Анализ внутренней среды предприятия
Анализ внутренней среды предприятия затрагивает следующие аспекты:
1) накопление общих сведений о предприятии, включающих:
· отраслевую принадлежность и вид деятельности;
· форму собственности;
· количество работающих, в том числе управленческого персонала;
· уставной фонд и стоимость основных фондов;
· основных потребители готовой продукции (услуг) и основных поставщики.
2) анализ производственных и материальных потоков, используемые производственные технологии и оборудование, организацию производства и труда промышленного персонала.
3) анализ экономического положения (финансовый анализ) затрагивающий доходность, рентабельность, оборачиваемость фондов, наличие свободных финансовых ресурсов и возможность их получения.
4) анализ системы управления, затрагивающий:
· распределение и закрепление за структурными подразделениями конкретных и специальных функций;
· организационную структуру управления;
· преимущественно используемые методы управления;
· господствующий стиль управления;
· сложившуюся методику принятия управленческих решений.
5) анализ персонала предприятия, включающий оценку:
· знаний, навыков и квалификации сотрудников;
· сплоченности (корпоративного духа) организации;
· преобладающих интересов сотрудников и их возможных изменений.
Основная цель анализа внутренней среды - определение степени эффективности использования имеющихся ресурсов. Основное внимание при этом уделяется взаимоотношениям и взаимодействию ресурсов и результатов, усилий и достижений, затрат и доходов.
Источники информации для анализа внутренней среды предприятия можно разделить на объективные и субъективные.
Объективные источники - это отраженные в бухгалтерской и статистической отчетности результаты производственно-хозяйственной деятельности. Основное их достоинство - предоставляемая возможность объективного анализа, а основной недостаток - сложность выявления проблем какой-либо конкретной деятельности на предприятии из общей совокупности проблем предприятия.
Субъективные источники - результаты анкетирования, тестирования, интервьюирования руководителей, специалистов и внешних экспертов. Основное их достоинство - возможность сконцентрироваться на специфических проблемах различных служб предприятия и возможность получения недокументируемой информации, а основной недостаток - не очень высокая степень достоверности.
Анализ внешней среды
Основными аспектами анализа внешней среды предприятия являются:
1) анализ существующих аналогов продукции предприятия;
2) анализ существующих технологий в той отрасли, где работает предприятие, и возможное их развитие;
3) анализ государственной политики, уделяя основное внимание возможным ограничениям видов деятельности предприятия;
4) анализ состояния рынков сбыта и потребления, уделяя основное внимание
· доле рынков сбыта и устойчивости положения на них;
· отношению потребителей к продукции предприятия и возможным изменениям поведения потребителей;
· поведению конкурентов и их возможностям повышения качества продукции и изменения цен на нее;
· взаимоотношениям с поставщиками и партнерами.
Анализ инвестиций
Методы анализа инвестиций могут быть разделены на статические и динамические. Статические методы отличаются от динамических тем, что они не учитывают инфляционных процессов и, следовательно, изменения различных процентных ставок. В следствие этого, статические методы являются более простыми и дешевыми, но с их помощью можно анализировать только краткосрочные проекты.
Как среди статических, так и среди динамических методов можно выделить:
· методы сравнения издержек;
· методы сравнения прибылей;
· методы сравнения рентабельностей;
· методы сравнения амортизации.
Характеристика этих методов представлена в табл. 9.1.
Таблица 9.1.
Методы анализа инвестиций.
Метод | Содержание | Достоинства | Недостатки |
Сравнение издержек | Сравнение издержек либо предприятия в целом, при условии, что производственные мощности одинаковые, либо единицы продукции, если мощности разные. | 1) простота, 2) позволяет формировать базу данных для сравнения с издержками конкурентов. | 1) применяется только при оценке однотипных проектов, 2) минимизация издержек не всегда обеспечивает максимизацию прибыли |
Сравнение прибыли | Сравнивается ожидаемая в результате реализации проектов прибыль либо предприятия за определенный период, либо приносимая единицей продукции. | Позволяет оценивать не только издержки, но и выручку. | 1) Имеет высокую степень неопределенности из-за сложности прогнозирования выручки; 2) Высокая сложность и стоимость. |
Сравнение рентабель ности | Рентабельность определяется: 1) как отношение прибыли после реализации проекта к инвестированному капиталу 2) как отношение изменения (роста) прибыли к инвестированному капиталу. | 1) Дает возможность сравнивать разные по содержанию проекты. 2. Дает наиболее полное представление об эффективности инвестиций. | Аналогично методу сравнения прибылей. |
Сравнение амортиза ции | Сравнение времени, в течении которого можно вернуть инвестированный капитал. | Дает возможность определить наиболее важную для внешнего инвестора информацию. | 1. Не учитывает последствий проекта для предприятия в целом. 2. Быстрый возврат инвестированного капитала не означает высокой рентабельности проекта. |
Контрольные вопросы к теме №9:
1. Для осуществления контроля необходимо ...
2. Основными требованиями, которым должны удовлетворять нормативы, являются ...
3. Нормативы деятельности труднее установить для ...
4. Корректировка деятельности, при ее отклонении от плана, может осуществляться ...
5. Обратная связь предназначена для ...
6. Соответствие системы контроля личным качествам руководителя означает ...
7. Объективность контроля достигается за счет ...
8. Методами предварительного контроля являются ...
9. Контроль либерального руководителя концентрируется на ...
10. Анализ в системе менеджмента предназначен для ...