Выбор темы и назначение руководителя курсовой работы

Каждый студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы из утвержденной кафедрами тематики. Одна и та же тема, как правило, не может быть закреплена за несколькими студентами группы. Избранные темы утверждаются деканом факультета.

В порядке исключения студент может предложить для своей курсовой работы тему, не предусмотренную перечнем кафедры, в таком случае решение о ее закреплении принимается кафедрой.

Изменение темы курсовой работы допускается лишь в отдельных случаях с разрешения декана факультета при наличии у студента уважительной причины.

После выбора темы и ее согласования с руководителем студент в течение двух недель должен составить примерный план-график подготовки курсовой работы.

Общее руководство и контроль за своевременной разработкой студентами курсовых работ осуществляется заведующим кафедрой. Научное руководство осуществляют руководители, назначенные заведующим кафедрой из числа преподавателей кафедры. Руководителем обычно назначается преподаватель, ведущий в учебной группе практические занятия по дисциплине.

Научное руководство курсовой работой включает:

- выяснение руководителем степени подготовленности студента к разработке выбранной темь:

- помощь студенту в определении направления разработки темы, выборе понятийного и методологического аппарата, формулировании целей и задач курсовой работы, в разработке ее структуры, плана экспериментального или социологического исследования (если оно предполагается);

- рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников;

- консультации по вопросу выбора метода и методик использования и обобщения статистических данных, взятых из литературных источников;

- консультации и помощь по содержанию, стилю написания и оформлению работы;

- анализ подготовленной курсовой работы, указания и рекомендации по устранению недостатков и неточностей;

- написание отзыва с выводом о возможности допуска к защите;

- своевременное информирование руководства кафедры и факультета в случае значительного отклонения от графика подготовки курсовой работы, при возникновении проблем, способных поставить под вопрос завершение работы в установленный срок.

Кафедра на своих заседаниях периодически заслушивает информацию руководителей и студентов о ходе подготовки курсовых работ. В установленные сроки курсовая работа сдается на кафедру. Она должна быть правильно оформлена и подписана автором на последней странице. Руководитель знакомится с работой, оценивает ее содержание, проверяет соблюдение требований к оформлению.

При невыполнении требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы руководитель возвращает ее для доработки. Студенты, несвоевременно подготовившие курсовые работы или получившие неудовлетворительную оценку, к экзаменационной сессии не допускаются.

3.3 Структура курсовой работы, ее содержание

Объем курсовой работы составляет от 20 до 35 страниц «компьютерного» текста через 1,5 интервала. При наличии приложений объем может быть и большим. Примерная структура курсовой работы:

- титульный лист (1 с.) с наименованием темы, а также с указанием фамилии, имени и отчества студента и руководителя-консультанта;

- содержание курсовой работы (1 с.);

- введение (2-3 с.);

- содержание работы, состоящее из 2-3-х глав, имеющих 2 и более вопросов (параграфов);

- заключение (1-3 с.);

- список литературы;

- приложения.

Во введении студент обязан обосновать актуальность избранной темы, кратко осветить состояние ее научной разработки, указать на объект и предмет исследования, сформулировать цель и конкретные задачи исследования, раскрыть методы и приемы работы.

В курсовой работе подробно раскрывается содержание вопросов темы. Их рассмотрение должно отвечать требованиям научности, логической последовательности, конкретности и доказательности, связи теории с практикой. Анализ каждого вопроса темы должен заканчиваться убедительными выводами. При использовании в работе литературных источников в виде прямого или косвенного цитирования на них должны делаться ссылки.

Заключение представляет собой краткое обобщение рассмотренных вопросов темы, общие выводы и предложения. Оно может включать краткую характеристику перспективы изучения и научной разработки проблемы.

В список литературы студент включает только те источники, которые он использовал при написании курсовой работы.

В приложение выносятся таблицы, графики, схемы, образцы документов, опросных листов и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют содержание, помогают раскрытию основных проблем.

Оформление курсовой работы

Когда курсовая работа в основном завершена, студент совершенствует литературное изложение материала, уделяя внимание правильному редакционно-техническому оформлению ее в целом.

Работа начинается с титульного листа и плана-оглавления. Образцы их представлены в приложениях А и Б. Текст работы должен быть напечатан с использованием компьютерной техники на одной стороне листа бумаги формата А4, шрифт Times New Roman – 14, интервал полуторный, выравнивание по ширине, абзацный отступ – 1,25. Слева -30, справа - 15, снизу и сверху оставляются поля по 20.

Нумерация страниц производится вверху листа с выравниванием по центру последовательно, начиная с 3-й страницы после титульного листа и содержания работы, которые считаются, но не нумеруются.

Все структурные элементы (Введение, Главы, Заключение, Список литературы, Приложения) начинаются с новой страницы, кроме параграфов внутри глав.

Названия параграфов и подзаголовки вопросов отделяются от основного текста пробелом в 2х1,5 интервала.

Каждая глава нумеруется арабскими цифрами без точки в конце и имеет краткий, соответствующий содержанию, заголовок. В конце заголовка точка не ставится. Заголовки структурных элементов работы (Содержание, Введение, Названия глав, Заключение, Список литературы, Приложения) располагаются по центру строки и печатаются строчными буквами (форматирование по центру). Перенос слов в них не допускается. Слово «глава» не печатается. Расстояние между названием главы и параграфом, а также между названием параграфа и текстом – по 1 строке. Расстояние между параграфами внутри главы – 2х1,5 интервала.

