Преимущества и недостатки товара

Преимущества продукции Недостатки продукции Меры по устранению недостатков
 
     

Показатели качества могут быть приведены в таблице в произвольной, удобной для этого форме.

Экономические показатели по видам продукции (цена потребления, себестоимость, прибыль) указываются в разрезе ее составляющих также в форме таблицы.

Такими составляющими являются: продажная цена, расходы на транспортировку, на монтаж и использование, расходы на обучение персонала, эксплуатационные издержки, расходы на техническое обслуживание и ремонт, страховые взносы, налоги и другие отчисления.

Показатели   Номенклатура, ассортимент продукции  
А Б В
Цена потребления — всего В том числе по отдельным составляющим … Себестоимость … Балансовая прибыль        

Внешнее оформление продукции должно отразить требования дизайна и потребителя, следовательно, указывается, соответствует ли форма ее функциям. Часто приводится фотография или рисунок изделия, дающие четкое представление о сущности проектируемого изделия (проекта).

Описание нового товара начинается с соответствия требованиям «рыночной новизны», возможны следующие варианты:

• открываются возможности удовлетворения совершенно новой потребности (пионерный товар);

• удовлетворение обычной потребности;

• удовлетворяется более широким кругом потребителей известная потребность.

Здесь важно показать, какими уникальными свойствами обладает продукция, доказать, что она способна вызвать интерес потребителей. Сравнение свойств продукции с аналогичными имеющимися видами можно разместить в разделе «Стратегия маркетинга».

Рынки сбыта продукции.

Этот раздел проекта направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар, где и какова его ниша на рынке.

Раздел является наиболее трудным для разработки, из-за особой важности информации о рынке и ее определяющего значения другие разделы бизнес-плана могут быть составлены после обоснования данного раздела.

Исследование рынка включает в себя следующие основные направления:

• изучение и сегментацию потребителей;

• замер спроса и отбор целевых рынков;

• определение мотивации потребителей;

• исследование положения предприятия на рынке;

• оценку рынка и объема продаж;

• исследование деятельности конкурентов.

Первый вопрос, на который должен быть дан ответ в этом разделе, — кто является потребителем продукции в настоящее время и кто им может стать в будущем?

Далее, каковы должны быть сегменты рынка по каждому виду товаров?

Для сегментации рынков могут быть использованы следующие принципы:

- отраслевой,

- производственно-технологический,

- территориально- географический,

- демографический,

- поведенческий,

- психографический или их комбинация с использованием различных подходов и критериев.

Для потребителей продукции производственного назначения сегментация рынков, как правило, производится по разновидностям конечных пользователей, так как разные потребители ищут в товаре разные выгоды.

Следующий шаг в исследовании рынка заключается в оценке численности покупателей (потребителей) в каждом из выделенных сегментов и замёр спроса, на основании которых осуществляется отбор наиболее выгодных для предприятия сегментов.

Перспективным обычно считается сегмент, где находится примерно 20% покупателей данного рынка, приобретающих не менее 80% товаров, предлагаемых предприятием.

При изложении мотивации покупателей указываются факторы: культурный уровень, социальные, личностные, психологические условия.

Потребителей товаров промышленного назначения определяют при помощи метода функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Здесь могут быть ответы на вопросы:

• приносит ли использование проекта дополнительные выгоды;

• сопоставима ли стоимость нового товара с его полезностью;

• существует ли более лучший товар (продукция, технология, процесс и т.д.);

• можно ли подобрать для использования уже существующий товар;

• можно ли получить такой же товар по более низкой цене у другого производителя и др.

Положение предприятия на рынке определяется рядом таких факторов, как:

- престиж фирмы,

- взаимоотношения с конкурентами,

- финансовыми и кредитными организациями,

- общая номенклатура продукции,

- гибкость производственно-технологической и сбытовой программ.

Прогнозирование развития рынка — это прежде всего прогнозирование спроса.

При прогнозе потребительских товаров учитываются:

- динамика численности населения с разбивкой по регионам и возрастным группам,

- достигнутый уровень потребления товаров на душу населения,

- динамика доходов населения, динамика покупательной способности населения,

- возраст,

- пол,

- национальная или этническая принадлежность и др.

Для анализа перспектив развития рынка промышленной продукции важна информация об инвестиционной активности, НТП в отраслях, динамике производственных мощностей в этих отраслях.

В итоге следует оценить:

• потенциальную емкость рынка;

• потенциальный объем продаж;

• реальный объем продаж.

Результаты прогноза развития рынка сводятся в таблице

Конкуренция.

Цель данного раздела инновационного проекта — обоснование выбора тактики конкуренции в условиях конкурентного рынка.

Здесь следует провести:

- анализ рыночной конъюнктуры, деятельности конкурентов, их стратегии и тактики;

- оценить конкурентоспособность продукции, а также эффективность деятельности конкурентов и предприятия, наметить меры по улучшению конкурентных позиций предприятия, созданного на основе инновационного проекта.

Информация о конкурентах отражена в таблице.

Сведения о конкурентах

Название и адрес конку- рента   Доля рынка, %   Предпо- лагаемый объем продаж   Особен- ности товаров конку- рентов   Уровень извест- ности продук- ции конку- рентов   Патентная защита продукции конкурентов     Техно- логия произ- водства   Направле - ния НИОКР и расходы на эти цели    
               

В вышеприведенную таблицу могут быть внесены и другие признаки, характеризующие сильные и слабые стороны конкурентов (особенности производства или технологии организации сбыта, организация сервисного обслуживания, ценовая политика конкурентов и т.д.).

Оценка конкурентоспособности продукции производится по критерию качества (К):

К = Р/С — max,

где Р — полезный эффект (затраты на повышение качества);

С — затраты на приобретение и использование изделия.

Но определить, соответствует ли продукция предприятия этим

условиям, можно лишь в процессе сравнения с другими.

Оценка конкурентоспособности продукции включает три этапа:

1) выбор наиболее конкурентоспособной продукции на рынке в качестве образца для сравнения;

2) определение набора сравниваемых параметров обоих видов продукции;

3) расчет общего показателя конкурентоспособности продукции, разработанной в инновационном проекте.

Эффективность деятельности нового предприятия и конкурентов приближенно можно определить балльным способом.

Каждому показателю продукции присваивается свой балл, обычно в пределах (—3)—(+3) или (—5)—(+5). Показатель продукции со значением 0 характеризует равенство при сравнении.

Фрагмент такого расчета приведен в таблице.

Наши рекомендации