Вербальные коммуникаци. Невербальные коммуникации.

Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык,т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа:лексический и синтаксический.Речь является самым универсальным средством коммуникации,поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь,слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации),а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь.В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся:коммуникативная(функция обмена информацией);конструктивная(формулирование мыслей); апеллятивная(воздействие на адресата);эмотивная(непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая(обмен ритуальными(этикетными)формулами);метаязыковая(функция толкования).

Функцию,которую выполняет язык в процессе коммуникации,определяет вид высказывания и отбор слов.В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации,выделяют следующие типы высказываний:сообщение,мнение, суждение,рекомендация,совет, критическое замечание,комплимент,предложение,вывод, резюме,вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю.Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой.Но такое общение не является коммуникацией,так как не происходит обмена информацией.Внешняя речь включает в себя диалог, монолог,устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации.Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора,обусловленностью предыдущими высказываниями.Выделяют следующие виды диалога:информативный(процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником).Речевыми средствами манипуляции являются:эмоциональное воздействие,использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации;полемический;фактический(поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления.В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера,они общаются на уровне понимания или непонимания.

Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего(дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Контрольные вопросы

Задания на 1 рубежный контроль

1.Русский язык в современном мире.

2.Литературный язык – основа культуры речи.

3.Функциональные стили литературного языка.

4.Виды языковых норм.

5.Условия функционирования книжной и разговорной речи.

6.Особенности научного стиля речи.

7.Основные единицы речевого общения.

8.Принципы речевого взаимодействия.

9.Эффективность речевой коммуникации.

10.Виды процессуальных документов.

11.Каковы языковые особенности постановлений?

12.Перечислите основные разновидности протоколов.

13.В чем особенности речи допрашиваемых?

14.Как вы понимаете требование дословной записи показаний?

15.Какие проводятся языковые трансформации при изложении рассказа допрашиваемого?

16.Охарактеризуйте вопрос как средство получения информации.

Задания на 2 рубежный контроль

1.Доказательность и убедительность речи.

2.Невербальные средства общения.

3.Точность речи.

4.Каковы особенности устного публичного выступления как вида речевой коммуникации?

5.Какие требования предъявляются к личности и поведению оратора?

6.Каковы взаимоотношения оратора и аудитории?

7.Из каких этапов состоит подготовка к речи?

8.Какова структура речи?

9.Какие способы словесного оформления публичного выступления Вы знаете?

10.Русский язык в профессиональной деятельности юриста.

11.Расскажите о затруднениях, вызванных использованием паронимов в текстах деловой документации.

12Использование синонимов в текстах деловой и процессуальной документации.

13.Использование заимствованных слов в текстах деловой и процессуальной документации.

14.В чем заключается особенность употребления терминов в языке официальных документов?

15.Юридические клише.

16.Смысловая точность речи юриста: речевая избыточность и недостаточность.

Контрольные тесты

1. Какое из приведенных утверждений является логиче­ским определением понятия «язык»?

а) язык - ключ науки, орудие правды и разума;

б) языком учат, убеждают, наставляют;

в) язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим;

г) язык – естественно возникающая в человеческом обще­стве и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц.

2. Какова основная функция языка?

а) коммуникативная;

б) познавательная (когнитивная);

в) ценностно-ориентирующая;

г) волюнтативная (воздействия).

3. Укажите слова с правильным ударением:

а) обеспечение; августовский;

б) пАртер; алфавИт;

в) средствА; вЕрование;

г) ходАтайствовать; договОр.

4. Высшей формой национального языка является:

а) жаргон;

б) диалект;

в) просторечие;

г) литературный язык.

5. Устная речь – это речь звучащая, она подчиняется нор­мам:

а) орфоэпическим;

б) орфографическим;

в) пунктуационным;

г) акцентологическим.

