Менеджмент и различные подходы к определению понятия.
Менеджмент и различные подходы к определению понятия.
Существует много подходов к определению понятия «менеджмент». Можно рассматривать мен-т как процесс управления людьми в организациях с применением специфических функций менеджмента. Менеджментом также является орган управления на предприятии. В современной литературе выделяется 2 подхода к определению менеджмента. С одной стороны, мен-т – это искусство управления, с другой – наука управления. Предметом менеджмента как науки является механизм управления, органы структуры управления, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура и всё то, что составляет систему управления. Под механизмом управления понимают - функции и процессы планирования, прогнозирования, организации, принятия решений, мотивации, контроля и учёта в их совокупности. Эти функции взаимно дополняют друг друга, раскрывая сущность менеджмента. Менеджмент как наука – наука управления, возникшая на базе практической деятельности по управлению организациями и имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. В самостоятельную область знаний, в науку мен-т выделился в конце 19 века. Датой рождения менеджмента называют 1911 год, когда вышел в свет труд Тейлора «Принципы научного управления». На самом деле наука об управлении начала зарождаться давно.
Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»
Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Понятие «менеджмент» относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией
В теории управления производственно-хозяйственными и социально-экономическими системами, рассматривается три уровня:
макроуровень – управление народным хозяйством государства;
мезоуровень – управление отраслями, регионами;
микроуровень – уровень отдельных предприятий.
Менеджмент, как правило, рассматривает микроуровень, который в свою очередь имеет высшее звено управления (президент, вицепрезидент), среднее звено (управление отдельными производствами, цехами, отделами), низовое звено, осуществляющее в основном контроль за выполнением производственных заданий (операционный управляющий).
От обычного управления менеджмент отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуаций.
Менеджмент как целенаправленное воздействие
Менеджмент – целенаправленное воздействие на людей для достижения поставленных целей. Предметом воздействия менеджмента могут быть не только отдельные работники, но и сформированные определенным образом группы людей или какие-либо организации в целом.
Менеджмент как процесс реализации функций.
Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.
Менеджмент как процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя - менеджера - и требует от его принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается всех уровней управления.
Уровни менеджмента.
Иерархия управления – это организационная структура, имеющая форму пирамиды и состоящая из высшего, среднего и низшего уровней управления.
Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу):
1. Технический – это ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производственной работы без срывов в производстве продукции и оказании услуг.
2. Управленческий – это координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, также разработка производственных программ и бюджета.
3. Институционный – разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разным переменам и регулирование взаимоотношений с окружающей средой.
Типология менеджмента.
Классификация типов менеджмента по методологии взаимодействия с объектом управления:
* тцадионный. Традиционный подход разрабатывает и, используя принципы и правила управления, пригодные для любых организаций. Традиционный подход понимает менеджмент как достаточно простое одномерное взаимодействие людей и (или) организаций. По сути, такой менеджмент исходит из того, что все объекты управления одинаковы и одинаково реагируют на одинаковые воздействия. Системный подход концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого. Основными элементами системного подхода являются: вход в систему (поступающие ресурсы); процесс преобразования Отступивших ресурсов в продукт; выход из системы (продукт); обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении);
* системный концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого. Основными элементами системного подхода являются: вход в систему (поступающие ресурсы), процесс преобразования отступивших ресурсов в продукт, выход из системы (продукт), обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении);
* ситуационный. Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях. В системотехнике под ситуацией понимают тройку: «состояние объекта управления» - «располагаемые управляющие воздействия» - «последствия управляющих воздействий»;
* социально-этический. Социально-этический менеджмент направлен на снижение вероятности принятия решений, способных привести к нанесению недопустимого ущерба финансовой, технологической, технической, кадровой, внешней и внутренней структурам объектов, попадающих в сферу влияния принимаемых решений. При этом объект деятельности выбирают в результате социально-этического маркетинга, а рассматривают операции, не имеющие своей целью нанесение недопустимого ущерба (военные, посредники, потребители), живая природа, общество в целом, если их зависимость этих решений не может быть признана ничтожно малой. Цели управления (например, максимизация прибыли и т. п.) при социально-этическом менеджменте должны учитывать в качестве ограничения требование не нанесения недопустимого ущерба другим элементам рыночной системы. Это требование должно учитываться и при формализации целей управления в процессе синтеза критерия оценки эффективности принимаемого решения. Например, критерий может быть сформулирован следующим образом: «Максимизировать чистую прибыль, при недопущении определенных последствий (признанных недопустимыми: изменения долей на рынке более 3% в календарный период, изменения цен более, чем на 2% в месяц и т. д.) для определенных участников рынка». Социально-этический менеджмент может быть использован для управления социальными процессами, обеспечением безопасности жизнедеятельности, правового регулирования и других областей жизнедеятельности;
* морально-этический. Морально-этическим (или японским) назван менеджмент персонала при патерналистском отношении к сотрудникам (в том числе пожизненный наем), со значимым использованием моральных стимулов, обучением в процессе практической деятельности посредством ротации кадров и т. п. Этот тип менеджмента наиболее ярко практикуется в Японии. Поэтому представляется возможным назвать его японским. Практикуется он только в отношении персонала;
* стабилизационный направлен на стабилизацию финансовой, технологической, технической, кадровой, внешней и внутренней структуры организации.
Необходимость соответствия между типами менеджмента и планирования обусловлена тем, что менеджмент включает в качестве составляющих: планирование, мотивирование, организацию, контроль. Поэтому менеджмент может рассматриваться как инструмент реализации соответствующих планов. А типов менеджмента не может быть меньше, чем типов планов. Более того, представляется естественным, что тип менеджмента при классификации по времени наступления последствий для объекта управления должен соответствовать типу плана.
