Типовой стандарт предприятия

«ПЛАНИРОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ»

1. Разработан ________________________________

2. Введен в действие распоряжением №___ от «__» _____________ 20___

3. Редакция № __________

Содержание

1. Нормативные ссылки……

2. Термины и определения……

3. Общие положения……

4. Планирование процессов…..

5. Описание процессов……

6. Контроль и улучшение процессов…...

7. Взаимодействие процессов…..

8. Актуализация процессов…..

Приложение «А»*. Основные условные обозначения, используемые при составлении блок-схем…

Приложение «Б»*. Пример планирования, описания, контроля и улучшения процесса…

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок планирования, описания, контроля, улучшения и актуализации процессов, а также порядок контроля их взаимодействия.

Настоящий стандарт применяется во всех структурных подразделениях предприятия для реализации процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы управления качеством, системы управления окружающей средой и других систем управления, а также при проектировании технологических процессов.

Настоящий стандарт может быть использован полностью или частично.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте приведены ссылки на следующие стандарты:

ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения. Словарь.

ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности.

BS 6143:1992. Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процессы.

ИСО 5807:1985. Обработка информации. Обозначения документации и другие условные обозначения для составления блок-схем потоков данных, программ и систем, а также диаграмм системных ресурсов.

3. Термины и определения

В рамках настоящего стандарта используются определения, приведенные в ИСО 9000:2005, BS 6143:1992, а также следующие определения:

Продукция – результат процесса.

Примечание. К продукции относятся материальная продукция, перерабатываемые материалы, интеллектуальная продукция и услуги.

Процесс – система деятельности, которая использует ресурсы для преобразования входных потоков в выходные.

Процессный подход – применение в организации системы процессов (наряду с определением и взаимодействием этих процессов), а также их менеджмент.

Входные потоки – материалы и/или информация, преобразуемые процессом для создания выходных потоков.

Выходные потоки – результат преобразования выходных потоков.

Примечание. На практике выходные потоки включают:

а) то, что соответствует требованиям;

б) то, что не соответствует требованиям;

в) отходы;

г) информацию о процессе.

Управляющие воздействия – входные потоки, определяющие, регулирующие и/или влияющие на процесс.

Примечание. Управляющие воздействия охватывают процедуры, методы, планы, стандартные методики, стратегию и законодательство.

Ресурсы – содействующие факторы, не преобразуемые, чтобы стать выходным потоком.

Примечание. Примеры ресурсов включают людей (индивидуалы или группы), оборудование, материалы, помещения и окружающую среду.

Хозяин процесса – лицо, несущее полную ответственность за процесс и наделенное всеми полномочиями в отношении этого процесса.

Оператор процесса – лицо, уполномоченное контролировать процесс и вносить изменения в процесс.

Поставщик процесса – лицо, уполномоченное предоставлять входные потоки для процесса.

Потребитель процесса – лицо, уполномоченное получать выходные потоки из процесса.

Общие положения

По назначению процессы подразделяются на две основные категории:

· процессы жизненного цикла продукции;

· вспомогательные процессы (процессы, поддерживающие процессы жизненного цикла продукции).

К процессам жизненного цикла продукции предприятия относятся: маркетинг; проектирование и разработка продукции; проектирование процессов производства; закупки; производство или предоставление услуг; контроль готовой продукции, упаковка и складирование; сбыт и продажа.

К вспомогательным процессам относятся: управление материальными потоками, планирование, технологическое обслуживание и ремонт технологического оборудования, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление информационными потоками.

Процессы подлежат дальнейшей детализации по уровням в зависимости от целей и задач предприятия, а также в соответствии с требованиями принятой нормативной документации. Каждый процесс может быть совокупностью взаимосвязанных процессов нижнего уровня и частью процесса верхнего уровня.

Процессы системы управления качеством включают в себя как процессы жизненного цикла продукции, так и вспомогательные процессы. К вспомогательным процессам системы управления качеством относятся: управление документацией системы управления качеством, управление записями по качеству, планирование качества, аудит, статистический сбор и обработка данных, корректирующие действия, предупреждающие действия и другие.

Планирование процессов

В соответствии с положениями ИСО 9004:2000 и настоящего стандарта, исходными данными при планировании процессов является план качества продукции. План качества продукции формируется на основе следующей информации: стратегия организации; цели организации; потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон; законодательные и регламентирующие требования; оценка данных о характеристиках продукции; оценка данных о характеристиках процессов; установленные возможности для улучшения; оценка соответствующих рисков и данных об их уменьшении.

На основе плана качества продукции определяются процессы жизненного цикла продукции и вспомогательные процессы.

Планирование процесса включает следующие этапы: поименование процесса; определение хозяина процесса; определение входных потоков; определение выходных потоков; определение управляющих воздействий; определение ресурсов.

Описание процессов

Процесс должен быть описан в форме стандарта предприятия (СТП). СТП должен соответствовать требованиям СТП-1-00 «Порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, внедрения и изменения стандартов предприятия».

СТП может включать блок-схему процесса и графическое изображение модели процесса.

Модель процесса следует изображать в форме, представленной на рис.1.

 
  Типовой стандарт предприятия - student2.ru

Рис. 1 Графическое изображение модели процесса

Блок-схему процесса следует изображать в форме, представленной на рис. 2.

 
  Типовой стандарт предприятия - student2.ru Типовой стандарт предприятия - student2.ru Типовой стандарт предприятия - student2.ru

Рис. 2 Графическое изображение блок-схемы процесса

Блок-схема процесса определяет последовательность внутренних процессов с указанием регламентирующих и результирующих документов, обозначением выбора альтернативных решений (проверок), циклических связей, обозначением начала и конца процесса.

Настоящим стандартом принимаются условные обозначения для составления блок-схем процессов в соответствии с требованиями стандарта ИСО 5807:1985. Блок-схема процесса может быть на бумажном или электронном носителе в пакетах Microsoft Visio 2000 или Microsoft Word. Условные обозначения для составления блок-схем пакетов Microsoft Visio 2000 или Microsoft Word соответствуют требованиям стандарта ИСО 5807:1985 и настоящего стандарта.

Блок-схема процесса не должна содержать «тупиковых» внутренних процессов, которые не имеют выхода на последующие внутренние процессы либо на конец общего процесса. Внутренние процессы должны быть распределены по ответственным подразделениям и лицам.

Блок-схема процесса может быть вертикальной или горизонтальной, что определяется удобством компоновки изображения.

Наши рекомендации