Имидж в современном обществе
Понятие «имидж» известно давно. В прагматическом аспекте мерными начали работать зарубежные экономисты, занимающиеся предпринимательством. Так, американский экономист Болдуйиг и 60-х год ах XX и. ввел в о б ор от понятие «ими дж >> и о бос н о нал е го и ео б х< > д и -мость н деловом преуспевании.
Затем понятие имиджа стало активно использоваться в политологии, специалисты которой увидели в имиджировании важное направление своей работы. Кроме того, им хорошо были известны работы Н. Макиавелли «Государь» и Г. Лебопа «Психология социализма», в которых было дано научно-прикладное обоснование практической полезности этого феномена. Первый автор подробно говорил о необходимости для государственного лица обладать соответствующей «личиной» (маской), второй весьма удачно раскрыл смысл имиджирования как средства достижения политического успеха благодаря созданию эффекта личного обаяния.
Феномен имиджа (а точнее, психологическое обоснование имиджирования) в последующем стал объектом и предметом исследования социальных и прежде всего политологических психологов. Владея знаниями законов процесса социального восприятия и осознания внешнего образа, они сумели придать данной проблеме необходимое теоретико-прикладное обоснование.
Визуальный эффект личности является предметом многих исследований. К этой проблеме обращался Гиппократ, он предлагал использовать мимику для определения темперамента. Аристотель в своих работах «Q возникновении животных» и * Риторика» размышлял о психологии выразительности человеческих движений. Древнеримский врач Гален создал учение, которому дал название «физиогномика». Врач Парацельс при диагностике больных использовал многие физиогномические данные. Из более поздних исследований внешнего вида людей следует назвать работы А. Шопенгауэра «О физиогномике» и Ч. Дариина «О выражении эмоций у человека и животных».
В наше время одной из развитых сервисных индустрии стала политическая и торговая реклама. В связи с возрастающим спросом на имиджирование появилась новая профессия — имиджмейкер. Таковым является специалист по конструированию имиджа личности и различных деловых и политических структур, например, политической партии или общественной организации.
Имидж (от англ. image — образ, изображение) — это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о впечатлении, а не об оценке как рациональном факте деятельности сознания. Имидж чаще всего закапчивается на такой первоначальной познавательной операции, как представление. Таким образом, как правило, имидж располагается в низших этажах нашей психики — в подсознании или в обыденном сознании. Этим и. объясняется его необычайная доступность для восприятия людьми иналичие в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, ценностный стереотип, зовущая мечта.
В политической рекламе имидж часто выступает как образ, наделенный характеристиками, лежащими за пределами реальной сущности личности. Не случайно есть понимание его как легенды или идола времени, или представителя какой-либо социальной страты (например, плейбой, супермен, «звезда»). Все это неприемлемо для управленческой практики. Данный вид профессиональной деятельности - - не театральные подмостки и не политическая арена. В ней другие правила обиден ня с людьми и оказания на них целевого воздействия. Однако это не освобождает менеджера, особенно высших административных уровней (командоров), от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости кропотливой работы над ним.
Управление — это власть. Обладающие ею стремятся привлекать к себе внимание людей. Так возникает извечная актуальная проблема для руководителя - создание личного ореола, этакого свечения вокруг себя, проявления флюидного воздействия на людей, чтобы завоевать общественное признание. Сегодня трудно найти крутило политического деятеля, который специально не привлекал бы имиджмейкеров. Имидж таких личностей буквально отшлифован. Вплоть до мелочей. Например, на старых лицах мимика больше фиксирует возрастные изменения, а потому в телепередачах подобные лица подаются на определенном расстоянии от съемочной камеры или через специальные фильтры. Очень важен фон, на котором показывают личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое при-
знание в стране с консервативнымипорядками. И ее имиджмейкеры большое внимание уделяли выбору интерьеров: большинство ее теле-выступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажженного камина, что отвечало английскому классическому духу.
