Вербальные и невербальные средства коммуникации

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребенка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей.

В традиционной системе воспитания взрослые часто забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными «ярлыки»[4]: неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец.

Г.А. Урунтаева писала, что, требуя послушания, лишая ребенка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нем дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность[5].

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребенком, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

Эмпирические открытия, сделанные в начале века, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница «молчаливой педагогики», что ребенок - существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.

Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребенок - правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной.

Вербализованная форма - это осознание, обозначение того, что придает смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная - это ее эмоциональное проживание.

Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста.

Доказано, что существуют два языка общения: один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;

второй язык - это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций, переживаний.

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции[6].

Ребенок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведет: каким тоном говорит эта тетя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного.

Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребенка.

Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребенок хочет быть независимым и защищенным одновременно, он хочет от взрослого понимания.

И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, теплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов[7].

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

Заключение

В основе личностного взаимодействия лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремлении к взаимопониманию и сопереживанию. Именно общение, содержание, по мнению психологов, является одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым.

Было определено, что педагогическое взаимодействие воспитателя, т.е. его стиль общения, педагогическая оценка, типы, функции и их особенности, его влияния на дошкольника. Оценка может быть эффективной и наоборот.

Полученные факты подтвердили предположение о том, что существует определенная зависимость развития самооценки дошкольника от педагогического взаимодействия воспитателя.

Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в дальнейшем необходимо положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, доверие к ребенку, упражнения для повышения уровня самооценки дошкольника, эффективное и стимулирующая оценка педагогом ребенка – все это способствует повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.

Список использованной литературы

1. Волков Б.С. Детская психология. - СПб.: Феникс, 2010. - 540 с.

2. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Академия, 2011 – 575 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2011. – 490 с.

4. Панько Е.А. Воспитатель детского сада. - СПб.: Стела, 2011. - 632 с.

5. Пуговкин К.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2011. – 420 с.

6. Самыгин С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2011. - 729 с.

7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - Новосибирск: ЮКЕА, 2010. - 835 с.

[1] Пуговкин К.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

[2] Пуговкин К.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2011. – 38 с.

[3] Пуговкин К.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2011. – 42 с.

[4] Волков Б.С. Детская психология. - СПб.: Феникс, 2010. - 127 с.

[5] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - Новосибирск: ЮКЕА, 2010. - 317 с.

[6] Самыгин С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2011. - 255 с.

[7] Панько Е.А. Воспитатель детского сада. - СПб.: Стела, 2011. - 199 с.

Наши рекомендации