Параграфы следует нумеровать в пределах каждой главы. Номер каждого параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце наименования параграфа точка не ставится. Не допускается размещать заголовки глав и параграфов на одной странице, а относящийся к ним текст – на следующей.

Приведенные в тексте или в сносках названия литературных источников, список литературы оформляются в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати. Образец оформления списка литературы дан в приложении В.

В приложениях помещается материал, дополняющий курсовую работу и носящий вспомогательный характер. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием справа наверху страницы слова «Приложение». Каждое приложение обозначается заглавными буквами русского алфавита, начиная с «А», за исключением букв «Ё», «З», «Й», «О», «Ч», «Ь», «Ы», «Ъ». В тексте должны быть ссылки на все приложения. Приложение должно иметь заголовок, расположенный строкой ниже посередине. Заголовок приложения начинается с заглавной буквы, в конце него точка не ставится.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Расстояние от предыдущего и последующего текста до формулы или уравнения должно быть равно одной строке. Используемые в тексте формулы нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы на уровне нижней строки формулы, к которой относится номер. Если формула содержит дробь, то ее номер ставится на уровне горизонтальной черты дроби на правой стороне листа. Если в работе только одна формула или уравнение, их не нумеруют. Формулы, приведенные в работе, должны иметь сквозную нумерацию.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Все формулы необходимо набирать с помощью редактора формул.

Пример:

Коэффициент износа основных фондов рассчитывается по формуле:

Выбор темы и назначение руководителя курсовой работы - student2.ru (1)

где Выбор темы и назначение руководителя курсовой работы - student2.ru – стоимость основных фондов на начало года по их полной стоимости, тыс. руб.;

Выбор темы и назначение руководителя курсовой работы - student2.ru – стоимость основных фондов на начало года по их остаточной стоимости, тыс. руб.

Таблицы применяют для большей наглядности результатов расчета, анализа и удобства сравнения различных показателей. Таблица представляет собой способ подачи информации в виде перечня сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам (колонкам).

Название таблицы должно быть кратким и точным. Название следует помещать над таблицей, по центру строки. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией. После заголовка таблицы точка не ставится. Порядок оформления таблиц дан в приложении Г.

При переносе таблицы на следующую страницу пронумеровывают ее графы и повторяют их нумерацию на следующей странице; заголовок таблицы не воспроизводят, но над ней помещают надпись, например, «Продолжение таблицы 5», располагаемую справа в конце строки.

Нумерация таблиц в приложениях производится отдельно - арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Таблицу в зависимости от ее размера размещают либо под текстом, в котором впервые указана на нее ссылка, либо в тексте на следующей странице после первого упоминания. При необходимости уместить на одной странице таблицу с большим количеством граф, ее можно развернуть на 90° таким образом, чтобы после ее просмотра при возвращении текста в исходное положение движение возврата было против часовой стрелки. То есть заголовок таблицы в этом случае будет расположен у левого поля страницы.

Ширина всех таблиц должна соответствовать ширине текста.

Перед названием таблицы и после таблицы пропускается по одной пустой строке.

К иллюстративному материалу относят диаграммы, графики, схемы, рисунки, фотографии (приложение Д). Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации. После номера рисунка точка не ставится, а ставится тире. Нумерация рисунков сквозная по тексту.

Цитирование является необходимым элементом написания КР. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка.

Ссылка на источник производится с помощью подстрочных сносок, она может быть также и внутритекстовой. Внутритекстовая ссылка следует сразу за окончанием цитаты, взятой в кавычки, оформляется указанием номера источника из списка использованных источников и, через запятую, номера страницы, с которой взята цитата, заключенных в квадратные скобки.

Например, «… основное направление денежно-кредитной политики» [17, с. 125].

Внутритекстовую ссылку можно оформить путем указания в конце абзаца номера источника литературы, заключенного в квадратные скобки.

Например: … в различных областях гражданского, таможенного, хозяйственного и трудового права [27].

Подстрочная сноска помещается внизу той страницы, на которой было осуществлено цитирование, под текстом. Нумерация сносок может быть постраничной или сквозной по всему тексту.

Например, «Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги»¹.

____________________________

¹ Менеджмент / под ред. Ф.М. Русинова, М. Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2012. — С. 25.

Если один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, его название и выходные данные приводятся полностью только первый раз, а затем отмечают «Там же», например:

___________________________

2 Там же. – С. 85.

Список использованных источников (библиография) помещается вслед за основным текстом после заключения курсовой работы. В списке использованных источников должен соблюдаться алфавитный порядок.

При алфавитном принципе расположения в списке литературные источники группируются в порядке русского алфавита по фамилиям авторов и заглавиям книг. Произведения различных авторов, носящих одинаковую фамилию, располагаются в алфавитном порядке по инициалам. Несколько работ одного и того же автора располагаются в алфавитном порядке по заглавиям.

Общая последовательность в списке используемых источников следующая:

- Конституция РФ;

- Кодексы;

- Федеральные законы РФ;

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- законы субъектов РФ;

- диссертации;

- авторефераты диссертаций.

В алфавитном порядке:

- монографии, учебники, учебные пособия и статьи в периодических изданиях;

- источники на иностранных языках;

- официальные сайты.

В курсовой работе не допускается выделение жирным шрифтом, подчеркнутым или курсивом.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту. Вписывать в отпечатанный текст работы отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.

Листы курсовой работы должны быть аккуратно скреплены (подшиты в папку).

Наши рекомендации