Их преимущества и недостатки?

Основными направлениями диверсификации организации могут быть вхождение в родственные отрасли (связанная диверсификация) и начало бизнеса в неродственных отраслях (несвязанная диверсификация).

При реализации связанной диверсификации организация выходит за рамки технологической цепочки, внутри которой она действовала, в новые отрасли, обладающие стратегическим соответствием с существующим бизнесом. Принято выделять следующие типы стра тегитческих соответствий:

• рыночные (единые или схожие тип покупателя, каналы сбыта, торговые марки, сервис, рекламные компании); производственные (общие производственные мощности, схожие технологии, НИОКР);

• управленческие (единые или схожие системы и структуры управления, знания и опыт управленческого персонала).

Существование стратегических соответствий между видами дея тельности, составляющими хозяйственный портфель организации, создает эффект синергии. Эффект синергии среди родственных отраслей при условии успешного его применения на практике создает конкурентное преимущество диверсифицированной организации, которое проязляется в снижении издержек или/и дифференциации продукции.

Следовательно, связанная диверсификация, целью которой является приобоетение дополнительных конкурентных преимуществ от объединения в портфеле организации связанных видов деятельности, представляет собой стратегический подход, направленный на квеличение прибыли компании в стратегической перспективе и повышение ее инвестиционной привлекательности.

Преимуществами связанной диверсификации являются:

• сокп затрат за счет централизованного управления родными видами деятельности;

• технологический выигрыш за счет обмена технологиями, совместного проведения НИОКР;

• возможности большей дифференциации продукции за счет совместной работы в области маркетинга и качества;

• распределение риска между родственными видами деятелности.

К числу недостатков связанной диверсификации следует отнести:

• трудности, связанные с выявлением и использованием эффекта синергии;

• уменьшение стратегической гибкости организации.

Несвязанная диверсификация предполагает включение в портфель организации новых направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с ее основной деятельностью. При такой диверсификации эффект достигается за счет обмена или раз деления активов, это скорее диверсификацяя капитала, а не производства (конгломератная диверсификация). Наиболее важными мотивами такой диверсификации являются стремление закрепиться в растущих отраслях и/или в отраслях с высокой нормой прибыли, а также распределение риска.

Таким образом, этот вид диверсификации основывается на финансовом подходе к управлению рыночной стоимостью компании, вопросы стратегического характера отодвигаются на второй план. Несвязанная диверсификация является наиболее сложной и рискованной стратегией, предъявляющей повышенные требования к компетенции, опыту и навыкам руководства организации в области управления денежными потоками и инвестиционными ресурсами. Менеджеры, осуществляющие диверсификацию в неродственные отрасли, должны уметь: отличить выгодное приобретение от рискованного, выторговывать хорошую цену при покупке компании, своевременно и выгодно продавать ранее приобретенные фирмы, контролировать работу дочерних предприятий и способствовать их успешной деятельности и др.

Основными преимуществами несвязанной диверсификации являются:

• рассредоточение риска бизнеса в различных отраслях, что де лает организацию менее зависимой от одного вида деятельности;

• возможность получения максимальной прибыли на вложекные средства в привлекательные отрасли;

• стабилизация доходов за счет участия в отраслях, находящихся на разных стадиях делового цикла.

К основным недостаткам диверсификации в неродственные отрасли принято относить:

• сложность управления компанией конгломератного типа;

• невозможность использования стратегических соответствий в качестве дополнительного источника создания конкурентных преимуществ.

Следует также отметить, что на практике не получено убедительных доказательств того, что широко диверсифицированньте компании более устойчивы в периоды экономических спадов, чем менее диверсифицированные фирмы.

Наши рекомендации