Философские ориентиры для менеджмента
В предыдущих четырех параграфах рассмотрены основные философские направления современности. Разрешающая способность проводимого анализа была установлена таким образом, чтобы выделить в первую очередь глобальные философские ориентиры для менеджмента, а именно, аналитические, критико-герменевтические и постструктуралистские. В рамках каждого из философских направлений выделялись наиболее презентабельные для них отдельные философские теории. Философские направления всего лишь фиксируют их общие черты, следовательно, они имеют вторичный смысл. Первичные же смыслы сосредоточены в философских теориях. Уже отмечалось, что природа этих теорий довольно необычна. Все они выработаны не непосредственно в науке, а в смежной по отношению к ней области субстанциальной философии. Вряд ли это обстоятельство заслуживает каких-либо восторгов, но оно и не умаляет достижения субстанциальной философии. Ее представители, не считая для себя обязательным обращение к научному материалу, тем не менее, полагают, что им удается выразить его позитивный потенциал, но не непосредственно, а в философских обобщениях. Налицо довольно лукавая позиция, согласно которой философы способны превзойти ученых. Лукавство здесь состоит в том, что философы-субстанционалисты лишь на словах отказываются от науки. В действительности же они, будучи весьма образованными людьми, в своем философствовании даже при желании не могут обойтись без научных знаний. Невидимыми для поверхностного глаза путями научное знание просачивается в философские теории, по крайней мере, в те из них, которые имеют многочисленных сторонников. В результате даже субстанциальные философские системы во многих своих аспектах оказываются близкими к науке. Надо полагать, именно поэтому они представляют интерес для представителей субнаук.
Было бы неверно, подчеркивая субстанциональный характер философских теорий, отказываться от них. Они похожи на горные породы, содержащие прослойки и прожилки, порой весьма плодородные, благородных металлов (читай: продуктивных идей). Отказ от субстанциальных философских теорий тем более несостоятелен, что метанаучные философские спутницы субнаук, как правило, весьма невыразительны и скудны. Современное состояние метанауки не таково, что оно дает основания от ее имени проявлять высокомерие по отношению к субстанциальной философии. Современная метанаука, в том числе и в области менеджмента, проходит сложные пути своего становления, в значительной степени питаясь живительными токами знания, исходящими от основных философских направлений, рассмотренных выше. С учетом этого обстоятельства резонно в порядке подведения итогов выразить те философские ориентиры, которые представляют интерес для менеджмента. На наш взгляд, они должны, по крайней мере, учитываться теми, кто убежден в актуальности философии менеджмента. Для удобства читателя мы решили свести имеющиеся в нашем распоряжении выводы в единую таблицу.
Таблица 2.4
Философские ориентиры для менеджмента[109]
Философские теории | Ориентиры для менеджмента |
Аналитическая философия | |
Интуиционистская этика Дж. Мура | Смело изобретайте принципы менеджмента. Они не нуждаются в определении. О силе их действенности следует судить по результатам действий. |
Прагматическая теория значения слова Л. Витгенштейна | Каждое слово, каждое предложение менеджера куда-то ведет. Этим обстоятельством определяется значение слова и предложения. Не говорите пустые фразы. Всегда четко определяйте желаемое, цели. |
Теория речевых актов Дж. Остина | Любой осмысленный фрагмент речи и текста есть действие, речевой акт. Когда менеджер что-то пишет или говорит, то он действует. Важно, чтобы его речевые акты обладали достаточно большой иллокутивной силой, т.е. эффективно приближали к достижению поставленной оправданной цели. Речевой акт не подменяет собой предметное действие, но именно он выражает смысл действий менеджера. |
Универсальный прескриптивизм Р.Хэара | Речевой акт рационален. Его следует обосновывать, доводя его до стадии универсальной прескрипции, которая неопровержима. Менеджер не должен противопоставлять свою свободу разуму. Только в рамках моральной рациональности он действительно свободен. |
Неоутилитаризм (П. Зингер, Р. Хэар) | Добивайтесь максимального по совокупной полезности результата для той группы людей, положение которой трансформируется предпринимаемыми речевыми актами. О полезности речевых актов судите по их последствиям. |
Неопрагматизм (Х. Патнэм, Р. Рорти) | Выделяйте проблемные аспекты в любой ситуации. Старайтесь преодолеть проблему и в этом смысле добиться успеха. Об успешности действий судите по их результативности (эффективности). |
Необихевиоризм (Дж. Фодор, Ч. Чихара и др.) | Первостепенное значение имеет не теория, а реакция на стимулы. Действуйте так, как этого требует ситуация. |
Операционализм (П. Бриджмен, П. Самуэльсон) | Значение любого концепта определяется исключительно теми операциями, в которых проявляется его действенность. |
Консеквенциализм | О речевых актах и предметных действиях судите по их последствиям. |
Критико-герменевтическая философия | |
