороны, в политической деятельности человека, его политическом участии во всех сферах общественной жизни, в развитии политической культуры, норм, традиций, во взаимоотношении человека с властными структурами, а с другой стороны в развитие, политической системы в целом, с ее противоречиями и разнообразными тенденциями.

2. Стадии развития и структура политического процесса.

Режимы и стадии политического процесса:

1) зарождение (генезис, становление);

2) стабильное функционирование (простое воспроизводство) или стагнация (застой);

3) развитие (расширенное воспроизводство, прогресс, расцвет, обострение). При этом выделяют количественное (нарастание, увеличение), качественное (улучшение, усложнение), и качественно-количественное развитие (повышение эффективности);

4) маятниковые колебания (пульсирование, круговорот) без развития, упадка и изменения сущности;

5) упадок (регресс, распад, деградация, вырождение). При этом выделяют количественный (убывание, уменьшение), качественный (ухудшение, упрощение) и качественно-количественный упадок (снижение эффективности);

6) трансформация (метаморфоза, перерождение, изменение сущности, инновация). При этом выделяют постепенные (эволюционные) и скачкообразные (революционные) трансформации;

7) угасание (отмирание, исчезновение).

Политический процесс в зависимости от целей его рассмотрения делится на следующие структурные элементы – отдельные (самостоятельные) процессы:

1) внешнеполитические и внутриполитические;

2) базовые (основные, затрагивающие основы госустройства) - периферийные (локальные, второстепенные, менее значительные), или общие - частные;

3) властные (или государственные, то есть происходящие внутри госорганов) и общественные (вне госаппарата, в том числе внутри оппозиционных партий, общественных объединений и других групп, не имеющих госвласти);

4) вертикальные (между начальством и подчиненными) и горизонтальные (не связанные с подчинением, являющиеся взаимодействиями на равных, типа «круглых столов», «консультаций» и т.п.);

5) общегосударственные - местные (муниципальные);

6) макро-, миди-, мини- и микро- процессы;

7) легальные (гласные, открытые) и латентные (утаиваемые от широкой общественности, их еще называют «нелегальными», «теневыми» и «криптократическими»);

8) цикличные (повторяемые с определенной регулярностью, ритмичностью) и уникальные (оригинальные, неповторимые);

9) стабильные - эволюционные - революционные - кризисные.

В состав (структуру) любого процесса входят:

- условия протекания;

- субъекты и объекты, участвующие в процессе, а также применяемые средства;

- организационная составляющая (методы и способы действия и взаимодействия);

- идейная, информационная и эмоциональная составляющие (идеи, сведения, мотивы, эмоции и т.п.).

Наши рекомендации