Школы количественных методов («новая школа») и социальных систем (системный подход к управлению), эмпирическая школа управления
Основная цель школы количественных методов - повышение рациональности принимаемых управленческих решений. Развитие этой школы связано с именами К.У Черчмена, Р.Л. Аккофа и В. Леонтьева, которые попытались перенести на управление новые методы анализа, базирующиеся на точных науках. Они подходили к управлению как к логическому процессу, который может быть выражен математически. Применение метода исследования операций и сетевых методов планирования и управления производством, кибернетики и теории автоматизированного управления позволило выразить в виде математических моделей наиболее часто встречающиеся подзадачи управления.
В настоящее время методы математического моделирования используются в таких областях управленческой деятельности, как управление запасами, распределение ресурсов, внедрение массового обслуживания.
Изучение управления как процесса, применение в управлении метода исследования операций, кибернетики привело к широкому распространению системных методов анализа. Основное отличие системной теории от других школ управления заключается в ее интегрированности - все предприятие рассматривается как единое целое, как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технология, ресурсы). Главная задача сис-
темного анализа - повышение эффективности деятельности организации в целом. Основная идея системного подхода состоит в формировании целей и установлении их иерархии; принятии решений на основе анализа различных альтернативных вариантов; количественной оценке целей и средств их достижения, при этом все принимаемые решения имеют последствия для всей системы.
Становление системного анализа связано с именем Честера И. Бернарда (1896-1961), который предложил свой подход к управлению, сформированный в процессе работы в качестве президента компании «Нью-Джерси Белл телефон». В 1938 г. вышла его классическая работа «Функции руководителя», в которой организации рассматривались как согласованно действующие системы. Основными элементами согласованно действующей системы он считал готовность человека к труду, общую цель и обмен информацией. Причины обмена информацией Бернард определял как движущую силу, которая соединяет готовность человека работать и общую цель организации. Таким образом Ч. Бернард как основоположник системного подхода определил дальнейшее развитие менеджмента с учетом изменений внешних условий.
Сторонником системного подхода был и русский ученый Л.Л. Богданов, который в работе «Тектология» рассматривал организацию как целое и сформулировал основные законы развития организаций.
Существенный вклад в развитие системного подхода внесли «Кибернетика» Норберта Винера и теория информации Клода Шеннона.
Впервые системный анализ на практике был применен в США в военных ведомствах, позже он получил широкое распространение в практической деятельности по управлению гражданским производством.
Эмпирическая (прагматическая) школа управления или менеджмент бизнесом возникла в 50-60-е гг. XX столетия на основе бихевиористской теории и системного подхода.
Представители эмпирической школы занимались изучением и обобщением опыта работы крупных менеджеров, президентов компаний с целью использования его в практической деятельности других организаций. Главная задача заключалась в разработке практических направлений, способствовавших получению максимальной прибыли и удовлетворения нужд и желаний потребителя.
Предпринимались попытки синтезировать' идеи классической школы менеджмента и школы человеческих отношений.
Наиболее ярким представителем этого направления является Питер Друкер, предложивший концепцию управления по целям (МВО). В 1954 г. он выделил семь категорий результативности организационных систем: действенность, экономичность, качество продукции, производительность, качество жизни работников, прибыльность, инновации.
Действенность измеряется такими показателями эффективности управления, как удовлетворенность потребителя, социальная ответственность, результативность работников и менеджеров. Экономичность характеризует результативность персонала; качество продукции - результативность руководства и работников; качество жизни работников - социальную ответственность и уровень подготовки руководителей; прибыльность - финансовое состояние компании; инновации - результативность вложений в техническое переоснащение, организацию, производство.
Основным объектом исследования в рамках этой школы являлся менеджер, имеющий управленческий опыт. Изучались функции руководителя, критерии подбора и оценки управленческого персонала. Были сформулированы общие обязанности менеджеров:
1) определение целей организации и способов их достижения;
2) создание организационной структуры, подбор менеджеров, классификация и распределение работ;
3)обеспечение побудительных мотивов;
4)анализ и оценка деятельности организации;
5) обеспечения развития и продвижения персонала.