Тема 2. История развития управленческой мысли
Развитие взглядов на менеджмент, основные подходы. Характеристика и вклад отдельных школ управления. Школа научного управления. Принципы У.Тейлора. Классическая (административная) школа управления. Принципы управления А.Файоля. Бюрократизм М.Вебера. Школа организационного поведения (школа человеческих отношений). Количественный подход в менеджменте. Ситуационный подход к управлению.
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто является основоположником научной школы управления?
2. Назовите основные характеристики идеальной бюрократии М.Вебера.
3. Кто являлся руководителем Хотторнских экспериментов?
4. Кого считают автором процессного подхода в менеджменте?
5. Что предполагает ситуационный подход?
Тема 3. Организация как система управления
Понятие и признаки организации. Внутренняя среда организации: характеристика основных переменных. Внешняя среда организации. Жизненный цикл организации.
Определение организации, принципы и необходимые условия ее существования; характеристика объекта и субъекта управления. Уровни управления. Анализ основных этапов жизненного цикла организации, прогнозирование возможных кризисов на каждом из них. Основные виды разделения управленческого труда: горизонтальное и вертикальное разделение. Понятие внутренней среды и характеристика и взаимодействие основных ее переменных: цели, задачи, структура, люди, технология, информация. Взаимодействие организации и внешней среды, основные характеристики внешней среды. Среда прямого воздействия и ее факторы. Среда косвенного воздействия.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дать определение организации.
2. Представить графически жизненный цикл организации.
3. Приведите определение формальной и неформальной организации, в чем их особенности?
4. В чем специфика вертикального разделения труда?
5. Назовите признаки, по которым производят горизонтальное разделение труда.
6. Проведите анализ взаимосвязей внутренних переменных организации.
7. Назовите примеры влияния факторов внешней среды на деятельность организации и ее отдельных подразделений.
Тема 4. Типы организаций и проектирование организационных структур
Понятие организационной структуры управления; типология организаций и их структур по отдельным признакам.
Типы организаций по взаимодействию с внешней средой (механистический и органический тип). Типы организаций по взаимодействию подразделений (традиционная организация - линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная; дивизиональная; матричная). Типы организаций по взаимодействию с человеком (корпоративная и индивидуалистская организация).
Новые типы организаций, разновидности организационных структур (эдхократические, многомерные, партисипативные, предпринимательские и организации, ориентированные на рынок). Проектирование и развитие оргструктур на предприятиях, оценка их эффективности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные отличия корпоративного типа организации от индивидуалистского.
2. Перечислите преимущества и недостатки линейной, функциональной, дивизиональной и матричной организационных структур.
3. В чем состоят принципиальные отличия новых типов структур от традиционных.
4. Назовите основные этапы проектирования организационной структуры.
Тема 5. Функции управления
Основные функции менеджмента и их взаимосвязь. Планирование в системе менеджмента: разновидности планирования и типы планов, принципы эффективного планирования. Роль функции прогнозирования в системе менеджмента, методы прогнозирования.
Организация как функция менеджмента, принципы организации. Полномочия и их типы. Распределение полномочий. Полномочия и ответственность.
Мотивация: понятие, теории (содержательные и процессуальные). Современные проблемы мотивации работников.
Контроль и координация как функция менеджмента. Необходимость контроля и его виды. Процесс контроля, его элементы, принципы эффективности. Контроллинг: структура и содержание.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сформулируйте основные компоненты управленческого цикла.
2. Назовите отличительные особенности системы планов, существовавшей в командно-административной экономике, и планирования в условиях рынка?
3. Что такое потребности человека, почему необходимо их учитывать при разработке систем мотивации?
4. Проведите сравнительный анализ содержательных и процессуальных теорий мотивации.
Тема 6. Методы менеджмента
Общая характеристика и понятие методов менеджмента. Классификация методов управления.
Экономические методы. Границы и условия их эффективного применения.
Административные (организационно - распорядительные) методы. Границы и условия их эффективного применения.
Социально-психологические методы. Границы и условия их эффективного применения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите возможные формы проявления организационно-распорядительных методов.
2. С какими типами подчинения связано административное воздействие?
3. На ваш взгляд, экономические методы имеют больше преимуществ или недостатков по сравнению с административными?
4. Что является основным средством воздействия на коллектив для руководителя, отдающего предпочтение применению социально-психологических методов в своей работе?