6. Лексические нормы – это:

а) правила произношения слов;

б) правила образования морфологических форм слова;

в) использование слова в том значении (прямом или пере­носном), которое зафиксировано в словарях;

г) употребление терминов и иностранных слов.

7. Ударение в русском языке:

а) закрепляется за определенным слогом;

б) свободное, разноместное;

в) всегда падает на последний слог;

г) всегда падает на первый слог.

8. Какие варианты существительных в родительном па­деже множественного числа соответствуют литературной нор­ме?

а) помидоров;

б) грамм;

в) носков;

г) плечей.

9. Выберите правильные варианты произнесения слов:

а) Фомини [чн]а;

б) ску [шн]о;

в) посадо [чн] ый;

г) командирово[шн]ые.

10. Выберите правильные варианты произношения слов:

а) [д ]еканат;

б) [тэ]н[дэ]нция;

в) [т'] ермин;

г) ака [дэ]мия.

11. Расставьте ударение в словах.

Эксперт, завидно, баловать, ободрить, намерение, мастерски, асимметрия, феномен, пиццерия, маркетинг, некролог, жалюзи, красивее, еретик, христианин, договоренность, разомкнутый, госпитальный, сосредоточение, исчерпать, средства, упрочение, осведомление.

12. Расставьте ударение в словах.

Взяты, взят, взято, взята; правы, прав, право, права; темны (каковы?); темен (каков?), темно (каково?), темна (какова?); начаты, начат, начато, начата; проданы, продан, продано, продана; созваны, созван, созвано, созвана; поняли, понял, поняло, поняла; заняли, занял, занято, заняла; брали, брал, брало, брала.

13. Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в скобках.

1. Весть, сообщение, известие, уведомление (из института, из дому, с телефонного узла, из училища).

2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный, (сон, труд, характер, человек).

3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).

14. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:

1. Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, эксклюзивный, апеллировать, пунктуальный.

2. Мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный.

15. Запишите следующие слова в две колонки:

твердое произношение согласного перед Е;

мягкое произношение согласного перед Е.

Академия, дебют, демобилизация, депо, интеллект, тенор, терапевт, ателье, тембр, тент, интервью, кодекс, Одесса, пресса, тезис, терминология, реквием, агрессор, регресс, ректор, деградация.

16. Поставьте точки над буквой Е в тех словах, где это, на ваш взгляд, необходимо.

Безнадежный, блеклый, истекший (год), издевка, опека, афера, гололедица, оглашенный (приказ), решетчатый, недоуменный, бытие, житье-бытье, шерстка.

17. От данных слов образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Инженер, лекарь, директор, вексель, адрес, договор, доктор, егерь, ордер, профессор, учитель.

18. Образуйте словосочетания с данными предлогами.

Согласно, благодаря, вследствие, ввиду, наперекор, наподобие.

19. Запишите следующие слова в форме родительного падежа.

Герои, ростовчане, болгары, солдаты, партизаня, чехи, носки, монголы, рельсы, гектары, амперы, баклажаны, коррективы, южане, ружья, спальни, вишни, снадобья, драгуны, облака.

20. Вставьте пропущенные буквы.

Однажды, в будний день, поутру, я с дедом разгребал… на дворе снег. 2. Большинство завсегдатаев Гамбринуса состоял… вечными Сашкиными должниками. 3. Администрация завода, особенно директор и главный инженер, много времени уделя…т решению социальных проблем. 4. Плащ-палатка лежал… в свернутом виде. 5. Собака Кинг пропал… два дня назад.

21. Какой из перечисленных жанров относится к официаль­но-деловому стилю:

а) научная статья;

б) реферат;

в) рассказ;

г) доверенность.

22. Назовите стили литературного языка:

а) официально-деловой;

б) либерально-демократический;

в) разговорно-обиходный;

г) авторитарный.

23. Вам выделили льготную путевку. Какой документ от Вас потребуется?