Своему достойному имиджу придавали и придают важное значение многие деловые люди ипрофессиональные руководители. Вспомним русского предпринимателя С. Морозова, маршала И.С. Конева, американского менеджера Ли Якокку — все это энциклопедически образованные люди, талантливые организаторы и обладатели эффекта личного обаяния. Их личностное дарование, имея «товарный вид», пользовалось огромным признанием и помогало им решать многие деловыепроблемы.
В своей книге «Лицегадание» Лаесаль пишет: <<Каждая профессия налагает на физиономию особый отпечаток, который обыкновенно настолько характ ери чей, что по наружному виду почти безошибочно можно определить, с кем мы имеем дело: адвокатом ли, художником, врачом, торговцем». Управленческая деятельность буквально вытачивает облик руководителя. Объясняется это особым профессиональным видом деятельности и постоянным контактом с людьми, которым нельзя не отдать должное в активном социализирующем воздействии, вольно или невольно оказываемым ими на своего руководителя. А поскольку все люди разные, то и последствия подобного взаимодействия для руководителя оказываются неодинаковыми.
Каждая управленческая должность — административный, штабной, полевой руководитель - - формирует определенный стиль поведения. Конкретно это проявляется в манере общения, в лексике и тональности речи, характере одежды. Таким образом, с одной стороны, р у к о и од и тел ь до л ж е 11 в ы де р ж и в а т ь о п ре д еле н н ы й у п ра в л е н ч е с к и и стиль поведения, а с другой — его корректировать и оптимизировать в процессе общения с людьми. Другими слонами, речь идет о необходимости конструирования личноетно-делового имиджа руководителя как о важной составляющей его профессиональной деятельности.
Имидж может быть как индивидуальным, так и групповым, например, имидж фирмы или государственного учреждения. Как правило, имидж имеет позитивный характер. Однако некоторые люди используют энатажные модели поведения, привлекая к себе инимаиие, получая доступ к средствам массовой информации, у которых «жареные факты» и одиозные личности, пользуются устойчивым спросом.
Важным разделом имиджелогии является концепция о функциях имиджа. Их четкое понимание помогает менеджеру правильно определить свое отношение к имиджелогии, серьезно заниматься рабо-
той над своим обликом как самостоятельно, так и с помощью привлекаемых для этой цели имиджмейкеров.
Различают две группы функций имиджа:
1) ценностные;
2) технологические.
Ценностные функции имиджа:
личнастио возвышающая. Благодаря положительному имиджу создается облик личности, выразительно подчеркивающий ее духовное достоинство, визуально опредмечивающий ее лучшие душевные характеристики, а а целом демонстрирующий ее индивидуальную незаурядность;
психотерапевтическая. Личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствуют ее устойчивое мажорное настроение, оптимизм в достижении своих целей, уверенность в себе.
Реализация ценностных функций имиджа ориентирована прежде всего на активизацию своеобразной подъемной силы, которая дает возможность с меньшими психофизическими затратами общаться с людьми и добиваться жизненного успеха. Это субъективное предназначение ценностных функций имиджа. Создание выразительного личного облика, располагающего к себе людей, а потому облегчающего им общение с таким человеком, стимулирует их выражать ему симпатии, доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих душевных состояний. Таково объективное предназначение ценностных функций имиджа.
Технологические функции имиджа:
социальная адаптация. Правильно выбранный имидж позволяет быстро войти в конкретнуюсоциальную среду, расположить к себе людей, установить с ними доброжелательные отношения;
высвечивание лучших личиостио-двлоных характеристик. Имидж помогает проявить свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей симпатию, обращая их внимание на свои профессиональные достоинства;
затенение негативных личностных данных. Посредством макияжа, прически (парика), одежды, манер можно отвлечь внимание людей от своих недостатков:
концентрация внимания людей. Умение «светить» людям невольно способствует проявлению интереса к такой личности;
расширение возрастного диапазона общения. Незамыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство совре-
менных манер общения и соблюдения моды — все это позволяет расширить контакты с людьми, успешно заниматься трудовой и общественной деятельностью в разновозрастных социумах.
