Сущность методов менеджмента, их характеристика
Менеджмент – это творчество, основанное на применении методов.
Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1).
В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.
Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.
Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности.
При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:
- скорость достижения цели;
- вероятность достижения цели;
- отношения подчинения;
- личность управляемого;
- личность управляющего;
- экономическую самостоятельность;
- климат в коллективе.
Таблица 4.1
Методы менеджмента
Экономические методы менеджмента
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Экономические методы менеджмента
К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:
- удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;
- нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
- оборачиваемость оборотных средств;
- производительность труда;
- капиталоотдача инвестиций;
- фондовооруженность труда;
- удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;
- уровень автоматизации производства и управления и др.
Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.
Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.
Коммерческий расчет
Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.
Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области:
- распределения инвестиций;
- размещения производства;
- развития технологий;
- кадровой политики;
- обеспечения рентабельности и сбыта;
- финансирования и кредитования;
- структуры капитала и т.д.
В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3).
Таблица 4.3