а) объяснительная записка;

б) автобиография;

в) заявление;

г) письмо.

24. Какие требования предъявляются к языку и стилю до­кументов?

а) однозначность используемых слов и терминов;

б) соблюдение лексических, грамматических, стилистиче­ских норм;

в) использование эмоционально-экспрессивной лексики;

г) смысловая достаточность и лаконичность текста.

25. При выборе формы обращения в документе учитыва­ется:

а) служебное положение адресата;

б) сфера деятельности адресата;

в) степень личного знакомства;

г) физическое состояние адресата.

26. Какие языковые формулы выражают мотив создания документа?

а) в ответ на Ваш запрос сообщаем...

б) в подтверждение нашей договоренности...

в) в соответствии с письмом заказчика...

г) приказываю создать комиссию в составе...

27. Какие языковые формулы выражают причины созда­ния документа?

а) сообщаем Вам, что...

б) прошу Вас направить в мой адрес...

в) ввиду особых обстоятельств...

г) в связи с завершением работы...

28. Какие языковые формулы выражают распоряжение, приказ?

а) поздравляем Вас...

б) обязать руководителей всех подразделений академии...

в) изыскать дополнительные возможности для...

г) в целях обмена опытом направляем в Ваш адрес...

29. Какие языковые формулы выражают отказ от предло­жения?

а) ставим Вас в известность о том, что...

б) к сожалению, удовлетворить Вашу просьбу не представ­ляется возможным из-за...

в) организация извещает...

г) контроль за исполнением возложить на...

30. К особенностям русской официально-деловой письмен­ной речи относятся:

а) слабая индивидуализация стиля;

б) проявление любезности и сердечности;

в) эмоциональный характер изложения;

г) «мы – подход» в подаче информации.

31. Какие свойства отличают официально-деловую пись­менную речь?

а) наличие обязательных элементов оформления документа (реквизитов);

б) использование эмоционально-экспрессивной лексики;

в) проявление индивидуальности автора послания;

г) широкое употребление фразеологических оборотов.

32. Составителям деловых бумаг не рекомендуется:

а) навязывать адресату ожидаемый исход освещаемого в письме вопроса;

б) проявлять уважительное отношение к адресату;

в) намекать получателю на его мнимую невнимательность;

г) излагать мотивацию принятого решения.

33. Чем вызван «стилистический диссонанс» в приведенных примерах. Ответы обоснуйте.

Позвольте от вас звякнуть. Разрешите с вами покалякать. Был весьма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка? Какими судьбами, многоуважаемая Людмила Васильевна! Чао, господин директор! К концу года рапортуют труженики торговой сети столицы. Кара за небрежность в обороне постигла «Зенит» уже на четвертой минуте тайма. Строители обещали воздвигнуть здание нового хлебозавода.

34. Впишите по пять слов в каждую колонку таблицы.

Стилистически нейтральные слова Книжные слова Разговорные и разговорно-просторечные слова Профессионализмы Термины
         

35. Сделайте стилистическую правку текста.

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя играют огромное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после декабрьского восстания декабристов, и которая вынудила передовую молодежь отказаться от активной борьбы, они стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад, почувствовав свое превосходство перед другими.

1. Под культурой речи понимается:

а) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

б) использование слов в несвойственном им значении;

в) выбор и организация языковых средств, позволяющих до­стичь поставленных задач коммуникации;

г) использование слов-сорняков и слов-паразитов.

2. Отметьте правильные толкования слов:

а) амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие;

б) корифей – выдающийся деятель на каком-либо поприще;

в) менталитет – склад ума; мироощущение, мировосприятие;

г) ретроград – сторонник прогресса.

3. Какие слова могут сделать нашу речь непонятной, не­доступной адресату?

а) общеупотребительные слова;

б) эмоционально-экспрессивная лексика, выражающая эмо­ции, чувства;

в) пословицы и поговорки;

г) терминологическая лексика, иностранные слова.