Ценностные итехнологические функции имиджа - приоритетные составляющие самопрезентации. Знание этих функций и соответствующий тренинг (самостоятельный или с помощью имиджмейкера) позволяют руководителю выстраивать свой индивидуально-личностный и профессиональный имидж. Чем заметнее проявляются в «типовом имидже» руководителя его самобытные характеристики, способствующие достижению устойчивого общительного и делового успеха, тем в более ярком свете онпредстает перед людьми как персона, достойная особого внимания,
ТИПЫ ИМИДЖА
Имидж представляет собой наиболее эффективную нодачу сообщения, которая способна обойти имеющиеся у каждого человека разнообразные фильтры. Отсюда и возникает идея имиджа как публичного или внешнего «Я>> человека, которое достаточно часто отличается от его внутреннего «Я».
Английская исследовательница Э. Сэмпсон говорит о личностном имидже как о сочетании ряда внешних и внутренних факторов, задающих самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разныхпозиций: со стороны своего «Я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Очень образную цепочку рассуждений по этому поводу предложил С. Маршак: если вы хотите, чтобы вас уважали, вы должны для начала научиться уважать себя сами, а для этого бескорыстно выполните что-то трудное, например, изучите древнегреческий язык.
Воспринимаемый имидж- - то, как видят нас другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем (особенно это касается политиков), как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.
Требуемый имидж:.Ряд профессий требует определенных имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды: военная форма придает авторитетность, судебная мантия отделяет от обыденности бытия, царская коронана голове выделяет среди подданных.
Таким образом, имидж является комплексным понятием, потому и анализировать его следует с разных точек зрения. Остановимся на трех подходах к имиджу:
1) функциональном, при котором выделяют разные тины имид
жа исходя из различного функционирования;
2) контекстном, при котором эти тины находится в разных
ко 11 т екс т ах р еал и з а д и и;
3) сопоставительном, при котором сравнивают близкие имиджи.
Функциональный подход. Современная наука выделяет сле
дующие возможные варианты имиджа:
1) зеркальный. Этот вариант имиджа отражает наше представ
ление о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы
же мы. Обычно данный вариант имиджа положителен, поскольку пси
хологически человек всегда выдвигает на первое место позитив. Поэто
му его минус — минимальный учет сторонних мнений. Вместе с тем
он может определять характеристики как лидеров, так и организаций;
2) текущий. Этот вариант имиджа выражает взгляд со сторо
ны, причем не просто публики вообще (хотя он может быть весьма
существенным для данной организации или дан но то политика),
а взгляды избирателей, клиентов, журналистов и т.д. Самой важной
задачей здесь становится получение не столько благоприятного, сколь
ко верного, адекватного типа имиджа;
3) желаемый. Этот вариант имиджа отражает то, к чему мы стре
мимся. Он особенно важен для создаваемых структур, о которых еще
ничего не известно. В такой ситуации именно желаемый имидж может
выступать в виде единственно возможного. Достаточно часто такой
подход используют в описаниях и самоописаниях партий и новых
общественных движений. Каждый приход нового лица в старую струк
туру также увязывается с ее новым желаемым имиджем;
4) корпоративный* Это имидж организации в целом, а не ее
отдельных подразделений или результатов работы. Здесь и репутация
организации, и ее успехи, и уровень стабильности. Особенно важен дан
ный вариант имиджа для финансовых структур и трастовых компаний;
5) множественный. Этот вариант имиджа образуется при нали
чии ряда независимых структур вместо единой корпорации. К хоро
шему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, исполь
зующие собственную символику, едимую униформу и т.д. Пассажир
должен узнавать символику своей авиакомпании на всем пути своего
движения в каждой мелочи. Активно укрепляется единый (а не мно
жественный) имидж при проведении, к примеру, партийных съездов,
и этом случае каждая составляющая работает на единый результат.
Контекстный подход. Имидж дол леей носить целостный, согласованный характер, его отдельные черты не должны противоречить одна другой. Системный характер имиджа выгоден для имиджмейкера, поскольку позволяет по одной вводимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви, как это часто делается.