Феноменология (Э. Гуссерль, М. Шелер) | Ориентируйтесь на понимание концептов менеджмента как феноменов, насыщенных жизненной силой. Стремитесь приобрести богатый чувственный опыт. Учитывайте всю полноту жизни. Не абстрагируйтесь от каких-либо ее сторон. Забвение жизненного мира – путь к неуспеху. |
Фундаментальная онтология М. Хайдеггера | Менеджер всегда должен учитывать, что лишь некоторые его планы в принципе способны осуществиться. Всегда следует искать возможности согласования личностных установок с обществом, а также с природой. Ценности не произвольны, их системой отсчета являются внешняя по отношению к личности среда. Человек не должен разрушать среду своего обитания, которая не исчерпывается природой. |
Герменевтика бытия Х.-Г. Гадамера | Вписывайтесь в свою национальную традицию и историю, расширяйте ее за счет диалога с другими людьми. Ставьте вопросы, ищите на них ответы. Каждым своим действием вписывайтесь в целое. Умейте слушать других. Диалог – душа менеджмента. Масштабом своих действий принимайте искусство. Обеспечивайте единство слова и дела. Каждую порцию знания используй для дальнейшего наращивания герменевтического опыта. Менеджмент – это общее дело. |
Дискурсивная этика К.-О. Апеля и Ю. Хабермаса | Душа менеджмента – коммуникативная рациональность, реализующаяся в зрелом дискурсе. Всегда стремитесь организовать полнокровный дискурс, именно он избавит Вас от ошибок, которые могут разрушить менеджмент. Следите за тем, чтобы дискурс не превратился в чисто формальное мероприятие, при котором его участники уклоняются от ответственности. В этой связи принимайте лишь те ценности, которые признается участниками дискурса без принуждения и к тому же одобряются. |
Постструктурализм | |
Археология М. Фуко | Систематически изучайте историю интересующего Вас вопроса. Выделяйте неосознаваемые анонимные правила поведения. Особое внимание обращайте на незакономерное. Не будьте ментором, прежде всего, заботьтесь о самом себе. В связи с этим выработайте собственный стиль жизни, к которому могут быть привлечены Ваши друзья. Подлинность имеет место в деятельности малых групп. |
Деконструктивизм Ж. Деррида | Менеджер действует в ситуации апорий, от них нельзя «отмахнуться», именно на них следует обращать основное внимание, продвижение вперед предстает как выработка новых апорий, решение приходится принимать в апоретической ситуации. Оно представляет собой не нечто непоколебимое, а невозможную возможность, или, иначе говоря, действие, лучше которого данному субъекту не удалось найти. Наилучшее решение наиболее апоретично. Все традиционные принципы, в частности, принципы свободы, справедливости, ответственности, вводят в заблуждение. |
Философия диферанов Ж.-Ф. Лиотара | Стремитесь к возвышенному и непредставимому, одним словом, к событийному. Руководствуйтесь масштабом искусства. Традиционная наука недостаточна для менеджмента. Событийное – это дифераны, принципиальное несогласие, которое не может быть преодолено никакими переговорами и дискурсами. Менеджмент – это агонистика языковых игр. Ее следует не преодолевать, а обострять. |
Перед нами полтора десятка субстанциально-философских теорий менеджмента. Что с ними делать? Не усложняют ли они ситуацию с пониманием менеджмента? На последний вопрос мы отвечаем уверенно, нет, не усложняют. Сумятицу в воззрения о природе менеджмента вносят те авторы, которые представляют его как монодисциплину, которая якобы исчерпывается одной теорией, к тому же единственно верной. Но мы живем в эпоху плюрализма. Менеджмент может и действительно истолковывается сотнями способов, он является не моно-, а полидисциплиной. Игнорирование этого обстоятельства выводит за пределы подлинного менеджмента. Но, к сожалению, в сознании многих исследователей, укоренился стереотип монодисциплины. Его развенчание – одна из задач философии менеджмента.
Признание менеджмента полидисциплиной ставит перед сложной задачей представления ее структуры. Было бы неверно сводить ее к хаотическому набору никак не упорядочиваемых теорий. Если же упомянутое упорядочивание имеет место, то необходимо выявит его критерии. Откуда их взять – вот в чем вопрос. Размышление над этим вопросом вынуждает нас обратиться к самим теориям. Кажется, что можно было бы придумать такой критерий, которого нет ни в одной из теорий. Но дело в том, что критерии сами по себе, без соответствующего теоретического сопровождения не существуют. Следовательно, так или иначе, но придется обратиться непосредственно к самим теориям. Нам надо сравнивать теории, а для этого необходимы определенные основания. Не видно лучших претендентов на их место, чем принципы теорий. Разумеется, основанием сравнения может быть избрана и любая ценность. Проиллюстрируем сказанное максимально простым образом. Это позволит понять суть проблемы.
Удостоверившись в том, что субстанциальная философия дает основания для выделения трех интерпретаций менеджмента, а именно, аналитической, рационально-дискурсивной и лузус-событийной, мы решаем сравнить их и тем самым определенным образом упорядочить. С этой целью выделим основополагающие принципы указанных интерпретаций.
Таблица 2.5