4. Какие средства помогают сделать нашу речь образной, эмоциональной и выразительной?

а) аббревиатуры;

б) пословицы и поговорки;

в) крылатые слова и фразеологические выражения;

г) термины.

5. Какие факторы определяют формирование речевого эти­кета и его использование?

а) особенности партнеров (социальный статус, образование, профессия, возраст, пол и т.п.);

б) ситуация, в которой происходит общение (презентация, конференция, совещание, кадровая беседа и др.);

в) вредные привычки;

г) внешность участников общения.

6. В каких случаях этикет допускает обращение к адреса­ту на «ты»?

а) к хорошо знакомому адресату;

б) в официальной обстановке общения;

в) при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату;

г) к равному и младшему (по положению, возрасту) адре­сату.

7. Какие формы обращения приняты в современной Рос­сии?

а) ваше сиятельство, ваше превосходительство;

б) товарищ, товарищи;

в) господин, госпожа;

г) гражданин, гражданка.

8. Какое из приведенных утверждений является логиче­ским определением понятия «слушание»?

а) слушание – редкая способность и высоко ценится;

б) слушание – это необходимое условие правильного понима­ния позиции оппонента;

в) слушание – это процесс восприятия, осмысления и пони­мания речи говорящего;

г) слушание – это тяжелый труд, но и бесценный дар, кото­рым можно одарить другого.

9. К логическим доводам относятся следующие суждения:

а) ранее доказанные законы науки;

б) довод к чувству собственного достоинства;

в) аксиомы и постулаты;

г) обращение к товарищеским чувствам.

10. Какие жесты отвлекают внимание слушателей от речи, мешают ее восприятию?

а) изобразительные;

б) указательные;

в) механические;

г) ритмические.

11. Отредактируйте предложения, устранив речевые ошибки.

1. По обоим сторонам дорого росли деревья. 2. Работу нужно завершить к седьмому апрелю. 3. Зимняя сессия проходит в январе месяце. 4. Хозяева были недовольны поздним гостям. 5. По приезду в Москву мы отправились в гостиницу. 6 . Большая половина участников форума проголосовала «за». 7. Только две звездочки сияли в синем небосводе. 8. По прибытию поезда на перроне собрались встречающие.

12. Отредактируйте предложения, устранив ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 7. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 8. Изучая процессы разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

13. Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме:

1) патриот своей родины 9) период времени

2) экспонаты выставки 10) огромная махина

3) букинистическая книга 11) практика работы

4) свободная вакансия 12) взаимно друг к другу

5) народный фольклор 13) частная собственность.

6) автобиография жизни

7) габаритные размеры

8) реальная действительность

14. Отредактируйте фразы, устраняя случаи лексического плеоназма:

1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а просто не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 4. Последним остатком свободной торговли являются базары. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 7. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

15. Отредактируйте фразы, устраняя случаи тавтологии:

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы пытались раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 4. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 5. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.

16. Составьте словосочетания со следующими словами-паронимами:

Длинный – длительный, обидный – обидчивый, желанный - желательный, искусный – искусственный, разный – различный, особый – особенный, безответный – безответственный, дальний – далекий, соседний – соседский.

17. Составьте словосочетания с данными синонимами:

1) бедный, неимущий, несостоятельный, нищий; 2) беспокойство, волнение, тревога; 3) возрождать, восстанавливать; 4) гость, посетитель; 5) близкий, ближний, близлежащий, недалекий, смежный, соседний.

18. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с заключенными в скобки существительными:

1. Единый, один (момент, миг). 2. Долгий, продолжительный, долговременный (путь, сборы, кредит, воздействие, период). 3. Истинный, настоящий, подлинный, заправский (друг, человек, документ, охотник). 4. Исправить, устранить (недостатки, ошибки). 5. Обнаружить, открыть (закон, закономерность). 6. Осуществить, выполнить (программу, работу). 7. Повысить, усилить (внимание, интерес).