Сопоставительный подход. В этом случае сравнивают имиджевые характеристики, например, двух политических претендентов, двух компаний, двух продуктов. Такая более четкая классификация необходима для того, чтобы иметь конкретные цели, на достижение которых и может быть направлена пиар-кампания. Например, политикой можно сопоставить по таким параметрам, как искренность, компетентность, интеллигентность, хозяйственность, склонность к силовому решению. Выявив отличия, можно соответствующим образом перестраивать пиар-кампанию. Если перед нами дне фирмы, работающие, к примеру, в сфере снабжения гербицидами,сопоставить их имидж можно по таким параметрам, как: уровень обслуживания^ стабильность доставки, стоимость продукции.
Добавим в наш список возможных имиджей и закрытый имидж, характерный для многих советских и постсоветских руководителей. Он интересен тем, что каждый человек может увидеть в нем те черты, которые сам считает наиболее убедительными. Этот имидж подобно «черной дыре» готов принять все. Чем меньше информации имеет аудитория, тем серьезнее и значительнее выглядит фигура такого политика.
Возможен также мифологический имидж, когда подведение лидера подстраивается (подгоняется) под те или иные сложившиеся в данном обществе мифы.
Имидж является отражением требований массового сознания. Он оживляет имеющиеся в нем предиснозиции и, как наиболее эффективный вид сообщения в данном виде коммуникации, и состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на уже апробированные человечеством модели. Имидж действует в условиях, которые не очень благоприятны для его распространения. Поэтому он должен быть выстроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него со стороны аудитории.
Таким образом, имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы,И все они должны быть приняты во внимание, поскольку восприя-
тие человека также идет по многим каналам и по каждому и:* лих надо вести определенную работу. Главным для создания имиджа становится его коммуникативная составляющая. Имидж — это инструмент общения с массовым сознанием. Именно поэтому он довольно утрированно представляет образ политика, давая подсказки массовому сознанию, направляя его в те точки, которые наиболее для него значимы.
Имидж учителя.Учитель — это человек, который призван помочь ребенку сформировать ценностные ориентиры. Он помогает социализации ребенка. Поскольку подобное влияние проходит часто на уровне бессознательного, роль самой личности педагога весьма значима.
Каждый человек имеет свой статусный образ, или имидж. Несоответствие статусу - это вызов обществу, противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и достижения психологической гармонии.
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя — это не только индивидуальная цель. Забота учителя о своем имидже — немаловажная задача педагогической деятельности.
Сущность труда учителя заключается в обучении детей. Следовательно, забота учителя о своем имидже - - это также профессиональное требование. Любая профессия накладывает на человека определенные обязательства.
Слагаемыми имиджа являются:
■ визуальная привлекательность;
■ вербальное поведение;
■ невербальное поведение;
■ ман е р ьj , этик ет;
■ соответствие необходимому образу;
■ обаяние.
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа очень важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления, которое накладывает отпечаток на дальнейшее отношение к человеку, базируется на визуальном восприятии. Психологи экспериментально доказали, что внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Но что делать, если Бог не дал красоты? Прежде всего необходимо понимать, что визуальная привлекательность - - это не только физические данные человека, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непо-
средствепно от него. Привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Иногда мелочи способны испортить все впечатление (мятый костюм не выглядит модным, а неухоженные руки - красивыми). Ухоженность - это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы - - это уже стиль. А стиль -это сам человек. Это визитная карточка ваших качеств, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.
Основным стилем учителя является «классика». Этот стиль символизируют такие профессионально необходимые для учителя качества, как уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, авторитет. Классический стиль -- л то стиль, проверенный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но ни в коем случае не исключает модные пропорции и нюансы покроя, использование тканей новых фактур и актуальных цветовых оттенков. Цвет нашей одежды воздействует как на нас, так н на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими па подсознательном уровне. Ознакомьтесь с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные - - дистанцируют и дисциплинируют. Желтый цвет символизирует открытость и оптимизм, красный — активность, эмоциональность, требовательность к себе и другим, фиолетовый замкнутость, но уравновешенность, синий — рассудительность и педантизм, зеленый — созидательное начало, спокойствие и реализм, серый — стремление скрыть чувства и эмоции, коричневый — практичность и солидность. Поэтому прежде чем выбрать костюм, задумайтесь, какое воздействие вы хотите оказать на детей.
