Иерархия и организационная свобода
В отношении Организационной иерархии мы придерживаемся четырех основополагающих ценностных предпосылок. Во-первых, для жизни организаций человеческая сущность имеет вовсе не второстепенное значение, поэтому мы считаем некорректным рассматривать работающих в организации людей просто как «персонал» или даже «человеческий ресурс». Они представляют собой суть, сердце и душу, жизненную силу, основу существования, важнейшую составляющую всех организационных начинаний, источник всех действий, процессов, коммуникаций, отношений, обеспечивающих повседневную жизнь.
Во-вторых, персонал превосходно справляется со сложными задачами и полностью готов к самостоятельной, ответственной работе. Безответственность — это не врожденный порок, присущий человеческой натуре, а побочный продукт характерных для организационной иерархии принуждения и избыточного контроля, недостаточной распространенности командной работы, подавления естественного лидерства, неуважительного стиля общения, необъективной оценки труда. Когда у «безответственных» работников спрашивают их мнение и поручают им задания, выполнение которых .они сами считают целесообразном, они чудесным образом становятся людьми, на которых можно вполне положиться.
В-третьих, несмотря на то, что естественные иерархии, образуемые непосредственными исполнителями на основе их талантов, Навыков, способностей, формируются при выполнении конкретных задач, нельзя говорить о существовании стабильных, естественных, универсальных иерархий, построенных на основе применения к людям обобщающего критерия «ценности для организации», когда получается, что один заслуживает больше, чем другой. Существующие естественные иерархии редко остаются неизменными. Они весьма «текучи» и подвижны, позволяя каждому преуспеть в выполнении той задачи, которая наиболее соответствует его способностям. Организационная иерархия, напротив, ограничивает возможности естественного переключения с задачи на задачу, закрепляя выполнение определенных функций за одним сотрудником, и тем самым не позволяет раскрываться личному потенциалу сотрудника.
В-четвертых, иерархия ограничивает степень свободы сотрудников. Это положение лучше всего проиллюстрировать, Проведя аналогию с понятием размерности в физике или математике, где каждый дополнительный параметр создает дополнительную степень свободы. Точка имеет нулевую размерность, не предполагая никакой свободы движения. Линия предполагает движение по определенному направлению, например вверх-вниз. Плоскость предоставляет дополнительную степень свободы, позволяя двигаться как по горизонтали, так и по вертикали. Объем предполагает наличие третьего измерения или глубины, тогда как гиперпространство позволяет двигаться по четырем пространственным измерениям.
Если мы спроецируем эту парадигму на организационное пространство, мы увидим, что иерархия способствует движению по вертикали, ограничивая движение по горизонтали, соединяющей различные подразделения одного уровня. Если иерархия предоставляет свободу движения по вертикали, то организация команд, собранных из представителей различных подразделений, предоставляя своим участникам возможность работать вне рамок функциональных обязанностей «родных» отделов, дает свободу движений по горизонтали. В этом ключе командная работа представляется не просто более эффективным методом организации труда, но и возможностью увеличить степень организационной свободы.
Организационная свобода дополняется третьим измерением или глубиной тогда, когда происходит стратегическая интеграция; когда команды, объединяющие представителей разных профессии или дисциплин, начинают работать над одной стратегической темой; когда вся организация начинает исходить, из таких понятий, как этика, ценности, целостность, когда иерархия подлинных достижений вымещает насаждаемую силовыми методами искусственную, неподвижную иерархическую, структуру. Однако, по нашему убеждению, есть еще одна степень свободы, некое четвертое измерение, описывающее синергию или образование сообщества.
Организационная иерархия нарушает все четыре рассмотренных предпосылки, иногда не вполне осознанно насаждая идею исключительности, избранности «верхов», которая предполагает ущемление прав и эксплуатацию «низов». Привилегированное положение не может не сопровождаться страхом его лишиться, желанием сохранить существующий порядок и обезоружить тех, кто может быть заинтересован в кардинальных переменах.