Типы менеджмента по времени наступления последствий для объекта управления и среды:
* стратегический. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение. Стратегический менеджмент – это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегический план фирмы определяет, какими именно направлениями (программами, производствами) она будет заниматься, исходя из имеющихся ресурсов, и излагает задачи этих направлений;
* перспективный (бизнес-план, перспективный план). Перспективный менеджмент направлен на реализацию бизнес – или перспективных планов. Целями бизнес планирования является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы. Разработка перспективного плана предприятия осуществляется после принятия решений по производству конкретного изделия, объему производства и т. д. При этом объектом планирования является процесс производства изделия в целом.
* оперативный представляет собой набор действий и концепций направленных на оперативное решение задач, посредством разбиения более сложной задачи на отдельные составляющие, вследствие чего достигается более быстрый результат;
* текущий представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которыми организация занимается в настоящий момент времени.
По частоте принятия решений могут быть выделены следующие типы менеджмента:
* одноразовых решений. Менеджмент одноразовых решений применяется при решении крупных проблем, когда установить дату следующего решения по этой проблеме невозможно. Примерами таких решений на уровне страны может быть решение о вступлении страны в НАТО или СНГ, а на уровне ОПС – решения о создании или ликвидации;
* циклических решений. Менеджмент циклических решений применяется для решения проблем, имеющих известный цикл. Пример менеджмента циклических решений: один раз в год принимаются решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год;
* непрерывной цепи частых решений (процессный подход). Процессный менеджмент (менеджмент как процесс) имеет место тогда, когда необходимость в принятии решений возникает в случайные моменты времени по не связанным между собой проблемам настолько часто, чтобы считать процесс непрерывным. Менеджмент крупных ОПС (страна, территория и др.) можно считать процессным в той его части, которая не может быть отнесена к одноразовому или циклическому менеджменту. Это связано с тем, что некоторое количество менеджеров независимо друг от друга принимают решения, которые агрегируются (иерархически объединяются) в некоторый результирующий менеджмент с соответствующими последствиями.
Тема 2. Эволюция управленческой мысли, этапы, научные школы Предпосылки возникновения науки менеджмента. Основные направления развития управленческой мысли. Зарубежные школы управления: научного управления, классическая административная, человеческих отношений, социальных систем и др. Сущность и содержание системного подхода, организация как открытая система. Ситуационный подход в менеджменте. Теория Z. Организационная культура как мощный рычаг менеджмента. Маркетинг как концепция управления. Развитие науки управления в нашей стране. Особенности развития теории и практики менеджмента в различных странах. Американская и японская модели: их основные характеристики, сопоставительный анализ моделей. Проблемы и тенденции развития менеджмента в ХХI веке. Новые концептуальные подходы к менеджменту в ХХI веке
Теория Z.
Теория Z разработана американским профессором У.Оучи. Она основана на японском опыте управления, дополняет теории «X» и «Y» Д. Мак-Грегора.
Главной отличительной чертой этой теории является обоснование коллективных принципов мотивации. Согласно этой теории, на мотивацию работников должны влиять ценности всего предприятия.
Эти ценности у сотрудников надо развивать при помощи правильной организации и стимулирования преданности общим целям и коллективу, отношений солидарности, доверия. Цели работника и цели компании должны совпадать.
Теория Z имеет следующие принципы:
групповое принятие решений;
на мотивы людей влияют биологические и социальные потребности;
каждый несет ответственность за результат своего труда;
неформальный контроль за итогами труда на основе критериев оценки и четких методов;
организация должна постоянно организовывать мероприятия по самообразованию, и перемещать сотрудников с одного рабочего места на другое для их лучшего ознакомления с производством;
медленное продвижение по карьерной лестнице;
служебная карьера должна проходить медленно с продвижением людей при достижении ими определенного возраста;
руководство должно заботиться о своих работниках;
именно человек влияет на успешную деятельность компании, так как он является основой любого коллектива.
Преимущества теории «Z»:
Главное внимание уделяется мотивированию всего коллектива и раскрепощению инициативы сотрудника.
Руководители постоянно бывают на производстве, дружески общаются с подчиненными.
Медленное продвижение по службе, благодаря чему руководство может точнее оценить способности работников.
Обучение без отрыва от места работы.
Возможность постоянного повышения квалификации.
Недостатки теории «Z»:
В организацию, использующую такую теорию, обычно стремятся нанимать сотрудников себе подобных.
Применение патриархальных ценностей и традиций.
Не всех может устраивать медленное повышение по карьерной лестнице.
Современные крупные компании очень часто берут за основу построение системы мотивации персонала на основе теории Z. Предприятиям с многоуровневой организационной структурой чаще всего приходится сталкиваться с ее достоинствами и недостатками.
Менеджмент и различные подходы к определению понятия.
Существует много подходов к определению понятия «менеджмент». Можно рассматривать мен-т как процесс управления людьми в организациях с применением специфических функций менеджмента. Менеджментом также является орган управления на предприятии. В современной литературе выделяется 2 подхода к определению менеджмента. С одной стороны, мен-т – это искусство управления, с другой – наука управления. Предметом менеджмента как науки является механизм управления, органы структуры управления, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура и всё то, что составляет систему управления. Под механизмом управления понимают - функции и процессы планирования, прогнозирования, организации, принятия решений, мотивации, контроля и учёта в их совокупности. Эти функции взаимно дополняют друг друга, раскрывая сущность менеджмента. Менеджмент как наука – наука управления, возникшая на базе практической деятельности по управлению организациями и имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. В самостоятельную область знаний, в науку мен-т выделился в конце 19 века. Датой рождения менеджмента называют 1911 год, когда вышел в свет труд Тейлора «Принципы научного управления». На самом деле наука об управлении начала зарождаться давно.