Помимо визуальной привлекательности основой персонификации является вербальное поведение. Речь - - одно из средств лингвистического самовыражения. Она организует работу интеллекта. Слово оказывает активное воздействие на головной мозг в целом. Вербальное поведение — это основное орудие учителя, которым он должен владеть мастерски. Донести информацию можно не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Вербальное поведение невозможно представить без использования риторических приемов. Кстати, мастерское владение речью способно заворожить настолько, что некрасивую внешность просто перестают замечать.
Выстулление перед любой аудиторией требует определенного речевого обаяния. Это достигается следующим образом: надо дать понять, что проблемы аудитории значимы для вас; объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности (человек
должен знать, зачем ему это необходимо); интеллектуальное сотрудничество заслуживает искренних комплиментов; чувство юмора, особенно в неожиданной ситуации,— тоже большой плюс. Необходимо отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами. Для привлечения внимания слушателей стоит пользоваться некоторыми риторическими эффектами. Например, иногда можно употреблять фразы, привлекающие к вам внимание как к личности, или для активизации внимания слушателей вводить в свою речь оригинальные, интересные факты. Но особенно важно присоединение к группе (раппорт). Для этого используют следующие приемы:
■ присоединение к эмоциям (у меня сегодня тоже хорошее
настроение);
■ присоединение к ритму. Ритм выступления возрастает или
понижается в зависимости от настроения группы (но иногда неожи
данное изменение ритма речи способно взбодрить аудиторию);
■ присоединение на уровне разделения ценностей или разде
ления реальности (меня заботит то же, что и вас).
Вербальное поведение — это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж. Однако вас не только слышат, но и видят, поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение — это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит, менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение -- это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе на людей. Но имидж — это не только собственный внешний и внутренний облик, а еще и настроенность человека на внешний мир и других людей. Собственные позы и жесты довольно трудно постоянно контролировать, а порой и невозможно. Но другие люди имеют ту же проблему. Поэтому, обладая определенными навыками наблюдения за лицами, взглядами, позами, жестами других людей, мы можем лучше понять их, а следовательно, строить с ними гармоничные отношения. Эффективные рабочие отношения часто строятся на хороших личных. Изучение «языка тела» и черт лица помогает понять, как вести себя с окружающими людьми, чувствовать их. Это очень важно в работе учителя. Не менее важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.
Поведение людей в обществе регламентирует этикет. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет - - это вербальные
формы выражения вежливых отношений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этомимеют значение интонация, выбор слов я построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.
Неречевой этикет — это система знаков (жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.н.).
Манеры служат показателем культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта. Личный наглядный пример — уже воспитание ребенка. Хорошие манеры требуют и культуры эмоций. Воспитанный человек должен контролировать свои эмоции (как положительные, так и отрицательные), что требует дисциплины. Профессиональная этика учителя накладывает определенные этикетные рамки на личностную манеру поведения.
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. Актеры в качестве вспомогательных средств используют декорации, костюмы, грим. В классе у учителя весьма требовательная и внимательная публика. Поэтому формирование имиджа так важно для педагога. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте об обаянии. Обаяние — это умение «светить* людям. Обаятельный человек быстрее и легчедобивается своих целей, при этом завоевывая симпатии людей. Но обаяние - наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо прежде всего полюбить себя. И в этомеще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе — это проявление любви к себе самому, а также хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, творческой самореализации. Кроме того, это психотерапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА
Как было отмечено, создание позитивного образа руководителя во многом определяет успех его деятельности. Власть человека над людьми зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Одежда человека, его внешний облик илияют на отношение к нему подчиненных, коллег и т.д. Характеристиками руководителя (делового человека) являются:
1) верность слову. Слово дороже любого договора (на Руси слово купца было надежнее всего);
2) умение принимать неординарные решеният позволяющие
эффективнодействовать ирешать проблемы;
3) эрудированность и широта знаний во многих вопросах;
4) привлекательный внешний вид.
