Основные стратегии поведения в конфликте
При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этимконфликтом необходимо учитывать типичные модели поиедения субъектов конфликтного взаимодействия.
В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации (табл. 12.4):
1) конструктивную;
2) деструктивную;
3) конформистскую.
Каждая из этихмоделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.
Желательной и необходимой является конструктивная модель. Деструктивная модель поведения не может быть оправданной, поскольку способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.
Таблица 12.4 Основные модели поведения личности в конфликте
№п/п
Модель поведения
Поведенческие характеристики личности
1 Конструктивная
Стремится уладить конфликт, нацелена на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой, самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна
Деструктивная
Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, принижает партнера, негативно оценивает его личность, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения
382
Продолжение
№ п/п
Модель поведения
Поведенческие характеристики личности
3 Конформистская Пассивна, склонна к уступкам, непоследова-
тельна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов
Конформистская модель поведения опасна тем, что способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. По сути, данная модель является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, конформистское поведение ведет к его быстрому разрешению.
Стратегии поведенияв конфликте.Широкое распространение в конфликтологии получила двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, разработанная К, Томасом и Р. Кидлменом,В основе этой модели лежат ориентации участии кои конфликта на свои интересы винтересы противоположной стороны.
В любом конфликте каждый участник оцениваети соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса -- Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы (рис. 12.1).
Используя данную модель для анализа конфликтов следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
1) содержания предмета конфликта;
2) ценности межличностных отношений;
3) индивидуально-психологических особенностей личности.
Особое место и оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь,
партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его и конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
Уступка |
Уровень
направленности
на интересы
соперника
Высокий
Сотрудничество
—9
Компромисс
Средний
Низкий
"Г---------
I I
I Уход
I
■9
I i
i
I i
■+■ i
-О
Принуждение (борьба,
соперничество)
i
Низкий
Средний Высокий
Уровень направленности на собственные
интересы
Рис. 12.1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса—Киллмена
Таким образом, представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса — Киллмена третьим измерением— ценностью межличностных отношений (МЛО) (рис. 12.2).
Принуждение (борьбаt соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Уровень направленности на интересы соперника |
Ценность межличностных отношений |
Положительная оценка МЛО У |
Сотрудничество |
Высокий
Отрицательная оценка МЛО |
Принуждение (борьба, соперничество) |
Средний
Низкий |
Высокий |
Низкий
Средний
Уровень направленности на собственные
интересы
Рис. 12,2^ Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте
Выбор и пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других. Во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «кто кого». Особенночасто она возникает в условиях реформирований предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в ;)тих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткуюпозицию.
Уход, Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на лич-
ные интересы и интересы соперника и яиляется взаимной. По сути, это взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
1) когда предмет конфликта не имеет существенного значения
ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликт
ной ситуации;
2) когда предмет спора имеет существенное значение для одной
или обеих сторон, но занижен а образах конфликтной ситуации,
т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет
конфли кта как несущественный.
В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.
Уступка. Человек, придерживающийся даннойстратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность наличные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией принуждения, заключающейся в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.
При анализе данной стратегии следует учитывать, что:
■ иногда в такой стратегии отражается тактика решительной
борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим
шагом на пути достижения главной стратегической цели;
■ уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета
конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая
стратегия является самообманом и не и едет к разрешению конфликта;
■ данная стратегия может быть доминирующей для человека
в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частно
сти, это характерно для конформистской личности, конфликтной лич
ности «бесконфликтного» тина. В силу этого стратегия уступки может
придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.
При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:
■ компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения
конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска
приемлемого решения проблемы;
■ иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуа
цию. Это возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряжен
ность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же долж
ность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца
ее сократили* и предмет конфликта исчез;
■ компромисс может принимать как активную, так и пассив
ную форму. Активная форма компромисса может проявляться в заклю
чении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п.
Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо
активных действий по достижению определенных взаимных уступок
в тех или иных условиях. Другими слонами, в конкретных условиях
перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликт
ного взаимодействия. Так, отсутствие ненужных «баталий» позволи
ло сотрудникам в приведенном выше примере сохранить между собой
нормальныеотношения;
■ условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты
конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе
неадекватных образов конфликтной ситуации.
Понятие «компромисс* но содержанию близко к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.
Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значе-
ние для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей стел ей и выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.
Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.