19. Найдите и исправьте в приведенных предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов:

1. В составе команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 5. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 6. Корпус и крышка клети созданы из модифицированного чугуна. 7. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.

20. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению:

1. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 2. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. 4. Отсутствует наличие стульев. 5. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 6. Недостоверные факты должны нас настораживать.

21. Кто является автором высказывания: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»?

1. В.Г. Белинский;

2. М. Сперанский;

3. М.В. Ломоносов;

4. Н. Кошанский.

22. Во вступлении оратор должен:

а) подчеркнуть актуальность темы;

б) сделать обобщения и выводы;

в) сформулировать цель выступления;

г) доказать выдвинутое положение.

23. Кому принадлежат слова: «Заговори, чтоб я тебя увидел»?

1. Марку Антонию;

2. Сократу;

3. Цицерону;

4. Квинтилиану.

24. В заключение выступления необходимо:

а) сказать, что слушатели напрасно потратили время;

б) закончить шуткой, не относящейся к теме речи;

в) повторить основную мысль речи;

г) подвести итоги сказанного, поставить конкретные за­дачи.

25. В главной части ораторского выступления:

а) излагается основной материал;

б) разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность;

в) формируется целевая установка речи;

г) содержится призыв к конкретным действиям.

26. Какие методы изложения материала используются в ораторской речи?

а) метод аналогии;

б) анкетный метод;

в) индуктивный метод;

г) дедуктивный метод;

д) логическая последовательность в подаче материала

27. Важнейшими условиями появления и развития ора­торского искусства являются:

а) безвластие и анархия;

б) демократические формы управления;

в) тоталитарные формы управления;

г) активное участие граждан в политической жизни стра­ны.

28. Как называли риторику во времена античности?

а) царицей всех искусств;

б) теорией убеждений коммуникации;

в) наукой о законах публичной речи;

г) искусством «о всякой данной материи красно говорить»

29. Синоним слова «риторика» является:

а) культура речи;

б) речевой этикет;

в) ораторское искусство;

г) полемика.

30. Высказывание: «Красноречие – дитя знаний» – это:

а) фразеологизм;

б) неологизм;

в) афоризм;

г) архаизм.

Список использованной литературы

1.Алехина И. Имидж делового человека. - М., 2000.

2.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение М., 2000.

3.Бороздина Б.В. Психология делового общения. – М., 1998.

4.Борисова Н.Н., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Основы стилистики, культуры речи и риторики. – Екатеринбург, 1995.

5.Былинский К.И. Язык газеты. – М., 1997.

6.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Для студентов вузов. – Ростов н/Д., 1999.

7.Венедиктова В.И. Деловая репутация: Личность, культура, этика, имидж делового человека. – М., 1996.

8.Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М., 1996.

9.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997

10.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

11.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001.

12.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. –М., 1989.

13.Граудина Л.К. О современной концепции. Третья волна/Рус. речь, 1992, №4.

14.Данкел Ж. и Парнхэм Э. Ораторское искусство – путь к успеху. – СПб., 1997

15.Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы. Учебное пособие. – М., 1991.

16.Жилина О.А. Деловой документ: специфика языка, стиля и структуры текста. – М., 1999.

17.Ивакина Н.Н. Орфография и пунктуация. Пособие для юриста. – М., 1999.

18.Карнеги Д., Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1999.

19.Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1997.

20.Культура устной и письменной речи: справочник для самообразования. _ М., 1997.

21.Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1998.

22.Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. – Красноярск, 1990.

23.Кожина Л.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.

24.Культура русской речи. Учебник для вузов/Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. -М., 1999.

25.Лазуткина Е.М. Культура речи среди других лингвистических дисциплин.//Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.

26.Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка//Известия ОЛЯ, №1, 1993.

27.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 1996.

28.Русский язык и культура речи/Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2001.