Телосложение, рост имеют значение для карьеры. Крупные люди воспринимаются как более значительные, это способствует их более быстрому продвижению, они изначально выделяются. Люди маленького роста считают, что их. рост - вызов судьбы, поэтому они много работают.Их жизнь посвящена трехступенчатой схеме - - работа, работа, работа, чтобы на них не смотрели с высока, но заметили.
В деловом общении большое значение имеет пол. Если мужчина не видит в собеседнице женщину, это резко ухудшает ее имидж. Аналогично и женщина хочет видеть и деловом партнере мужчину, если этого нет — его имиджу нанесен урон.
Твердость в отношении с партнерами, подчиненными понижает имидж, так как воспринимается как бездушие.
Укрепить имидж помогут следующие рекомендации:
■ будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми;
ш облекайте жесткие аргументы в мягкие выражения;
■ в деловом контакте примиряйте интересы, а не позиции —
этого достаточно. Имидж страдает, когда человек начинает отстаивать
свои позиции, бороться за то, что не имеет значения для дела.
Злоупотребление утверждениями, категоричность суждений, безапелляционность снижают имидж руководителя. Наоборот, задавая вопросы, руководитель демонстрирует интерес к собеседнику и его мнению. Психологическое преимущество на стороне задающего вопросы, а не отвечающего на них. Это является скрытым комплиментом, повышающим имидж руководителя.
Успеху способствует имидж порядочного человека. В политической жизни скомпрометировать конкурента - - значит уничтожить его. На любого политика всегда ищут компромат, это стоит дороже любой предвыборной кампании.
Отсутствие приятельских отношений с сотрудниками и подчиненными также работает на положительный имидж руководителя. Его воспринимают как строгого, недоступного, занятого только делом человека. Б нашей стране на имидж руководителя плохо влияет приближение к себе своих родственников, наследников, членов семьи. На Западе это норма.
Имидж руководителя зависит от эстетического впечатления, которое складывается у его подчиненных. Первое впечатление зависит от внешнего вида, манеры поведения, стиля одежды.
Формирование положительного имиджа руководителя во многом определяется его умением общаться с подчиненными. Существует ряд проверенных эффективных приемов. К их числу относится прием быстрою запоминания имен и отчеств. Чтобы быстро запомнить имя и отчество, необходимо несколько раз повторить его вслух. Запоминать можно и по ассоциации с именами знакомых, видных деятелей и т.д. Можно мысленно повторить про себя имя и отчество или дать установку на запоминание: «мне необходимо запомнить этого человека», «этот человек мне очень нужен*и т.д.
Чем более персонифицировано обращение к человеку, тем оно эффективнее. Ничто так не ласкает слух человека, как его имя. При разговоре с подчиненным можно поинтересоваться его самочувствием, спросить, все ли дома в порядке. В разговоре с подчиненными-женщинами лучше всего слрашииать о детях, интересонаться их успехами. Это значительно повышает имидж руководителя как человека заботливого, внимательного и т.д. В отдельных случаях можно сделать комплимент относительно того, как хорошо выглядит женщина.
Одним из приемов создания положительного имиджа руководителя является умение делать комплименты подчиненным. Многие руководители опасаются захвалить, перехвалить подчиненных. Вообще в нашей стране существует явный перекос в сторону жесткого обращения с подчиненными. У нас не принято хвалить подчиненных, наказания преобладают над поощрениями, в то время как психологами установлено, что поощрения являются лучшим, чем наказания, стимулом к труду.
Человека в очках окружающие воспринимают как более начитанного и образованного. Некоторые люди с отменным зрением (особенно японские бизнесмены) специально носят очки без диоптрий, стараясь таким образом повысить свой имидж. Вместе с тем очки с затемненными стеклами являются препятствием для общения, так как могут раздражать собеседника тем, что скрываю]' глаза собеседника.
Наличие автоответчика, факса, общего и прямого телефонов, визитной карточки, секретаря повышает имидж их обладателя. Стоимость пишущей ручки, делового блокнота свидетельствует о благосостоянии человека. Руководители, деловые люди стараются пользоваться письменными принадлежностями от известных фирм.
