Коммуникационный процесс, вербальные и невербальные коммуникации
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.
Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:
Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
Сообщение - непосредственно информация;
Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети);
Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.
Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:
Зарождение идеи или отбор информации;
Выбор канала передачи информации;
Передача сообщения;
Интерпретация сообщения.
Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:
1. внешние;
2. внутренние.
Внешние коммуникации – представляют собой обмен информацией, происходящий между предприятием и внешней средой. Такой обмен позволяет предприятию знать потребности потенциальных покупателей, анализировать деятельность посредников и конкурентов, а также отслеживать новые технологии, изменения в науке. От организации коммуникации зависит эффективность работы фирмы. Чем выше скорость передачи информации на предприятии, и чем она достовернее, тем продуктивнее работает.
Внутренние коммуникации - это обмен информацией, происходящий внутри фирмы, между её структурными подразделениями. Различают два вида внутренних коммуникаций: вертикальные и горизонтальные. Горизонтальные коммуникации – это процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня (линейными руководителями, которые не подчиняются друг другу. Горизонтальные коммуникации осуществляются с целью обмена результатами работы, опытом и навыками.
Вертикальные коммуникации – это обмен информацией между сотрудниками разных рангов (между руководителями и подчиненными).
Вертикальные коммуникации бывают нисходящие и восходящие.
Восходящие – представляют собой процесс передачи информации от подчиненных к руководителю в виде отчетов о деятельности структурного подразделения, комплексных планов и рационализаторских предложений.
Нисходящие коммуникации – это передача информации от руководителя к подчиненным в виде каких-либо указаний, приказов.
Межличностные коммуникации делят также на:
вербальные (словесные);
невербальные, призванные осуществить обмен информацией
без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д. Вербальные и невербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесты и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.
53. Шумы и обратная связь в коммуникационных системах.
Точность понимания получателем смысла высказывания станет очевидной для отправителя только тогда, когда произойдет смена коммуникативных ролей И получатель превратится в отправителя и своими высказываниями даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. В этом проявляется суть еще одного важнейшего элемента коммуникационного процесса - обратной связи.
Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято.
Шум - это любое вмешательство в процесс коммуникации, искажающее смысл сообщения. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируются от языка (в вербальном или невербальном оформлении) и различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.
Необходимо учитывать, что шум присутствует всегда, поэтому на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение значения передаваемого послания.
Высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. С позиций руководителя это должно обусловить снижение степени достижения целей в соответствии с передаваемой информацией.
Преграды (помехи) в коммуникациях:
1. Искажение сообщений
2.Информационные перегрузки (большой объем информации, менеджер не может и не умеет отбирать нужную и важную информацию).
3.Сообщение некорректно
4.Содержание сообщения воспринимается отрицательно
5.Сообщение передается в неблагоприятный момент
6.Условия неблагоприятные для принятия сообщения
7.Сплетни, слухи, домыслы.