29.иротинина О.Б. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 1989.

30.Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. - М., 1997.

31.Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М., 1996.

32.Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 1996.

33.Розенталь Д.Э, Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 1996.

34.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.,2003

35.Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К.- Алматы, Қазақ университеті, 2008.

36.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс.- Алматы, 2007.

37.Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2006.

38.Салагаев В.Г. Студенческие научные работы. Академическая риторика. – Алматы: Раритет. 2004.

39.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.(Учебное пособие).- М.: Флинта: Наука, 2000.- 256с.

40.Бекишева Р.И., Мусатаева М.М. Пособие по научному стилю русской речи (юридический цикл) – Алматы, 2001.- 146с.

41.Карымсакова Р.Д., Жаппарова К.З., Айкенова Р.А. Пособие по русскому языку для студентов-юристов.- Алматы: КазГНУ, 2000.

42.Цой А.А. Развитие навыков научной речи.(Учебное пособие).- Алматы: АГУ им. Абая. 2000- 74 с.

43.Гиздатов Г.Г. Культура письменной речи юриста (Учебное пособие).- Алматы: Центр деловой книги, Глобус, 1999.

44.Абжанова Т.А., Кдырбаева Р.А., Кочергина Т.Д. Пособие по развитию навыков научной речи (филологический цикл)- Алматы: Санат, 1995. – 208 с.

45.Абдыкулова К.Е., Ким Г.В., Павленко В.К. Русский язык. Практический курс (Учебное пособие)- Алматы: Санат, 1995- 208 с.

46.Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи.- Алматы: Ана тiлi, 1993.- 143с.

47.Жаналина Л.К., Сарбаева Т.М. Практический курс русского языка.- Алма-Ата: Рауан. 1992.- 173 с.

48.Демидова А.К. Пособие по русскому языку.(Научный стиль. Оформление научной работы) – Москва, Русский язык, 1991.- 201с.

49.Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983, - 168 с.

Дополнительная литература

1.Алехина И. Имидж делового человека. - М., 2000.

2.Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998.

3.Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. - С-Пб., 2000.

4.Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.

5.Кукушника О.В. Типы речевых неудач в русском языке. - М., 1999.

6.Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1994.

7.Лаптева О. А. Живая русская речь с экрана. - М., 2000.

8.Сорины Е. и Н. Язык одежды или как понять человека по его одежде. М.- 1998.

9.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

10.Ширяев Е.Н. Когда слова излишни/Русская речь, №3, 1982.

11.Аминов И. И. Юридическая психология. М., 2007. С. 416.

12.Андреевский С. А. Избранные труды и речи. М., 2001. С. 424.

13.Васильев В. Л. Юридическая психология. М., 2008. С. 656.

14.Еникеев М. И. Юридическая психология. М., 2008. С. 336.

15.Кивайко В. Н. Юридическая психология. М., 2008. С. 176.

16.Кони А. Ф. Избранные труды и речи. М., 2000. С. 640.

17.Плевако Ф. Н. Избранные речи. М., 2008. С. 656.

18.Троянская Е.С. Обучение чтению научной литературы. Москва: Наука, 1989.

19.Пособие по обучению профессиональной научной речи. Москва: Высшая школа, 1984.

20.Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. Москва: Высшая школа, 1984.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«Профессиональный русский язык»

Самостоятельная работа студентов по дистанционным технологиям обучения предполагает изучение студентами материала по содержанию курса, который во время проведения аудиторных занятий не изучается или изучение которого носит обзорный характер. Тематика самостоятельной работы студентов определена в зависимости от специальности и объема часов, отводимых на самостоятельную работу студентов данной специальности.

После прохождения тем № 1,2,3, студентам необходимо выполнить и отправить преподавателю Самостоятельную работу № 1.

После прохождения тем № 4,5, студентам необходимо выполнить Самостоятельную работу № 2.

После прохождения тем № 6,7, студентам необходимо выполнить Самостоятельную работу № 3.