Что касается украшений, то деловому человеку, руководителю лучше всего ограничиться обручальным кольцом. Чем скромнее одежда, тем выше имидж руководителя. Забота о своей внешности - - скрытый комплимент окружающим.
Для имиджа руководителя не менее важны места, которые он посещает, люди, с которыми он общается, его увлечения (один свободное время проводит в театре, библиотеке, в путешествиях, другой -в пивбаре, забегаловке и т.д.).
По результатам социологического опроса на тему «Каким вы желаете видеть своего руководителя» был составлен современный идеальный образ руководителя, с точки зрения подчиненного;
он одни из нас;
он лучший из нас;
он даст нам больше, чем любой из нас.
Одежда - - очень важная часть имиджа человека. Старомодно одетый руководитель может угодить в глазах окружающих и разряд консерваторов: костюм вышел из моды, а значит, и взгляды несовременны. В гардеробе руководителя должно быть несколько видов костюмов.
Вечерний костюм одежда обязывающая. Идеальное сочетание — белая (или в тонкую полоску) сорочка, галстук классических расцветок, черные или темно-коричневые носки, черные туфли. На работу такой костюм носить не рекомендуется, он для досуга (презентации, встречи, вечеринки и т.д.).
Деловой костюм дону екает более свободные сочетания. Необходимо учитывать гамму цветов. Лучшее сочетание -- оттенки коричневого и синего цветов, придающие облику руководителя авторитетность. Самая простая реализация такого сочетания - в галстуках. Для выступления на серьезных совещаниях, когда надо максимально привлечь внимание, выделиться среди других, лучше надеть синий костюм, белую рубашку и красный галстук. Блеклые тона костюма и галстука не привлекут внимание и притупят интерес к выступающему. При длительном выступлении яркие тона и детали одежды иызывают нарастающее раздражение.
Выбор костюма зависит от фигуры. Если ваша фигура не подходит под описание «высокий, стройный мужчина*, то двубортный костюм из своего гардероба лучше исключить и выбрать однобортный. Можно сочетать пиджаки и брюки разного вида.
Особо нужноостановиться на имидже деловой женщины. Наиболее подходящая одежда для работы - деловой костюм: юбка с пиджаком, блузкой, жакетом. В солидных фирмах женщинам запрещено появляться и брюках. Платья допустимы в жаркую погоду. Одежда не должна быть слишком облегающей. Прическа строгая, элегантная, украшений должно быть как можно меньше, но дорогих. Не следует злоупотреблять косметикой.
Резюмируя сказанное, представим краткий портрет преуспевающего делового человека:
■ одет в отличный модный костюм, у него свежая рубашка, мод
ный галстук, начищенные яо блеска ботинки и аккуратная прическа;
■ приветливая улыбка на лице, он внимателен к окружающим,
быстро схватывает суть дела, сразу запоминает имена-отчества новых
знакомых и использует их в разговоре;
■ имеет все необходимые рабочие документы, которые выпол
нены на хорошей бумаге.
Эффекты восприятия человека человеком.Эффекты восприятия - это психологические особенности, всилу которых мы воспринимаем человека или относимся к нему определенным образом. Существует много примеров, когда люди блестяще делают свое дело, но во многих других областях оказываются беспомощными.
Эффект ореола. Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других областях. Многочисленные факты доказывают, что для этого нет должных оснований, что это заблуждение, однако в сознании людей этот эффект обычно срабатывает безотказно.
Для подтверждения существования эффекта ореола был проведен следующий эксперимент. Группе раздали задания, затем, не проверяя, одной половине участников сказали, что они прекрасно справились с работой, а другой - - что плохо. После этого группа получает еще одно задание примерно такой же сложности, как и первое.В результате б о л ьшин ст в о и з те х, кого п о х в ал и л и, втору ю р аб о т у с дел ал и л у ч -ше, чем тет чья первая работа была названа неудовлетворительной. Таким образом, при выполнении краткосрочных планов эффект ореола действует, хотя и не на всех людей в одинаковой степени.
Почвой для возникновения эффекта ореола являются личные впечат