После прохождения тем № 8,9 студентам необходимо выполнить Самостоятельную работу № 4.

Студенты дистанционной формы обучения должны самостоятельно изучить теоретический материал, выполнить семинарскую работу, задания СРС, ответить на вопросы тестирования или самоконтроля.

После изучения тем №1,2,3,4,5,- необходимо сдать Рубежный контроль № 1.

После изучения тем № 6,7,8,9, необходимо пройти Рубежный контроль №2

Изучение курса следует начинать с подбора литературы, причем нужно иметь в виду, что список рекомендуемой литературы (см. Силлабус) не исчерпывает все имеющиеся сегодня пособия по информатике. Поэтому допускается использование любой доступной литературы, в которой освещены вопросы, содержащиеся в программе курса.

Ниже приведены рекомендации по изучению отдельных тем курса с указанием литературы по каждой теме и вопросы самоконтроля.

Для организации самостоятельной работы студентов и проверки ее результатов могут использоваться различные формы, методики и соответствующие им задания как для всей группы, так и для малых групп и индивидуальной подготовки, При этом должны учитываться как уровень подготовки студентов, так и поставленные цели и задачи.

В ходе семинарских занятий, СР и консультаций студентов необходимо учитывать специфику проводимых занятий, СР должны быть ориентированы на максимально самостоятельную работу студентов. В числе форм проведения различных видов занятий мoгут использоваться предварительно продуманные и направленные преподавателем дискуссии (с разыгрыванием исторических ситуаций), судебные процессы.

При семинарских занятиях может практиковаться подготовка отдельных тем занятий малыми группами студентов с презентацией их остальной части группы и обсуждением, написание рефератов, рецензий, обзоров литературы, сообщений но наиболее значимым первоисточникам, проработка и разбор тестов (и их составление студентами), составление кроссвордов, использование взаимного краткого письменного опроса (интервьюирование по вопросам темы), сравнительный анализ учений отдельных мыслителей или отдельных произведший и т.д.

Возможные задания для малых групп студентов (по 5-6 студентов, которые готовят тему самостоятельно, планируя и распределяя вопросы с учетом программы курса, распределяют и готовят роли, рефераты, исторические сценки, дискуссии, и т.д. постоянно консультируются с преподавателем в ходе подготовки ими задания).

Возможные примерные индивидуальные задания по подготовке рефератов (задание конкретизирует преподаватель, консультирует студента по плану реферата, его содержанию, оформлению и используемой литературе).

Как написать эссе и заполнить таблицы (схемы):

ЭССЕ (франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Эссе студента - это самостоятельная письменная работа по вопросу (проблеме), предложенной преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей автора. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

ТАБЛИЦЫ (схемы) являются удобной формой для отображения информации. Но таблицы выполняют лишь тогда свою цель, когда между строчками и столбцами имеется смысловая связь. Таблицы сложнее обычного текста, они действительно улучшают восприятие материала. Студенту, прежде чем заполнять таблицы нужно внимательно ознакомиться с материалом лекции, выполнить задания семинара и дополнительно прочитать материал по каждой теме. Заполнение таблицы по отдельным темам зависит от специфики раскрываемой темы. В таблицу нужно вводить информацию достоверную, проанализированную.

Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

Профессиональный русский язык

(наименование дисциплины)

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Тьютор Букетова Х.Т.

Специальность юриспруденция

Количество кредитов 2

Цикл дисциплин по выбору

Контингент студентов 46

Наши рекомендации

Вид литературы Шифр Наименование литературы Наличие Примечание
В библиотеке и на кафедре % обеспеченности
Негізгі   УДК 371.9 С 71 Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение М., 2000. +  
ББК743я723 К90 Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988. +  
Ю948.2я73 Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. +  
371.9 В 58 Т.А.Власова, М.С.Певзнер. О детях с отклонениями в развитии М.2000 +